Маленькие города, прекрасная Сызрань

Oct 10, 2014 00:24

Поезд в провинцию

Поезда в провинции соответствующие статусу места... Без электронной регистрации, кассирша составляет на меня акт о невозможности отказа от распечатанного билета, потому что в интернете я не указала отчество, и без буквы В билет не подлежит предъявлению. "Потом будете плакаться, что вас не пустили", говорит кассирша. Вы не указали отчество, я вам не дам билет! Я раздражительная, но это слишком мило. Поезд, верхняя полка у туалета, без предрассудков - ничем таким не пахнет, зато от двери мои ножки отгорожены приватной стеночкой. Дедуля приветствует меня кряхтением и провожает взглядом, он настолько прозрачен, что я передеваюсь при нем.
Бабы в купе: ыыы! Иди гуляй отсед! Кто те! Не шуми! ... Люд ты дура штоль! Мой снобизм не вступает в реакцию с ними, смешные пьяные бабы.
Утром та, что приняла меня за врага своего сна, заинтересовалась, куда я еду, и так притихла, когда я сказала "путешествую одна просто потому, что интересно".
"Сызрань, в 19-м веке крупный город, четвертое место по поставкам хлеба - а я думала, только в моем регионе были крупные мельницы, до сих пор - крупный центр нефтепереработки". Завораживает, как будто не увидев Сызрани, что-то важное потеряешь. хА мы вот из Белгорода в Омск, трое суток, ужас как долго.. Не хочется отвечать на вопросы, как же так можно путешествовать и зачем, но интерес вызывает уважение. Может быть, если у нее будет шанс, она не отмахнется от него, как больная старушка от рекламы санатория, и найдет для себя какие-нибудь новые пути.

Новый город - новый праздник. Поворот на историческую улицу как торжественное шествие.

Что делать в городе

Маршрут по незнакомому городу я составляю по карте вслепую, отмечаю музеи, церкви, дк, ищу по запросу дом, дворец, зал, галерея, центр. Концентрация отметок указывает на улицы, по которым стоит пройти и на которых можно найти современные невнятные фирмочки в старых особняках. Иногда интересны почтовые отделения, они часто в центре районов и в красивых зданиях, и в них - открытки. Еще я выбираю объекты по форме плана, симметричное и большое или большое и причудливое модернистское - интересно. Расстраивает, когда на отмеченной улице не оказывается ничего красивого, и когда я пропускаю всю соль, потому что ее не разглядеть на карте. Так улица Ленина в Ульяновске совсем не узнается на плане как заповедная ( без мозгов ты и с бумажкой букашка, юный краевед-ленинец), а в Димитровграде улица Гагарина, которая и на карте, и на википедии отмечена общественными зданиями с фасадами "в историческом стиле", оказывается заповедной зоной треша и ужаса провинции.
Злость на такие места сменяется на любопытство, но и это не достаточное преобразование. Хочется зайти, как в зоопарк, посетить аттракцион "провинция". Это урбанистическое живодерство. Смешные убогие магнитики и открытки с фестиваля безвкусицы. За что же можно простить носителей этой культуры, за что их не разорвет на атомы колесо урбанизации, за что им дано право жить и почему они вполне наслаждаются им? Ад еще не наступил здесь, и браки по любви, и дизайн по уму случаются в таких городах... Вырождение борется с размножением, но все стрелочки неизменно красные и падающие, количество лексусов на душу населения становится больше, потому что душ становится меньше... А в Москве зато переизбыток не только лексусов, но и людей, и душ излишне культурно-развитых!.. Любовь к провинции - ?

