Полк сформирован в октябре 1939 года как 521-я Группа танковых батальонов (521 GВС). Группа включала 4 танковых батальона (BCC) и дислоцировалась в Тунисе, кроме 64 ВСС, который находился в Алжире (Константина). На вооружении тунисских батальонов состояли средние танки D1, которые к началу Второй мировой войны уже порядком устарели. 64е BCC был вооружен машинами еще времен Первой мировой - ветеранами FT17/31, не имеющими практически никакой боевой ценности. Всего в Группе числилось 135 танков D1 и 45 FT17/31.
Танки Char D1 являлся прямым наследником FT-17 - лучшей боевой машины ПМВ. Впрочем, военных уже не устраивало слабое бронирование, невысокая скорость и проходимость ветерана, хотя вооружение (37-мм пушка и 7,5-мм пулемет) нареканий не вызывало. Исходя из этого, были сформированы требования к новому танку сопровождения пехоты (программа D): прежний состав вооружения и более высокие параметры подвижности и бронирования. Именно эта машина стала первой новинкой во французском танкостроении со времен выпуска FCM 2C (1921 год) и выпускалась с 1926 по 1932 год.
Корпус танка собирался из катаных броневых листов при помощи клепки. Толщина брони в лобовой части корпуса и бортов составляла 30 мм, нижняя часть борта - 16 мм (по другим данным - тоже 25), крыши и днища - 10 мм. Бортовые экраны имели толщину 10 мм. В наследство от FT-17 на D1 остался скошенный верхний бронелист машинного отделения, что отчасти компенсировало недостаточность бронирования. На корме устанавливался фирменный «хвост», увеличивавший длину танка до 5,76 м. Ширина корпуса также была увеличена (до 2,16 метров), что позволило нормально разместить 3-х человек экипажа. Впрочем, в башне ST2 находился только один человек, совмещающий функции командира, наводчика и заряжающего.
Вооружение танка состояло из 47-мм пушки SA34 со спаренным 7,5-мм пулеметом Reibel в башне и еще одного 7,5-мм пулемета, неподвижно закрепленного на месте механика-водителя. Боекомплект составлял 35 снарядов и 2000 патронов к пулеметам. В моторном отделении устанавливался карбюраторный 4-цилиндровый двигатель Renault мощностью 74 л.с. Танк мог преодолевать 50% наклон, переходить через стенку высотой 110 см и преодолевать брод глубиной 90 см. В то же время, на испытаниях D1 развил скорость всего 18,5 км/ч и имел радиус действия порядка 90 км, что было очень мало даже по тогдашним меркам. Не отличался танк Renault и дешевизной - машина стоила 400000 франков без башни Schneider, за которую военному ведомству приходилось платить отдельно.
Тем не менее, на начало 30-х годов Char D1 оказались самыми современными танками французской армии и поступали в распоряжение 507е, 508е и 510е RCC - элитных танковых батальонов. Кроме сопровождения пехоты им поставили задачу бороться с вражеской бронетехникой, чему в немалой степени должна была способствовать 47-мм пушка с длиной ствола 34 калибра. Постепенно были выявлены многочисленные проблемы технического характера. Более 50% парка танков были в непригодном к эксплуатации состоянии. Чаще всего сгорали элементы бортовых передач и гнулись бортовые бронелисты по причине их плохого качества материала и недостаточно жесткого крепления. К 1936 году было принято решение избавиться от проблемной техники в течении следующего года D1 были отправлены в Северную Африку где их включили в состав 61е, 65е и 67е ВСС из 521 группы танковых батальонов. Она должна была оборонять Тунис от вторжения итальянских войск из Ливии. Каждый танковый батальон включал 45 «боевых» танков и один «радийный». Остальные 14 машин предполагалось использовать как источники запасных частей.
Первоначально в боевых действиях начавшейся Второй мировой войны 521-я Группа батальонов участия не принимала - итальянцы не спешили атаковать Линию Марет. Зато вскоре сложилось тяжелое положение в Метрополии, и французское командование решило перебросить часть 521 GВС во Францию. После проведения ревизии выяснилось, что боеспособными на тот момент были только 43 танка D1, которые свели в 67е ВСС. Отправка из Туниса состоялась в первых числах июня и уже 11-го часть 67-го батальона подошла к Souain. Здесь 12 июня Char D1 принял первый бой с танковыми подразделениями немецкой 9 PzD. После нескольких вражеских атак удалось подбить четыре немецких танка, но как только D1 были выдвинуты для проведения контратаки ситуация изменилась. Немцы оперативно подтянули батарею 37-мм противотанковых пушек и, ударив во фланг французской группе, вывели из строя семь танков. Откатившись назад, французы смогли сдержать еще несколько контратак, подбив несколько вражеских танков, однако вскоре получили приказ отходить. В ночь с 12 на 13 июня танковый батальон попал в засаду, потеряв значительное количество техники. В ходе двухдневных боев потери среди D1 составили 25 танков. Остальные 18 находились в более-менее исправном состоянии и попали в руки Вермахта под обозначением Panzerkampfwagen 732 (f).
