В августе этого года я съездил в замечательное место - центр медитации випассана «Дхамма Дуллабха» (Dhamma Dullabha). Само собой, ездил я туда отнюдь не на экскурсию, а с очень серьёзными намерениями - я проходил там десятидневный курс випассаны.
Первым делом хочу сказать, что поездка в целом очень здорово легла «в струю» всего того, что я сейчас делаю. Скажем, недавно я написал в рассылку целую серию статей по поводу «настоящего расслабления» - мол, формулировки вроде «расслабьтесь» в медитации действуют довольно скверно, и гораздо рациональнее (и техничнее, если угодно) направлять внимание в то или иное место. Так вот: медитация випассана - это именно направление внимания на ощущения тела в чистом виде. При этом достигаемые эффекты… Потрясающи. Особенно когда начинаешь их осознавать.
Сразу скажу: в каком-то смысле этот выпуск (и несколько последующих за ним, где я буду рассказывать про випассану) - рекламный. Однако чтобы эта мысль вас не отпугивала, я первым делом напишу, что эта техника распространяется исключительно на некоммерческой основе. Когда я приехал туда, я не заплатил ни рубля. И лишь по окончании курса «новым студентам» (т.е. тем, кто впервые познакомился с випассаной) предложили сделать пожертвование. Кто-то делал, кто-то, возможно, и нет. В конце концов, для желающих там есть возможность приехать на другой курс «служащим» и сделать что-то полезное для других студентов, проходящих очередной курс. Лично я пожертвование сделал и не исключаю возможности, что поеду ещё.
Випассана - своего рода классика. Как утверждают её адепты, это единственная традиция, в неизменённом виде передающая вот уже больше двух тысяч лет технику, изобретённую Буддой (да-да, тем самым Гаутамой). Мол, в других традициях буддизм исказился, смешался с другими религиями и в целом утратил некоторые свои важные черты, а випассана - внерелигиозная традиция, совместимая хоть с индуизмом, хоть с христианством, и опирающаяся в первую очередь на философию и технику медитации, а не на мистические воззрения.
Випассану ещё можно назвать «буддизм как учение» в противовес широко распространённому «буддизму как религии». В течение всего курса каждый вечер проводятся лекции (по записям С. Н. Гоенки - учителя, познакомившего с випассаной весь мир), на которых как даются новые инструкции для медитаций (каждый день по чуть-чуть, шаг за шагом), так и раскрываются самые разные аспекты мировоззрения тех, кто випассану создал и пронёс сквозь века.
Люди со стороны часто воспринимают занимающихся этой медитацией как неких сектантов. Ну что ж, понятию «секта» можно дать и такое определение, чтобы даже випассана под оное подпала. Как бы то ни было, сама традиция, как я уже написал - совершенно внерелигиозная. И хотя среди т.н. «старых студентов» хватает таких, кто в конце занятия выполняет поклон в сторону учителя и произносит вместе с многими другими ритуальные формулы, ну так что ж - за отклонение от таких ритуальных вещей (т.е. если не кланяться и не заморачиваться на произнесение формул) никто слова не скажет. Лично проверял.
Випассана - это техника и определённый взгляд на жизнь. И всё это исходно создавалось так, чтобы было доступно мирянам, то есть людям, у которых и так полно дел.
А чуть подробнее про саму технику и её эффекты я расскажу в следующем письме.
А в этой части я расскажу, как был организован процесс обучения медитации випассана. Если вам интересно, сколько часов в сутки мы спали, сколько ели и как занимались - вам сюда!
В первую очередь хочу заметить, что некоторые моменты моего описания могут казаться пугающими. Скажу за себя: я практически всё это разузнал заранее и успел попугаться в своё удовольствие. А потом собрал себя в кучку и поехал, как и планировал. Итог - по большому счёту никаких бытовых трудностей я не испытывал. Ни с умыванием и приёмом душа, ни с приёмом пищи.
Размещали студентов в комнатах на 4 и на 7 человек. При размещении каждому выдавался талончик с номером комнаты и даже номером кровати. Меня особенно умилило, что пронумерованы были не только кровати, но и соответствующие им стулья, так что никаких недоразумений, где чей стул, заведомо не возникало.
