Бронеавтомобили Леванта: «старики» и «эрзацы». Часть ІІ.

Aug 30, 2013 21:02



Понимая, что для обороны обширных и пустынных территорий Сирии требуется большой парк высокоподвижных и защищенных машин, французы в конце 1940 и в начале 1941 годов активно принялись строить импровизированные бронеавтомобили, используя местные ограниченные возможности. Самой многочисленной моделью «эрзацей» стали броневики, построенные на базе трехтонных коммерческих грузовиков Dodge T-203 (4х2), совсем недавно закупленных в США и находившихся в отличном техническом состоянии. Переделкой  предложили заняться артиллерийскому капитану Бишу (Bich), которому были предоставлены ремонтные мощности базы французского флота в Бейруте. В переделанном варианте бывшие грузовики получили обозначение Automitrailleuse Levant Dodge.

Ранней весной 1941 года капитану Бишу было предоставлено для переделки четыре десятка американских автомобилей. На выходе получилось 36 экземпляров пушечно-пулеметных бронемашин в нескольких вариантах, отличающихся друг от друга, в первую очередь, вооружением. АМDL Dodge вместо кузова получил открытый сверху бронированный корпус, собранный из бронеплит толщиной 8 мм. Листы приклепывались к каркасу из металлического профиля, и, за исключением кормового, не имели рациональных углов наклона. В передней части боевого отделения устанавливалась тумба с П-образным бронещитом, прикрывающим вооружение. Задняя часть боевого отделения имела более низкие борта (или была закрыта стальным листом). В бортах корпуса имелись по три стрелковые бойницы, закрывавшиеся изнутри бронезаслонками. Для входа и выхода на корме бронемашины имелась двустворчатая распашная дверь. Кабина водителя и моторный отсек защиты практически не получили - «Доджи» были оснащены только бронелистом, закрывающим лобовое стекло. Боевая масса Automitrailleuse Dodge достигала 4600 кг.



Automitrailleuse Levant Dodge

В боевом отделении за поворотным броневым щитом на тумбе устанавливалась 37-мм пушка Puteaux SA18 или 25-мм противотанковая пушка с укороченным стволом и 7,5-мм пулемет FM 24/29. Вооружение имело спаренный механизм вертикальной наводки и могло быть развернуто на 1800. В качестве дополнительного вооружения в боевом отделении на шкворневой установке монтировался второй 7,5-мм пулемет, предназначавшийся для борьбы с воздушными целями противника. В целом вооружение «эрзацей» было довольно серьезным. Бензиновый 6-цилиндровый двигатель Dodge T-202 мощностью 79 л.с. позволял развить максимальную скорость в 72 км/ч, а заправки бака на 68 литров хватало преодолеть 240 км ровной дороги. Рациями «Доджи» не оснащались. До английского наступления успели собрать более двух десятков АМDL Dodg. Ими оснастили отдельные взводы бронеавтомобилей, а также моторизованные роты 6-го Полка иностранного легиона.

Другим относительно крупносерийным вариантом самодельных бронеавтомобилей становится AMDL Panhard 1940 (Automitrailleuse Decouverte Levant Panhard 1940). Здесь за основу была взята ходовая часть коммерческого  5-тонного грузовика Panhard K-113 формулы 4х2, поступавшего на вооружение французской армии с 1939 года. Хотя на проектирование броневика было выделено довольно короткое время, на выходе получился вполне достойный образец. Он получил бронекорпус из броневых листов толщиной 6-8 мм, которые крепились к стальному каркасу под прямыми углами. Рациональный угол наклона получил только лобовой лист, в котором был выполнен вырез под смотровой люк, откидывавшийся вверх. По бортам в передней части корпуса имелись двери со смотровыми лючками, а также крепления для запасных колес и шанцевого инструмента. Радиатор двигателя защищался бронированными жалюзи. На крыше боевого отделения устанавливалась шестигранная башня с одним 7,5-мм пулеметом M24/29.

