Mar 11, 2014 16:04
Статус памятника - это, значит, что всё, архив, музей, учётная карточка, внесён в красную книжечку.
Статус памятника - это государством благословлённое, мэром окропленное право на выкрик "Это же памятник!".
Статус памятника - это авторитет, авторитаризм во мнении, что такое хорошо и что такое плохо.
Статус памятника для "простого человека" - это черная метка, означающая что-то неинтересное, уже открытое и не личное.
Статус памятника для домохозяюшки - это рекомендация Малахова&Малышевой, где купить магнитик.
Статус памятника для хорошего архитектора - это повод к рефлексии и переоценке собственного мнения
Статус памятника для плохого архитектора - это территория, до границ которой можно строить свой объект.
Статус памятника - это закон.
За последний год издалось около десятка новых книжек, рассказывающих о памятниках Нижнего. Они обращают внимание на детали, лезут в то, что памятниками не является, воспевают дверные ручки.
Подбирая материал для экскурсий, я оказываюсь в супермаркете источников и выбираю между кефиром из списка памятников и йогуртом из сладких газетных статей. Я давно точу зуб на формальный подход к списку памятников, и вот ещё несколько движений напильником.
Моя квартира имеет охранное обязательство, потому что находится в доме, где "работал Максим Горький". Она охраняется именно поэтому, хотя редакция была в соседнем корпусе, а моя квартира в корпусе доходного дома Приспешникова. Это мелочь и деталь, но ей нельзя бравировать как последней истиной, правда ведь? Мой дом много почему памятник. А мой корпус не памятник горьковской жизни. Что они там насочиняли в своём управлении, весь Нижний Новгород тогда памятник, потому что этим воздухом дышали писатели.
В списке объектов культурного наследия Малой Покровской не указаны архитекторы, только список домов и владельцев. То же самое отпечатано на табличках - те же фамилии владельцев и те же размытые даты, нач. ХХ века. А в статье рекламной газетки Экстра-Н - подробный обзор, и архитектор Вешняков указан, и среди владельцев не только некто Худяков, но и три женщины, связанные родством Анучина, Вялова и Гагарина. Неужели Экстра-Н набралась мусора, а Управление по охране памятников точно установило, что архитектор неизвестен? Экстре-Н верить-то нельзя при составлении паспорта, но если тебе один миллион дадут за экспертизу, то можно "во всех источниках" покопаться, так?
Мои говнокурсы по истории города интересуются только тем, что уже имеет статус памятника или претендует на него. Им почему-то интереснее информация, которая уже утратила свои источники и осталась как архивная, которая уже не имеет никакой актуальности, только лежит списком фактов. Купил дом купец такой-то гильдии, пристроил такую-то хреновину, надзирал такой-то архитектор. На говнокурсах принято здание изучать по книгам, а не по фотографиям и, упаси боже, яндекс-панорамам. Говнокурсы не ищут легких путей и презирают жизнь в 2014-м году, когда информации о здании полно в интернете - в 2014-м году в нем открылась фирмочка, в 2013-м закрылась фирмусечка, в 2015-м планируется благоустройство участка перед ним и закрытие незаконной парковки. Это неинтересно и не важно, ведь это в воздухе, а вот про купца уже написано, только читай-вычитывай.
Статус памятника - это не наши ценности. Спросит меня ребенок, а я ему так и скажу: не знаю, доча, мне сказали, что это хороший дом. Я согласна, что он хороший, и верю, что жители его были уважаемыми людьми. Но вывод этот сделан не мной, и это не моя ценность. Мне до купца Чеснокова уже никакого дела нет, я о нём ничего не знаю, может, он был жмот и хам, что нажмотил и нахамил на столько карнизов. А о том, чем этот купец торговал, мне вообще ничего не сказано в книжке, только что купец, и верьте этому. А может, ошибка? Все же соседи были купцами. И все дома вокруг его построены Кизеветтером, а как построены? Может, Кизеветтер нанимал рисовальщиков, а сам только с заказчиками договор за договором подписывал, в 39-м то году, когда почти сто зданий после пожара возведено было им, и все разные. ...
Мой город полон негатива и критического отношения ко всему, что я вижу, но я даже в книжке прочитала, что эклектика не уважала принципы классицизма, а модерн - сумбурность эклектики, а конструктивизм - вычурность модерна. Сталин не уважал искренность конструктивистов, и тут моё доверие к историческому опровежению, пожалуй, остановится. Но я намного позже товарища Иосифа родилась, и мне вообще ничто его эти балясины убогие, с альбомов нерусских в гипсе наксеренные. Уважение уважением, а вкус современности в диалоге о памятниках я не буду менять на доверие закону.
ненаследие