Это, кстати, было актуально, учитывая режим молчания в процессе курса - девять дней из десяти студентам предписывалось не общаться между собой вообще, в том числе не обмениваться записками и даже взглядами. Последнее, кстати, для меня было самым сложным - я привык очень большое внимание уделять глазам собеседником и просто встречных, так что мне приходилось то расфокусировать взгляд, то смотреть вниз.
Санузлов - и раковин для умывания, и туалетов, и душей - хватало. Был даже летний душ на 4 кабинки, поставленный в непосредственной близости от медитационного зала. Так что очередей в душ можно было не бояться, хотя желающих всегда хватало.
Теперь - о питании. На курсе еда - простая и вегетарианская. Утром нас кормили кашей (манка, перловка, овсянка), к которой можно было взять варенья и масла, также был хлеб, белый и чёрный, чай и фрукты. Фрукты - «по 1 шт. каждого вида», то есть если были бананы - то по одному на нос, если бананы и груши - то по одному банану и одной груше. Завтрак, кстати говоря, начинался в 6:30 утра.
Затем был обед. Начинался он - угадайте во сколько? - в 11:00! На обед был суп, более солидная каша (бывало, выставляли и что-то вроде фруктового плова), опять-таки фрукты, хлеб и чай.
В принципе, на этом серьёзное питание заканчивалось. Однако же ещё в 17:00 был полдник, на котором новые студенты (читай - новички) могли попить чая с молоком и поесть фруктов. «Старым студентам» же в это время полагалась лишь лимонная вода.
Вообще вода, если что, была доступна постоянно.
Я, будучи заядлым мясоедом, опасался, не станет ли эта пища для меня проблемой.
Не стала. Вообще не стала. Да, в районе обеда я накладывал себе побольше, благо ограничений не было и готовили в достаточном количестве. И я никогда не пренебрегал возможностью перекусить животным белком и жиром, благо масло и сметана на столах наличествовали, хоть и в не очень большом количестве.
Но замечу, что такой режим питания был для меня вообще непривычным. Дома-то я ужинал после шести или даже восьми, и ужин бывал довольно сытным. Как бы то ни было, к моему удивлению на курсе я практически не чувствовал голода даже под вечер. Некоторые из студентов откладывали фрукты и даже кусочки хлеба на вечер, но у меня такой потребности не возникало.
Самым сложным для меня, пожалуй, был режим сна. Отбой был весьма ранним, в 21:30 -22:00. И уже в 4 утра (прописью: в четыре утра) звучал утренний гонг. В 4:30 уже начиналась медитация.
Медитировать в зале - не всегда просто. Чтобы высиживать занятия продолжительностью от часа до двух я соорудил себе целое гнездо из подушек и скамеечки высотой под невысокую табуретку. Правда, где-то с третьего дня курса я стал уменьшать высоту «седалища», понемногу адаптируюсь к условиям. К чести организаторов замечу, что подушек и скамеечек хватало - было бы желание их использовать. То есть материальное обеспечение курсов - на довольно хорошем уровне.
Вернусь к распорядку дня. В 4:30 начиналась первая медитация, длительность которой составляла два часа - до завтрака в 6:30. И эту медитацию можно было провести в комнате.
Вообще, медитации делились на три типа: часовые медитации (три штуки), что обязательно следовало проводить в зале в присутствии учителя, примерно столько же медитаций, во время которых учитель мог отпустить студентов медитировать в комнатах или же решить медитировать в зале, и две медитации - двухчасовая утром и полуторачасовая после обеда - в отношении которых студенты сами решали, медитировать в комнате или же в общем зале.
В комнате медитировать, пожалуй, несколько проще - можно было и на стул сесть, и на кровати расположиться. Правда, не лёжа - в комнаты время от времени заглядывали служащие, и ежели они обнаруживали спящих или просто лежащих, то вежливо просили сесть и медитировать как подобает.
Завершая эту часть, скажу, что в целом пройти курс весьма непросто - нагрузки (хотя бы в силу непривычности ситуации и деятельности) получаются очень приличные. Правда, в основном не физического, а скорее психологического толка. Однако же это вполне реально. Бытовые условия скромные, но всего, что действительно нужно, хватает.
А теперь я расскажу вам немного больше про технику випассаны и про её возможные эффекты.