Сборка AMDL Panhard начинается осенью 1940 года в Бейруте. Ходовая часть используемых грузовиков сохранялась практически без изменений. Передний управляемые колеса были одинарными, задние ведущие - сдвоенными. Поскольку шины остались пневматическими и непротектированными для улучшения их живучести применили дугообразные крылья на всех колесах. Боевая масса импровизированного бронеавтомобиля составила 5 тонн. Родной бензиновый 4-цилиндровый двигатель Panhard, мощностью в 105 л.с. позволял разгонять машину до 60 км/ч на ровной дороге и оказался достаточно тяговитым для использования в условиях сирийского бездорожья. Экипажи комплектовались с «бору по сосенку», в том числе из штата бейрутской ВМБ. Всего было построено 14 AMDL Panhard 1940, которые в полном составе поступили на вооружение 6-го Полка африканских стрелков.



AMDL Panhard 1940

Кроме постройки новых бронеавтомобилей, французы усиленно старались привести в порядок свои уже имеющиеся машины. Речь идет о старых «Вайтах», ходовая которых к 1940 году была в не самом лучшем состоянии. Для их модернизации взяли все те же Dodge T-203, сняв кабины и грузовые платформы. Весной 1941 года White М1918 стали небольшими партиями прибывать в Бейрут, где технический персонал местных ремонтных мастерских приступал к работе. Бронированный капот и передняя часть бронекорпуса с боевым отделением переносилась на новое шасси практически без изменений - французы только срезали 20 см нижней кромки брони, сделав силуэт машины немного ниже. С задней частью корпуса было немного сложнее - колесная база «Доджа» была длиннее броневика-ветерана. Пришлось конструировать бронированные «крылья», аналогичные подобным элементам Automitrailleuse Dodg. Далее со старых бронеавтомобилей снимали башни со штатным вооружением и устанавливали на положенное место у «новоделов». Во французских документах модернизированная таким образом техника получила обозначение AMD Dodge-White 1941.

В течении февраля-апреля 1941 года мастерские колониальных войск успели переоборудовать 15 White М1918. В целом переделка получилась вполне удачной. По высоте корпус получился значительно ниже не только Automitrailleuse Dodg, но и исходных «Вайтов», что положительно сказалось на заметности машины. Новый двигатель и удачная конструкция шасси значительно повысили подвижность и надежность бронеавтомобиля. В процессе модернизации кормовой пост управления был ликвидирован и на его месте поместили дополнительный бак. Теперь запас хода составлял практически 400 км по шоссе. Максимальная скорость достигала 70 км/ч. Экипаж состоял из 4 человек: водителя, помощника водителя, командира и пулеметчика. С другой стороны вооружение все также включало слабосильную 37-мм пушку Puteaux образца 1916 года, снаряд которой мог пробить вражеский броневик не далее как с 200 метров.

И Бейрута AMD Dodge-White возвращались на прежнее место службы - 7-й Полк африканских стрелков. Эта часть была сформирована из персонала 8e GAM и получила «в наследство» ее технику. В планах Левантийского командования было переоборудование всех БА «Вайт», но летнее британское наступление не позволило довести начатое до конца. Намеревались также «пересадить» на новые шасси все Laffly 50AM и даже Panhard 175 TOE. Что касается последнего броневика, то с двумя вышедшими из строя «Панарами» такую модернизацию провели. Кроме замены ходовой и двигателя в башне этих машин установили 25-мм противотанковые пушки, серьезно повысив их огневую мощь. В столкновениях с Союзниками они участия не брали, занимаясь охраной и патрулированием тылов «Армии Леванта».




АМDL Dodge и AMD Dodge-White 1941

Июньское наступление солдат Британского Содружества бронесилы французов в Леванте встретили уже в переформатированном составе. Здесь были воссозданы 6-й и 7-й Полки африканских конных стрелков, на укомплектование которых пошли кадры 8e GAM и BCС 63 (данные части были расформированы). Они же передали свою технику - таким образом, в двух новых полках были собраны 90 танков R35 и почти столько же бронеавтомобилей. К 1 февраля 1941 года африканские стрелки были признаны боеготовыми, а уже через четыре месяца им пришлось принять боевое крещение: 15 июня оба полка штурмуют город Кунейтра, захваченный австралийцами и свободными французами. Вместе с легионерами 6-го Полка иностранного легиона «африканцы» не только возвращают утраченные позиции, но и берут в плен батальон 1-го полка Королевских фузильеров, а также личный состав 9-й австралийской полевой батареи с орудиями.

