Внимательно наблюдая за конкурсом на схему Московского метро, я очень прониклась тонкостями транспортной инфографики. Два года назад голосовала за схему метро РИА Новостей, за смелое решение отказаться от круга. Теперь меня напрямую коснулась проблема невероятной путаницы обозначений в метро. Пытаюсь разобраться в парадоксах и разглядываю Кольцевую.
Задача - РАЗДЕЛИТЬ станции метро с одинаковым названием. В метро есть несколько Киевских, Смоленских, Таганских и других станций-сестричек на перекрёстках веток.
Можно поделить на радиальные и кольцевые, но Киевских радиальных две, а Смоленских и Арбатских тоже две, и обе на радиальных, конечно. Можно указывать в скобках названия линий, например, Таганская (Таганско-Краснопресненская) и Арбатская (Арбатско-Покровская). Можно обрезать великие названия, не убирающиеся ни в выпадающий список, ни в отведенную им ОДНУ строку, но тогда получится Арбатская (Арбатская) и Таганская (Таганская).
Я уже готова называть их просто Таганская (ТКЛ), и могу во сне повторить нумерацию линий и, пожалуй, даже станций в хронологическом порядке (вместе с Волоколамскими аномалиями), но нормальному человеку эти названия ничего не называют. Вот он, первый парадокс: разделение пользователей на нормальных и сверхнормальных, способных прочесть шифровку. Как же детерминировать станции? Я думаю, что на этот вопрос нет ответа, и тут мы наблюдаем второй парадокс - ту самую загадочную русскую, беспринципную, интуитивную. Там, где более важно деление радиальная/кольцевая, станция радиальной ветки обозначается «Таганская» радиальная. Там, где радиальность не помогает, обозначается Киевская (Арбатская). Да, не Арбатско-Покровская, а Арбатская. Арбатская (Арбатско-Покровская, нет, просто Арбатская, нет, лучше Арб.-Покр., Господи, зачем ты создал эту станцию) - это… это неопределимое. Поможет случай: станции на Арбатско-Покровской линии, которые нужно подписать, имеют не очень длинные названия. Не Бульвар Дмитрия Донского, а всего лишь Смоленскую надо подписать именем-отчеством Арбатско-Покровская. Авось, уберется. Если не авось, то нафиг логику вообще: подписать все станции Филёвской, поскольку она так коротка и удобна, а не подписанные считать Арбатскими. Говорят, станции АПЛ важнее и, понимаете ли, первыми приходят в голову. Вот так, подписываем исходя из того, что приходит в голову. Как ставить кавычки, скобочки или дефисы, совершенно непонятно "Таганская" радиальная, Таганская-радиальная или "Таганская" (радиальная). По правилам РЯ станции метро пишутся в кавычках.
Отдельный парадокс - Кольцевая линия. Она названа по форме, и благодаря этому её название остается в употреблении. Названия в честь топонимов не приживаются. Хотя и тут двойственность продолжает размножать смыслы: Филёвская - не говорят, лучше уточнить, «светло-голубая, нет, не та, которая темная, а которая посветлее», а вот Каховская - употребляется, наверное, вместо «ну такая не синяя, не зелёная, бирюзовая, что ли». Встретиться на Каховской, бирюзово-зеленоватой, на станции Каширская просто невозможно: это кроссплатформенная станция, на которой для удобства пассажиров перемешаны пути двух веток. Для их же удобства поезда иногда, вечерком на расслабончике, увозят пассажиров то на Каховскую (линию), то на Алма-Атинскую. Именно на линию, не на станцию: поезд доходит только до середины Каховской линии, следуя до станции Варшавской. Машинист включает эти предупреждения начиная с Павелецкой: поезд следует до Варшавской или до Алма-Атинской (или до Красногвардейской, но это ПОЧТИ одно и то же). На Павелецкой же - своя фишка, «будьте осторожны при выходе из пятой двери третьего вагона», а то там получилось так, что станция короче поезда, ну, не рассчитали как-то сразу. Естественно, Павелецких две.
Разрезающее смыслы кольцо метро: из 12 станций на трёх пересекаются три линии, на остальных - две. Пересечения трёх линий могут называться по двум принципам: либо все станции - одним именем, либо две станции - одним, третья - другим. При этом особенная - вовсе не кольцевая, а две одинаковые - не две радиальные. Логика, разве только, в том, что второе имя даётся более новой ветке, а более старые Киевские при Сталине сделаны одинаковыми тройняшками. Из десяти станций-перекрёстков двух линий шесть называются одинаково, причём, две из них раньше имели разные названия, а одна из тех, которая сейчас имеет разные, называлась одним именем. Всё понятно: было Октябрьская и Калужская, стало просто Октябрьская, но и было Серпуховская/Серпуховская, стало Серпуховская/Добрынинская. Кольцо, обнимающее этот букет случайностей, безусловно, стало символом Москвы. В ней отразилась кольцевая структура русского города, такого моноцентричного, устремлённого к главному, в котором перпендикуляры улиц незаметно превращаются в острые углы и запутывают похлеще европейских старых узких улочек. Вот и в окружности Московского метро незаметно происходит так, что в некоторых точках пересекаются целых три радиусные линии.