Первым делом должен вам немного разочаровать - «самоучителем випассаны» это письмо не будет, увы и ах. Во-первых, чтобы учить випассане, следует пройти довольно долгий путь, я же только-только прошёл первый десятидневный курс. Во-вторых, становиться учителем випассаны я не собираюсь. В-третьих, попытка освоить эту медитацию исключительно по письменным руководствам в режиме «когда найду время» таит в себя неоправданно большой риск профанировать попытку.
Так что если уж учиться - то всерьёз, на десятидневном курсе. Ищете Дхамму Дуллабху или любой другой центр (а их в мире хватает, плюс многие официальные курсы проводятся без привязки к центрам), выбираете время, регистрируетесь - и вперёд!
Я же расскажу про эту технику скорее в ключе «что есть, а чего нет».
Випассана - техника очень простая. Суть её - в исследовании ощущений всего тела. Для этого есть определённый подготовительный период (медитация анапана, развивающая способность к концентрации через наблюдение за дыханием) и собственно элементарный алгоритм самой медитации.
«Фишка» вся в том, что в течение курса медитация практикуется более десяти часов в сутки.
Просто почувствовать тело и понаблюдать за ощущениями вы можете хоть сейчас - скажем, что вы чувствуете сей момент в правой стопе, ровно по центру? А в кончике большого пальца левой руки? А какие ощущения у вас на кончике носа?
Но стоит лишь попробовать наблюдать ощущения хотя бы в одной точке пусть даже небольшое время, как наш ум начинает «бунтовать», и очень скоро мы обнаруживаем, что уже не наблюдаем, а думаем какие-то совершенно «левые» мысли.
Випассана позволяет каждому понять, насколько мало дисциплинирован его ум. И - благодаря интенсивной и глубокой практике - увеличить способность к концентрации в разы.
Почему так важны ощущения? Ощущения - это то, что заполняет наш «ум тела», или, если угодно, «телесный ум», «соматический ум» и так далее. Иными словами, это тот самый колоссальный поток информации, который в большинстве случаев минует сознание, сразу попадая в ту область нашей личности, что именуется «подсознанием» или «бессознательным».
Ещё в двадцатом веке Вильгельм Райх разработал концепцию телесных зажимов, или блоков. Он утверждал, что неприятные эпизоды нашей жизни формируют наш мышечный корсет или телесный «панцирь», состоящий из областей перенапряжённых или же слишком расслабленных мышц. Райх стал одним из основоположников телесно-ориентированный терапии, которая чисто внешне может напоминать массаж: исследуя тело клиента, терапевт находит напряжённые области и массажными приёмами расслабляет их, клиент же в это время может «внезапно» вспомнить какие-то эпизоды своей жизни, связанные с этим блоком.
В випассане медитирующих никто не трогает. Они сами исследуют ощущения своего тела, тренируясь чувствовать всё тоньше и всё детальнее. В результате через некоторое время они начинают обнаруживать самые разные телесные зажимы или же гипотонус мышц. И за счёт направления внимания в эти области ситуация начинает выправляться в лучшую сторону.
Правда, техника медитации построена так, что действует она не прицельно. Випассаной, пожалуй, нельзя решить конкретную проблему - и больше ничего не затронуть. Эта техника снимает целый слой всего-что-только-накопилось, а наши конкретные проблемы очень часто разбросаны по нескольким слоям и представляют из себя весьма разветвлённые структуры.
С другой стороны, за десять дней практики по десять с лишним часов в день столько слоёв снимается, что…
Кроме того, випассана по сути своей очень проста. Чтобы её практиковать и получать от этого результат, не нужно длительное обучение, которое проходят телесно-ориентированные психотерапевты или другие врачи-«мозгоправы».
А теперь я расскажу о некоторых возможных результатах применения этой замечательной медитации.
Правда, первым делом хочу вас предостеречь: если вы, прочитав это письмо, найдёте у себя «что-то похожее» и захотите пройти курс исключительно ради решения своих проблем - будьте готовы к тому, что потерпите неудачу. Дело в том, что одним из ключевых моментов для этой медитации является непредвзятость и свобода от ожиданий, зацикленность же на желаниях и ожиданиях может «убить» эффект от медитации напрочь. То есть эффект, скорее всего, всё равно будет. Но - «какой-то». Не такой, ради которого вы, возможно, за это возьмётесь.
Сам я решил поехать на випассану, услышав рассказы о ней от нескольких глубоко уважаемых мною тренеров. Не буду приводить цитаты или пересказ их реплик, вас они скорее запутают.