Тем временем разгораются ожесточенные бои за Дамаск, но атаки 11 и 15 июня были отбиты превосходящими силами колониальной пехоты, более того - 15 числа французские легионеры в ожесточенной схватке возвращают важный в стратегическом отношении город Мерджуюн. После этого атакующие Дамаск свободные французы и индийцы оказываются отрезанными от Палестины, и только продвижение 5-й индийской дивизии от Дераа выправило ситуацию. «Армия Леванта» в этот период бронетехнику практически не использовала, кроме столкновения в районе города Эзраа, где французский патруль из состава Peloton spécial d'automitrailleuses numéro 2 столкнуться с таким же патрулем из состава трансиорданской пограничной охраны. Арабы довольно эффективно использовали противотанковые ружья, и петеновцам пришлось отойти, потеряв два Laffly 50AM.

19 июня началось решающее сражение за Дамаск. К городу вышли индийцы 5-й индийской дивизии и заняли пригородный поселок Мецци (Mezze) с важной авиабазой. В ответ французы предприняли ожесточенную контратаку, используя танки и бронемашины 6-го и 7-го Полков африканских конных стрелков, отведенных из Кунейтры. Раджпутанский и Пинджабский батальоны индийцев были изолированы и в течении двух дней боев практически полностью уничтожены. К этому моменту в Дамаск уже прибыли первые два батальона немецкой 6-й горнострелковой дивизии. С их помощью петеновцы отразили дальнейшие атаки 5-й индийской дивизии и подошедших из оставленной Кунейтры австралийцев. Захват французскими и немецкими ВВС господства в воздухе обеспечил успех общего контрнаступления. Танки африканских стрелков продвигались вдоль железной дороги Дамаск-Дераа, но к 28 июня заняли только Эзраа где и были остановлены. Одновременно с этим подвижные силы Денца, в том числе и эскадроны бронеавтомобилей, вновь освободили Кунейтру и к концу месяца вышли на рубеж Иордана. Город Мерджуюн был удержан легионерами 6-го Полка, но на побережье австралийцев смогли остановить лишь у Дамура (Damur).

Отдельно нужно сказать о боях на востоке Сирии. Здесь на Пальмиру из Ирака наступала группировка Хабфорс (4-я кавалерийская бригада, Эссекский, Королевский Уилтширский и Уорикширский полки, 350 человек из Арабского Легиона Трансиордании). Британцы начали наступление 21 июня и сразу же попали под ожесточенные бомбардировочные и штурмовые авиаудары французов. В 23 милях от Пальмиры основная колонна Хабфорс была остановлена действиями практически одной авиации, причем английские кавалеристы понесли существенные потери, а командир группировки, бригадир Кингстоун, выбыл из строя из-за «нервного напряжения», вызванного постоянными атаками с воздуха. Движение на Пальмиру возобновилось только 25 июня, причем теперь колонну охраняли «Томагавки» из 3-й эскадрильи австралийских ВВС.

Одновременно с активизацией французской авиации полевой командир арабских партизан Фавзи аль Кавукджи (Fawzi al Qawukji), при поддержке французских бронемашин Отряда Пустыни, организовал ряд засад на линиях снабжения Хабфорса. Позже к нему присоединились эскадроны Группировки друзов. Достойным противником французских легких сил стал  Арабский Легион под командованием Глубб Паши - уже 26 июня он захватил город Саб Бийар (Sab Biyar), расположенный примерно в 100 км к востоку от Пальмиры, что обеспечило группировке Хабфорс более короткий и безопасный путь для снабжения войск напрямую из Трансиордании. Еще одним успехом стал захват горного прохода к востоку от города Эс Сукхне (Es Sukhhne) ведущий к городу Деир эз Зор. Застигнутые на марше петеновцы здесь были полностью разгромлены, оставив врагу около 70 пленных, 6 бронемашин, 2 грузовика и 12 пулеметов.




