Среди людей, вместе с которыми я осваивал RPT, было много таких, что называют себя целителями. Т.е. людей, которые, не имея медицинского образования, берутся лечить вполне конкретные заболевания, проявляющиеся на телесном уровне. В основном - разными методами практической психологии, восточными практиками, гомеопатией, акупунктурой и другими подобными вещами.
Да, не хотелось бы, чтобы вы подумали, что я говорю о них как-то пренебрежительно. Отнюдь. Я их уважаю, ибо они приносят многим людям облегчение и радость. В то же время я понимаю, что не хотел бы (по крайней мере, на текущий период), чтобы меня называли целителем. Ибо по моим внутренним стандартам (а оные очень высоки, так уж повелось) мне многого не хватает, в частности - собственного уровня здоровья, физической формы и т.п. Да, я наметил себе определённую программу оздоровления и плавно её реализую, но пока что не рискну заявить о себе, как об абсолютно здоровом человеке. А что за «целитель» без хорошего запаса собственного здоровья? В процессинговых практиках это примерно то же самое, что хирург с травмированными руками…
Да, психическое здоровье - это очень хорошо. И оно «тянет» за собой здоровье физическое. Но - не мгновенно, чтобы ни писали всяческие изобретатели «волшебных таблеток». Сейчас я чувствую себя намного лучше, чем, скажем, год назад. Лучше, чем полгода назад или даже месяц назад. И всё равно есть понимание куда расти, к чему стремиться.
Между тем, случаи исцеления в моей практике были. Один из них я затрону в этой статье.
Начну издалека.
Одной из самых страшных болезней на сегодняшний день считается рак. В развитых странах именно раковые заболевания входят в тройки лидеров вместе с сердечно-сосудистыми (инфаркт миокарда) и нейродегенеративными (болезни Альцгеймера, Паркинсона, различные варианты старческих деменций) заболеваниями по количеству обусловленных ими смертей.
Совсем ещё недавно слово «рак» было страшным диагнозом, гарантирующим скорую и болезненную смерть. Сегодня это давно не так - многие разновидности рака (а их более сотни) успешно лечат, вплоть до довольно тяжёлых стадий, но сила убеждения осталась. И для любого целителя заявить, что он-де «умеет лечить рак» - всё равно что заявить, что он обрёл Святой Грааль.
Я встречал целителей, которые работали и, наверное, продолжают работать с раковыми больными. Некоторые из них осторожно рассказывают об улучшениях состояния и даже о случаях излечения. Да, бывает и такое.
А «осторожно» - потому что, если пациент не является каким-нибудь шизофреником или религиозным фанатом, подвинутым на отрицании современной медицины, такая работа идёт на фоне лечения методами официальной медицины, порой даже в стационаре. Наверное, это выглядит примерно так: лежит человечек в больнице, получает свою химиотерапию-облучение-стволовые клетки или что-то ещё, в зависимости от конкретной ситуации, и время от времени к нему приходит (или выходит с ним на связь) этакий психолог-практик, ведущий задушевные беседы или куда более специфические процессы. Да, отнюдь не всякий сеанс психологической помощи похож на задушевную беседу, имейте ввиду.
И если происходит исцеление - то как определить точно, от чего именно оно происходит? От усилий врачей в белых халатах или же благодаря работе целителя, коий может даже в больнице не появляться, консультируя дистанционно?
Конечно, есть ощущения больного. Что, мол, провели серию сессий - и его перестали донимать побочные эффекты лекарств. Провели ещё одну - и боли ушли. Ещё пару - сон стал крепким и здоровым. И так далее. Но и сами лекарства и процедуры-то никто не отменял. А целители в большинстве своём не те люди, чтобы годами скрупулёзно собирать описания случаев, описывать их так, чтобы можно было посчитать коэффициенты корреляции или математически точно оценить степень влияния проводимых консультаций на эффективность лечения… Теоретически всё это возможно. Но на практике… Вот лично я для себя решил, что заниматься этим вряд ли буду. Зарекаться не зарекаюсь, но и намерений соответствующих не строю.
Дело в том, что, работая консультантом, невозможно видеть в клиентах объект исследований. Нас (консультантов, процессоров) специально учат чувствовать эмоции клиента, и такая чувствительность чрезвычайно важна и полезна при проведении процессов. Да, техника - это много и это хорошо, но без понимания, без интуиции, выстроенной на тренированной чувствительности, любая техника даёт зело скромные результаты.
Некоторые процессоры идут работать в медицинские центры. По идее, там как раз есть условия, чтобы точно «измерить» результаты сессий. Увы, я слишком мало знаю о том, что там в действительности происходит с консультациями. Возможно, через несколько лет мы и узнаём о чём-то таком из научных, а затем - научно-популярных журналов.
Впрочем, что это я всё о процессорах да о консультантах?
Пора зайти с другой стороны - со стороны клиента, или, если угодно, больного.
Давайте представим себе человека, у которого рак. В довольно тяжёлой форме. Ходить-кушать-думать такой человек вполне может, пусть и с трудом, но вот удовольствия от жизни получает очень мало. Тем не менее, его осознанности вполне хватает на то, чтобы понять, насколько он хочет жить. И насколько он хочет излечиться (да, жить и излечиться - это, вообще говоря, не одно и то же).