Внезапно выяснилось, что примерно в то же время, что и я, на курс випассаны собирается один мой знакомый. По профессии он - психиатр, так что интерес его был в изрядной степени профессиональный (как и у меня, впрочем). Мы с ним разминулись буквально на один курс (он поехал в конце июля, а я - в середине августа), и, вернувшись, он многое мне рассказал.
По его словам, «он прошёл через персональный ад». Что именно он вложил в эти слова, я понял лишь частично. Тут и физический дискомфорт (медитировать практически неподвижно по десять-двенадцать часов в день - не такая уж и малая нагрузка), и удивление от того, насколько легко «ускользает» его ум, когда положено концентрироваться…
Как бы то ни было, слова про «персональный ад» прозвучали. И это - от человека, который имел немалый опыт и в психиатрии, и психотерапии, и даже в боевых искусствах!
В общем, не всё по-настоящему простое действительно легко даётся.
…Едучи на курс, я взялся подвезти пару человек. И, будучи изрядно любопытным, расспросил своих попутчиц (оными оказались две дамы) о том, почему они решили записаться на курс.
И рассказ одной из них оказался весьма познавательным. По её словам, ранее её регулярно охватывала депрессия, выражавшаяся в стремлении сбежать куда-нибудь подальше от людей. Например - в поход в горы. И про випассану она узнала, встретившись с кем-то во время одной из таких «попыток к бегству».
Она решилась, записалась на курс и прошла его. Что в ней изменилось - словами выразить не смогла. Но когда её жених встречал её после курса с поезда, то, увидев её лицо, он просто сказал «В следующий раз я с тобой».
…В лекциях С.Н. Гоенки о техниках медитации, что мы слушали на курсе в записи, была и история самого Гоенки. Его на курс випассаны заставила прийти… головная боль. Будучи из весьма обеспеченной семьи, он долгое время пытался излечить свою мигрень, колеся по миру и ища помощи у светил медицины из самых разных стран.
Когда он, прийдя в центр випассаны в Бирме, попросил учителя принять его на курс, тот согласился. Но стоило Гоенке упомянуть, что он надеется излечить таким образом свою мигрень, тот сказал «Извини, я не могу принять тебя». И Гоенке пришлось некоторое время понервничать, пока до него не дошло, что при обучении випассане следует стремиться именно освоить випассану, а не излечить какой-то недуг. Как ни парадоксально это звучит, но работает оно именно так.
…Что до меня самого, то я получил несколько очень важных для меня инсайтов и, похоже (тьфу-тьфу) разрешил один старый вопрос, прицепившийся ко мне уже много лет назад и упорно «не отпускавший». Как бы то ни было, я решил продолжать практику - а это два часа в день, час утром и час вечером. И вполне возможно, что через какое-то время решу съездить на ещё один курс.
Я уже писал, что випассана действует «не прицельно». В этом её слабость и недостаток. Ведь зачастую конкретную проблему намного удобнее за час-другой разрешить с помощью конкретных техник, чем медитировать несколько дней. Но в этом же и её сила - випассана «подчищает» всё. И если после интенсивных проработок с использованием, скажем, метода RPT или метафорических карт, остались какие-то недочищенные «хвосты», то вечерняя часовая медитация позволяет их выявить и нейтрализовать.
Признаться, я даже думал объявить скидку на свои консультации тем, кто випассану практикует. С такими людьми - заведомо проще и безопаснее. Однако потом подумал, что если человек практикует серьёзно и долго, то ему не то чтобы скидка - сами консультации будут, скажем прямо, не особенно актуальны. Если же он попробовал и забросил - то скидку ему лучше не давать.
Тем не менее…
И немного в заключение.
По моему опыту випассана, как и многие другие простые техники, прекрасно сочетается со многими другими - в частности, с метафорическими картами и RPT. С того момента, как я перед медитациями стал устраивать себе несложные сессии с картами с целью "поднять материал", сами медитации стали как-то насыщеннее и богаче. А если в самой медитации всплывает что-то очень уж неприятное - то я могу это быстро "отэрпэтить".
Правда, это только дома. На курсах просят ничего подобного не использовать, чтобы "попробовать технику в чистом виде" (что лично я считаю очень правильным), так что там - випассана и только випассана.