Тем временем добравшиеся к Пальмире части Хабфорса столкнулись с ожесточенным сопротивлением роты 6-го Полка Иностранного легиона, которых поддержал наземный персонал местной авиабазы и около сотни сенегальцев. Легионеры (в основном, русские и немцы) сражались с исключительным упорством, раз за разом отражая атаки британских солдат. То же происходило и на расположенной неподалеку насосной станции Т-3 нефтепровода Киркук-Триполи. Для деблокады героического гарнизона из Хомса было направлено несколько моторизованных колонн, усиленных бронемашинами, которые 1 июля смогли пробиться к Пальмире и отбросить подразделения Хабфорса от города. Основным составляющим успеха обороны стала мощная поддержка авиации, не дававшая врагу ни дня передышки и нанесшая ему большие потери при отступлении.

Еще одним направлением наступления союзников стал удар из Северного Ирака 10-я индийский дивизии генерала Слима на Деир эз Зор. Здесь передовые колонны Союзников очень быстро оторвались от тылов и стали испытывать трудности со снабжением из-за острой нехватки автотранспорта. Только 1 июля 21-я индийская бригада начала непосредственное наступление на Деир эз Зор, тогда как 20-я бригада должна была наступать на город с северо-востока, а 17-я бригада - очистить сирийский участок Иракско-Турецкой железной дороги. Основная атака 21-й бригады на Деир эз Зор имела место утром 3 июля - несмотря на многочисленные французские атаки с воздуха город был быстро взят. Продолжая быстро продвигаться вверх по долине Евфрата, войска генерала Слима захватили город Ракка, тогда как на севере, у турецкой границы, 17-й индийская бригада, при поддержке бронемашин, захватила города Тель Котчек (Tel Kotchek), Тель Аоло (Tel Aolo), Эль Хасеке (El Haseke) и Рас эль Аин (Ras el Ain). Таким образом, север Сирии оказался в руках союзников.

Продолжая наступать, колонны 20-я бригады нацелились на город Джераблус (Jerablus) близ турецкой границы, но переброшенные по железной дороге дополнительные силы 86-й Африканской пехотной дивизии отбили все атаки и заставили части Слима с потерями отступить. Одновременно с этим, 9 июля, небольшой гарнизон индийцев, оставленный в Ракке, подвергся нападению арабских партизан Фавзи аль Кавукджи, усиленных бронеавтомобилями и мобильной артиллерией галлов. Город был взят в течении дня и 20-й бригаде пришлось отступать в сторону иракской границы, теряя последнюю технику на ужасных дорогах и от атак французской авиации. После довольно слабых попыток 86-й Африканской дивизии отбить Деир эз Зор, где засела 21-я индийская бригада, боевые действия в Сирии прекратились. Для французов закончилась Первая Сирийская компания.

Бои подтвердили то, что и так было известно «теоретически»: французские бронеавтомобили, размещенные в Сирии и Ливане, уже давно устарели и не могли выполнять своих прямых функций на передовой. Им еще вполне можно было доверить тыловую охранную службу, но жизнь упорно ставила перед ними совсем другие задачи. Рейды же подвижных групп и разведывательные поиски с использованием броневиков оканчивались потерями французов, как например, при разгроме колонны у Эс Сукхне или в столкновениях патрулей близ Эзраа. Всего за время боев «Армия Леванта» потеряла 12 машин: 6 White и Dodge-White 1941, 3 Laffly 50AM, 2 AM Dodge и 1 Panhard 175ТОЕ. Еще столько же бронеавтомобилей было повреждено и требовало серьезного ремонта.




С другой стороны, в умелых руках даже устаревшая техника могла показать хорошие результаты. После освобождения Кунейтры колонной подполковника Ле Куте де Комона африканские стрелки 7-го полка получили приказ занять оборону. Шефа эскадрона Ганди, командир 1-го дивизиона полка, приказал на окраинах города подготовить несколько огневых позиций для бронемашин. Для этого удобный для такой цели дом на окраине лишался крыши и одной из стен, которая выходила в тыл оборонительной позиции. Броневик должен был через проделанный проход заезжать в дом как в защищенный с трех сторон капонир и вести огонь, подставляя противнику только свою башню. Все оборудованные таким образом позиции маскировались сверху хворостом и соломой. В дальнейшем для обороны использовались два Panhard 175ТОЕ и единственный Berliet VUM. Последний показал себя особенно хорошо - его 13,2-мм Hotchkiss выпускал 52-граммовые пули со скоростью порядка 800 м/с, что дистанции до 200 метров позволяло пробивать 20-мм бронеплиту, установленную под углом 25°. Ответный же огонь даже противотанковой артиллерии англичан не мог пробить толстых глинобитных стен импровизированного «капонира». Постоянно меняя позиции и оставаясь практически не уязвимыми, бронеавтомобили 7-го Полка африканских стрелков самым серьезным образом повялили на стойкость обороны Кунейтры и нанесли атакующим австралийцам существенные потери.