Перемирие застало 61 BCC в Безерте, 65 BCC - в Гебесе, а 64 BCC - в Константине. Согласно подписанному акту о капитуляции Франции разрешалось сохранить часть бронетанковых сил. Среди нескольких сотен машин оставалось 106 D1, находившихся в Тунисе большей частью в непригодном для нормальной эксплуатации состоянии. Французские колониальные власти решили скрыть 18 танков, предъявив итальянской инспекционной комиссии только 82 машины. Их разрешили распределить между 2 и 4 Chasseurs d'Afrique, передав им 20 и 40 машин соответственно. Два танка предназначались для обучения личного состава. Иметь эти достаточно мощные танки у себя под боком в Тунисе итальянцы все же опасались. Ситуация изменилась зимой 1940-1941 годов, с приближением к Тунису британских войск. С разрешения немцев и итальянцев D1 были возвращены в 521 GВС, которая была переформирована в танковый полк (521е RCC). Машины получили 61-й и 65-й батальоны: их удалось довести до штатного состава, достав из схронов припрятанные 18 единиц Char D1.
521-й танковый полк принял участие в контрнаступлении Роммеля, продвигаясь вдоль побережья вместе с итальянскими войсками. Французские батальоны неожиданно показали довольно приличную боеспособность, несмотря на откровенно устаревшую и малоэффективную технику. 521 RCC смог продвинутся до Сирта и взял участие в его штурме, но к этому моменту его материальная часть была уже в жалком состоянии. Изношенные и ненадежные D1 часто выходили из строя во время марша, постоянно ощущалась нехватка запчастей, сильно мешала крайне малая дальность хода танков - всего 90 км. Всего было потеряно 17 машин по боевым и 24 по не боевым причинам. После занятия Сирта в этом порту были собраны все оставшиеся D1, которые вместе с тылами и личным составом 521 RCC были морем отправлены в Бизерту.
Из книги воспоминаний полковника Фарро «Боевая секира франков»:
«Наш тяжелый марш закончился в Сирте старой доброй дракой. На острие штурмующей колонны находилось 12 D1 и еще 9 машин Лурье держал в резерве. Мои ребята двигались первыми. Артподготовка оказалась довольно жиденькой, но зато нас поддерживал целый батальон тиральеров. Ожесточенное сопротивление продолжалось примерно до полудня, а потом все разом стихло - немцы где-то в впереди перерезали пути отступления и англичане с австралийцами сочли за благо отступить. Правда удрать удалось не всем - один только наш полк взял в плен полтысячи пленных и богатые трофеи.
В Сирте мы были вынуждены остановиться, ведь наступать было практически нечем. Наши танки неплохо держались под вражеским огнем, но совершенно не выносили маршей. В пустыне мы оставили три десятка машин, вышедших из строя по техническим причинам. В таких случаях Лурье оставлял у очередного вставшего D1 полдюжины тиральеров и двигал наш батальон дальше. Африканцы разбивали свой скромный бивуак и охраняли танк день, два, неделю пока не прибывали грузовики нашей ремонтно-транспортной службы. Располагаясь в Сирте, мы вскоре начали принимать эти «посылки», которые доставляли на своих платформах огромные «Берлие». Все что могли мы ремонтировали сами, а остальную технику размещали в порту. Потом всю эту рухлядь забрали вместе с личным составом нашего полка, погрузив прямо на палубу прибывшего в апреле танкера «Дельфин».
Вспоминая позже это время, я с удивлением думал о том, насколько быстро мы привыкли воевать вместе с немцами, а не против них. Мои парни воспринимали ситуацию вполне спокойно, и никаких эксцессов по этому поводу в роте не было. В свою очередь германские тыловые службы вполне аккуратно обеспечивали наше снабжение топливом и водой. Боеприпасы и провизия доставлялись французскими интендантами с гораздо более ощутимыми перебоями. Я чувствовал удовлетворение от того, что наше командование сумело поставить себя на одну ногу с немецким, и на сколько я знаю наши заявки удовлетворялись даже быстрее чем итальянские. Вот последних мы жаловали не особо, хотя до открытых конфликтов дело обычно не доходило».
Летом 1941 года началось возрождение 521 танкового полка. На военно-морском арсенале Бизерты все уцелевшие D1 прошли капитальный ремонт и модернизацию: по немецкому образцу было решено превратить танки в САУ. Башни ST2 были сняты и на их месте установлены открытые неподвижные бронерубки с длинноствольными противотанковыми 47-мм орудиями SА 37/40. Теперь в боевом отделении удобно работалось двум членам экипажа. Лобовой лист рубки имел толщину 40-мм, а боковые - по 20-мм. Дополнительные стальные листы наварили и на лобовую часть корпуса танка. Для самообороны на рубке установили 7,5-мм пулемет. Кроме того убрали «хвост» в корме, а по бокам корпуса установили съемные топливные баки - с ними дальность хода увеличилась почти в трое. Также заменили демаскирующие антенны на более компактные аналоги. В итоге получилась неплохая, для африканского театра военных действий, ПТ САУ с довольно пробивной пушкой, для которой также имелись и осколочно-фугасные снаряды. Всего переделке подверглись 55 D1, которыми укомплектовали 61e BCC. Последний фактически превратился в противотанковый батальон (45 машин в первой линии, 10 машин в резерве и 2 командирских танка с башней).