Маленькие города

Выбирая маршрут для путешествий, хочется ориентироваться на какие-то значимые "опорные пункты", населенные "пункты", как они называются в России. Москва - Питер, вот это маршрут, пункты так пункты, центры притяжений хоть куда, в десятке европейских городов по любым параметрам. Кстати, о городе европейском и русском с точки зрения "пункта" на карте можно отметить, что сити и сите - это территорис и территуарс, которые урбанизированы, насыщенны, как площади-массивы, заполненные активной застройкой. А русский "пункт" - это, видимо, булавка, воткнутая в центр радиальных улиц. Можно поймать себя на русской мысли, что хочется приехать в город и найти в нем "самое сердце", постоять в каком-то самом главном месте и удовлетвориться. Космополитичная Европа и слабая ориентированность в европейских городах, интересных в любой точке, учит идее "бродить по улочкам". Это немного бессмысленно, я считаю, дрейфовать от отсутствия потребностей. Между посещением опорных пунктов и райцентров родины и между спонтанным скитанием лежит моя любовь к малым городам.
Маленький город - это модель в масштабе, в которой все функции представлены в единственном числе, упорядоченно расположены, маленький город умещается на ладошке и приносит удовольствие от того, что его можно понять полностью, кажется, можно охватить взглядом всю территорию за один раз. Маленький город никогда не является точкой притяжения, если только его не распиарила какая-нибудь роспись, но ведь именно маленький город - это пункт, а не территория, точка, а не пятно. (Понятие "населенный пункт", пожалуй, и относится к таким сомнительным поселениям, которые не называются городами, при том, что и город, и мегаполис, и агломерация - это тоже пункты.)
В маленьком городе появляется особое чувство - самостоятельно находить объекты наследия, красоты, интереса, фотографируя, придавать им ценности (вызывая недоумение местных - чай не нотр-дам тута). Особое чувство радости увидеть в однообразной и бедной на городские радости среде какой-нибудь интересный забор или фонарь. Щи жидки, и этот вкус и ценен. Нет чувства пресыщения и нет синдрома Стендаля, и нет синдрома синдрома Стендаля, когда тебе все равно, что вокруг прекрасного.

Маленький город очень похож на несколько улиц большого города, обе главные улицы в маленьком - это как центр одного района в большом. Улицы мало отличаются по застройке, потому что до революции городская среда развивалась примерно одинаково, достигала примерно одинакового мастерства в украшении одинаковой этажности зданий. Третие и четвертые этажи украшают самые богатые кварталы, хотя редко бывают яркими, потому что превращаются в одинаковую сетку окон. Центральную улицу маленького городишки я всегда сравниваю с моделью, которая сложилась для меня в родном Нижнем - 19-й век, особнячки, доходные дома, в них - офисы, эклектика, много вывесок, центр где-то вокруг. Совпадает, везде так, и на пятиэтажном Каменноостровском, и в двухэтажной Сызрани, и в обоих городах модерн.

Прекрасная Сызрань

Сызрань была сожжена где-то в монгольские времена и потеряла историю своего существования, а затем, появившись, полностью сгорела в 1906-м. Какое время для пожара! Конечно же, город отстроился по современной моде, особнячки и конторы проросли модерновыми цветами.
Что смотреть в Сызрани:
От вокзала тянется улица, переходящая в центральнцю - идеальная логика, я считаю. От вокзала до центра 20 минут пешком или несколько остановок почти на любом транспорте. На повороте к центру - заброшенный культурный центр 70-х, таких много, все приятны грандиозностью и щедростью, с коророй их не используют. На центральной улице - почта, загс, банк, в конце - жемчужиня-кремлин. Единственная башня похожа на церковь, вокруг - сквер, и это точно любимое место горожан по умолчанию, здесь живо, урны на местах и полуполны,бычки по углам, молодежь при лавках, газон стрижется узбеком, кусты уже подстрижены и окружают реконструируемую церковь. Набережная очень невысокая. Одна маленькая-маленькая площадочка - и все сердце городка. На другом берегу реки есть еще одно укрепление, монастырь, он тоже реконструируется. Не понятно с первого взгляда, лучше ли он до перламутровой реконструкции или после того, как уберут будки и заросли из него. От монастыря - вид на башню Кремля. Маленький секрет Сызрани - деревянный модерновый особнячок, спрятанный от центральных потоков. Выставочный зал, все знают и на картах есть, но случайно на него не наткнуться.
В Сызрани, конечно же, есть Ленин, на пустой площади, маленький и непочитаемый. Площадь перед театром - на другом конце центральной улицы от Кремля.
Сызранский краеведческий, как всегда в таких местах, встречает вопросом "вы что, в музей?" Нет, я в туалет... Тест на адекватность бабули не проходят, в музей не иду. Восторг от тихих улиц сменяется требовательностью к работникам, и я заставляю их сказать, что представлено в музее. Ну как что, ну все вот, что у нас есть. Все на мастеркласс в Тамбов, поэтажный план экспозиции устно от кассирши и вахтерши наперебой. А что вы на меня смотрите, я обращусь к вам, если потребуется, говорю гардеробщице, которую расположили торжественным полукругом в центре фойе, и она глядит на меня как на жертву, ждет одежду.
И открытки у них дорогие, и сказать про них они ничего не могут, покупаю напротив в магазине для туристов, благодарю за то, что среди хаоса псевдоремесленной херни нашлись нормально перепечатанные старые открытки Сызрани. Вот и весь город, больше я сюда вряд ли вернусь, хотя уже могу провести экскурсию, не вдаваясь в биографии купцов, открытки захватила, схему набросала, четыре часа и в другой райцентр
Previous post Next post
Up