Исправлять ситуацию взялись уже по окончании Первой Сирийской компании. Так как новые бронеавтомобили доставить на Ближний Восток было пока невозможно, принялись за уже имеющиеся. Первым делом обратили внимание на вооружение. Пушечные машины могли считаться таковыми только условно - их 37-мм пушки Puteaux SA18 были скорее гранатометами с околонулевым бронебойным действием. Вместо них решили установить современные 25-мм противотанковые полуавтоматические пушки АС SA.L 37 Puteaux с длинной ствола 77 калибров. Их, без лафетов и щитков, доставили по воздуху, воспользовавшись авиамостом Салоники-Родос-Триполи. В течении двух месяцев дамасские армейские мастерские последовательно перевооружили сначала все Panhard 175ТОЕ и Laffly 50AM, а потом различные варианты броневиков White. Теперь они могли вполне уверенно бороться с бронетехникой врага: 320-грамовый снаряд SA.L 37 с начальной скоростью 900 м/с мог пробить 40 мм брони на дистанции 500 метров.

Вторым шагом модернизации стало обновление шасси части бронеавтомобилей по уже обкатанной схеме Dodge-White. Самих грузовых «Доджей» вполне хватало на все оставшиеся «Вайты» и уцелевшие Laffly 50AM. Менее изношенные Panhard 175 TOE трогать пока не стали. Одновременно велась усиленная деятельность по восстановлению парка поврежденных броневиков, хотя далеко не все удавалось отремонтировать, опираясь на скудные местные средства. Да и исходный материал был не самым лучшим. Например, все AMC Citroën-Kégresse-Schneider M23 пришлось списать вследствие полного износа ходовой, а их бронелисты и вооружение использовать для установки на импровизированные бронемашины. Состоянием на 1 ноября 1941 года в частях «Армии Леванта» числилась следующая техника: 32 Dodge-White 41, 8 Dodge-Laffly 50AM, 14 Panhard 175 TOE, 1 Berliet VUM, 33 АМDL Dodge и 14 AMDL Panhard 40. Кроме того на вооружении числились 4 AML Panhard-Zudel, а также «пустынные» AMLD Hotchkiss (8 единиц) и 15 AMLD Chenard-Walker (10 единиц). Всего 125 боевых единиц, из которых 70 - были местной полукустарной сборки.




Кроме повышения качественных характеристик парка бронеавтомобилей «Армии Леванта», была также сделана еще она попытка увеличить его численный состав. Весь 1941 год Париж пытался наладить эффективные дипломатические контакты с турецким правительством, упирая, в первую очередь, на взаимовыгодные экономические перспективы. С успешным продвижением Вермахта на Восточном фронте эти усилия, наконец, стали давать зримые результаты. Одним из соглашений на государственном уровне стал контракт на поставку французских грузовых автомобилей по очень приемлемым ценам. Негласной же составляющей этого соглашения стала договоренность о том, что часть поставленных машин будет тайно переправлена в Сирию. Турки ничем особенно не рисковали: Союзники, даже если бы узнали, вряд ли бы сильно возмущались по факту контрабанды нескольких десятков невооруженных грузовиков. Таким образом, в сентябре-октябре 1941 года во французский Левант несколькими небольшими партиями были доставлены 62 дизельных грузовых автомобилей Hotchkiss PL20 грузоподъемностью 2 тонны.