Одновременно с этим базирующийся в Константине 64 BCC сдал свои допотопные FT17/31 местной Городской Гвардии и стал получать прибывшие из Франции новенькие S40, вооруженные танковым аналогом 47-мм орудия SА 37/40. Вместе с танками из Метрополии доставили транспорт и вспомогательные машины на весь 521 RCC. Тогда же из Франции прибывает заслуженный 67-й танковый батальон. На его вооружении также состоят S40, причем на родине подразделение было пополнено людьми и техникой. Учитывая боевой опыт батальона, а также длительную учебную подготовку его персонала, 67 BCC представлял собой отличную боевую часть. Всего же на 1 августа 1941 года 521-й танковый полк имел 90 танков S40, 2 танка D1 и 55 САУ D1. Кстати, еще 12 уцелевших D1 были определены в кавалерийскую школу в городе Алжир.
61 танковый батальон (61e BCC, 55 САУ D1 и 2 D1)
64 танковый батальон (64е BCC, S40)
65 танковый батальон (65e BCC, -)
67 танковый батальон (67e BCC, S40)
В составе трех батальонов 521-й танковый полк был по железной дроге переброшен сначала в Касабланку, а оттуда - на юг Марокко (Агадир и Эс-Сувейра со штабом в Марракеше). При помощи местных жителей силами персонала полка начинается постройка боксов для техники, казарм, складов, стрельбища и другой необходимой инфраструктуры. Не смотря на значительные усилия по сбережению материальной части, постоянно проводятся учения и стрельбы. При этом прибытие в Марокко сильной танковой части не скрывалось: французское командование рассчитывало на то, что такая информация станет дополнительным фактором, препятствующим планам англичан высадиться в Северной Африке.
23 октября 1941 года полк поднимают по тревоге - английская эскадра атаковала Дакар, не исключалась возможность ударов по портам Марокко и высадки вражеского десанта. Батальоны 521 RCC в срочном порядке выдвигаются на позиции близ Агадира и Эс-Сувейры. 61-й танковый (противотанковый) батальон образцово совершает 57 км ночной марш и прибывает в расчетную точку точно в назначенный срок. Проверка батальона командованием показала, что в строю находилось 42 САУ, а это в процентном соотношении к штатной численности оказалось даже выше, чем в вооруженных более современной техникой 64е BCC и 67e BCC. Высадки так и не произошло, но командиру 61-го танкового батальона майору Ферро по итогам неожиданных «учений» была объявлена благодарность по округу, а САУ D1 признали годными к дальнейшей службе.
В канун нового 1942 года в Марокко начинается подготовка мероприятия, реализованного окончательно только через год - создание новой танковой дивизии. Она получила второй номер и создавалась из наличных сил - ее основу составили 521-й и 522-й танковые полки, расположенные в Марокко. Вообще по штатам французская танковая дивизия (Division Cuirassée) включала два танковых полка (Regiment des Chars de Combat) по два танковых батальона, два моторизованных полка стрелков (chasseurs portés), разведывательный полк, артиллерийский полк (два дивизиона 105-мм гаубиц, 1 дивизион 105-мм САУ), противотанковый батальон, зенитный батальон, саперный моторизованный батальон, роту связи, две транспортные роты и вспомогательные подразделения.
Формально 2-я танковая дивизия была создана 12 сентября 1942 года из 521 RCC и 522 RCC, причем 61 батальон 521-го полка, вооруженный ПТ САУ, стал противотанковым батальоном дивизии, сохранив свой номер. В качестве разведывательного полка в 2 DС определили молодой 6-й Марокканский полк спаги, в котором, как дань здешнему ТВД, сохранили два конных эскадрона. Первоначально обоих моторизованных полков в дивизии не было, но очень скоро специально для нее были сформированы новые 11-й и 12-й Полки марокканских стрелков. Из каждого старого марокканского полка, расположенного в Северной Африке, эти подразделения получили по одной полной строевой роте (всего по 8 рот), а до штатов укомплектовывал новобранцами из местных маршевых (учебных) полков (Regiment de Marche du Maroc). Таких полков было два (Оriental и Оccidental) и они полностью справлялись с подготовкой пополнений для марокканских пехотных частей.
Таким образом САУ D1 укомплектовали противотанковый батальон 2 DС, продолжая базироваться в окрестностях Марракеша. Создание танковой дивизии не только укрепило оборону Северной Африки, но и вызвало сильное недовольство Берлина. Тем не менее, формирование нового соединения активно продолжалось и уже к ноябрю 1942 года основная работа была уже проделана. Правда необходимо учитывать, что началась она еще год назад. В дивизии числилось 94 средних НS41, 90 средних S40, 2 танка D1, 45 САУ D1 и 62 пушечные бронемашины. При этом еще 2 САУ D1 оказались в учебном батальоне Division Cuirassée, а остальные 8 - были списаны и разобраны на запчасти.
Конец 1 части