Уже в октябре 1941 года ремонтные мастерские в Дамаске получили задание собрать на базе  Hotchkiss PL20 опытный образец легкого пулеметного бронеавтомобиля. Местным техническим кадрам активно помогал инженерный «десант» специалистов компании Renault, прибывший после Первой Сирийской компании для ремонта танков R35. Результатом совместной работы стала вполне достойная бронемашина, по качеству проектирования и сборки претендующая на уровень серийного образца. Ее корпус изготавливался из броневых листов толщиной 9 мм, что обеспечивало экипажу из трех человек защиту ружейного огня и артиллерийских осколков. Сам экипаж, в свою очередь, мог использовать 8-мм пулемет Hotchkiss, размещенный в восьмигранной башне. В боеукладке был также 7,5 легкий пулемет. Бронированный капот защищал «родной» дизельный мотор Hotchkiss мощностью в 60 лошадиных сил, которого хватало для разгона броневика до 65 км/ч по хорошей дороге. Вместительные топливные баки позволяли проехать 450 км без дозаправки. Кроме того в задней части бронекорпуса размещался довольно большой грузовой отсек, способный вместить пару человек или ценный груз.



АМDL Hotchkiss 1941

После сборки прототипа и небольших полевых испытаний новый АМDL Hotchkiss 1941 был рекомендован в «серию» и в течении следующих двух месяцев уже поднабравшиеся опыта техники ремонтных мастерских Дамаска собрали 11 таких бронемашин. Все они поступили на вооружение 6-го Полка африканских стрелков, где составили компанию таким же вполне удачным «эрзацам» как и сами - AMDL Panhard 40. Данный полк, всеемте с 7-м Полком африканских стрелков, включал львиную долю бронетехники «Армии Леванта», а также получил несколько десятков небронированных грузовиков с установленными в кузове 25-мм, 47-мм противотанковыми или 7,5-мм полевыми орудиями. Их дополни несколько уже вполне основательных 47-мм ПТ САУ на базе бронзированных транспортеров Lorraine 37L. Впрочем, тема САУ требует отдельного изучения и рассматриваться здесь не будет.

В ноябре бронетанковые силы французов на Ближнем Востоке участвовали во Второй Сирийской компании. Она велась с ограниченными целями, и применение бронемашин в ее ходе было лишь эпизодическим. Основным эпизодом стало взятие города Дераа на юге Сирии. Здесь, при мощной поддержке французской и немецкой авиации, наступали оба бронекавалерийских полка «африканцев». Их бронеавтомобили двигались во втором эшелоне и вошли в город уже после его оставления австралийцами и «свободными французами». Потерь не было. На востоке и севере Сирии подвижные колонны черкес и легионеров были усиленны двумя десятками АМDL Dodge и применялись во время рейдов на Деир эз Зор и Эс Сукхне. Большая же часть броневиков несли охранную службу на тыловых коммуникациях «Армии Леванта».

С возобновлением морского сообщения между Левантом и Францией появилась и возможность доставить на ближний восток вполне современные бронеавтомобили заводского производства. Это сделало ненужным для сирийской группировки французов заниматься «эрзацами», строя их своими силами. Тем не менее, история этих машин закончена не была - они несли нелегкую службу и далее. В январе 1942 года, на базе маршевых рот из Метрополии для тыловой охранной службы в Сирии были сформированы два моторизованных территориальных эскадрона: Escadrons moto-mécanisés des territoires Nord-Syrie (EMMNS, базировался на Алеппо) и Escadrons moto-mécanisés des territoires Sud-Syrie (EMMSS, базировался на Алеппо). Их структура предполагала наличие в каждом двух взводов кавалерии, двух взводов бронемашин, взвода пехоты на вездеходах, моторизованного пулеметного взвода и моторизованного взвода 25-мм ПТ орудий. Эскадронам передали на вооружение все уцелевшие Dodge-White 41 и Dodge-Laffly 50AM. Кроме того было создано несколько дополнительных Специальных взводов бронеавтомобилей (Peloton spécial d'automitrailleuses (PSAM numéro #)), которые получили «эрзаци» АМDL Dodge. Их «одноклассники» AMDL Panhard 40 и АМDL Hotchkiss 41 были использованы для оснащения моторизованных частей черкесской кавалерии. Часть из них, со временем, попадет в состав Сирийской армии.

Конец 2 части.

Левант (Сирия и Ливан), МФГ, Альтернативная Франция, Бронеавтомобиль, Мир Французского Государства, Альтернативная история

Previous post Next post
Up