Бывает, что люди опускают руки. Мне известен случай, когда пожилая женщина за полгода «угасла» и умерла от неверного диагноза. Ей сказали, что у неё рак. А через пару месяцев дико извинялись - мол, перепутали анализы, у неё-то всё в порядке… Было. На момент анализов. А через два месяца - она уже сама себя приговорила. И, прожив ещё немного, умерла.
Правда, было это в далёкие советские времена, когда про рак простой народ знал очень мало. Это сегодня мы в курсе, что разновидностей рака - сотни, и говорить о «раке вообще» попросту нет смысла. И многие разновидности вполне излечимы, если болезнь не запустить. И даже в тяжёлых случаях есть возможности побороться за свою жизнь. А если обнаружить рак на ранней стадии - так шансы излечения весьма высоки практически независимо от конкретной разновидности рака. Однако… Ранние стадии - не чувствуются. И чаще всего рак обнаруживают, когда пациенту уже есть на что жаловаться.
По счастью, сегодня известно достаточно историй, лейтмотив которых - рак не приговор. И многие люди, заболев раком, борются за свою жизнь, и борются успешно.
Самое важное тут вот что: борется сам человек, а не лекарства, методики и даже не врачи. Врачи, консультанты и близкие - лишь помощники в этом деле. Именно сам больной выбирает, какими методиками пользоваться, к каким докторам или иным специалистам обращаться, а когда возникает некая возможность (скажем, поехать в другую страну в клинику, где используют новую чудо-методику) - именно сам больной решает, хвататься за эту возможность или нет.
(безусловно, бывают случаи, когда сам больной опускает руки, но кто-то продолжает бороться за него - их я здесь рассматривать не буду, лишь скажу, что в таком случае борьба за жизнь намного тяжелее и куда реже приводит к благополучному исходу).
Любой другой человек, услугами и знаниями которого воспользуется больной - лишь помощник. Это справедливо и для докторов, и - в особенности - для консультирующих психологов.
И чем больше помощников, именно здоровых помощников у больного - тем выше его шансы стать здоровым.
Помощники могут быть самыми разными. Это может быть грубоватая сестра-сиделка, которая по-простецки заявит «Ниччо! И не таких выхаживали!», и исполненный энтузиазмом молодой доктор, что расскажет про чудодейственную методику и как её использование повышает шансы на полное выздоровление, и психолог, который предложит поразмыслить о собственных убеждениях, связанных с болезнью, и мистик или священнослужитель, что напомнит о душе и задаст вопрос - а как думаешь, зачем ей этот опыт в твоём случае?
Я считаю, разумный пациент будет стремиться использовать как можно больше видов помощи. Разных, пересекающихся или не очень - главное, чтобы они не противоречили друг другу. Скажем, использовать одновременно два курса химиотерапии - это в большинстве случаев самоубийство, и доктора такого не допустят. А вот использовать химиотерапию и параллельно с ней психологическую помощь - вполне разумно и безопасно. Прекрасно сочетать психотерапию с йогой или любой специальной гимнастикой (если болезнь позволяет). Замечательно будет добавить к чему угодно здоровое питание, восстанавливающее организм.
Когда я учился технике RPT (если по-русски - терапия опорных, порой - отправных, точек), наш тренер, Саймон Роуз, приводил много примеров физического излечения в процессе консультаций. Но в то же время он говорил: мол, ребята, если ваш клиент проходит курс лечения в рамках официальной медицины - не вздумайте чего-то отменять или влиять на клиента, чтобы он от такового отказался! Наша задача - помогать людям, а не соревноваться с другими помощниками, у кого «целительская сила» длиннее.
Сам Саймон рассказывал, что некоторое время назад, ещё до того, как он разработал технику RPT, у него нашли небольшую раковую опухоль в мозгу. И хирург ему сказал: ты, конечно, можешь сейчас уйти на все четыре стороны и заняться медитацией-шмедиацией или ещё какой оккультной казуистикой, но вот вырастет эта опухоль ещё на миллиметр - и всё, кирдык. А сейчас, мол, мы вполне можем безопасно её удалить за одну операцию.
Результат - Саймон лёг на операцию и с тех пор вполне здоров. Однако каждый год, в соответствии с рекомендацией врача, он делает МРТ головного мозга, чтобы убедиться, что всё там в порядке и никаких рецидивов опухоли не выросло.
В общем, психопрактика психопрактикой, а официальную медицину никто не отменял.
Кроме того следует помнить о тривиальнейшей вещи, которая часто вылетает из поля зрения фанатов какой-нибудь новой мега-техники или чудо-учения: чтобы нормально воспринять практически любую психологическую помощь, требуется здравый ум и ясное сознание. А хороши ли с этим, скажем, у человека, которому только что сломало руку и место ранения жутко болит? Пожалуй, мастера, которые в подобном случае всё же способны унять боль и оказать помощь без применения фармацевтических препаратов, всё же существуют. Но число их несравнимо меньше, чем число дипломированных психологов или сертифицированных консультантов.
Здравомыслящий консультант чётко знает границы своих возможностей и чётко говорит об этом. Может ли клиент получить больше? Только от консультанта - нет. А в процессе работы - может. Скажем, найдя (по наводке консультанта или самостоятельно) какую-нибудь диету или методику тренировок. Или даже специалиста-помощника из другой области.
Главное - не возомнить панацеей кого-то или что-то конкретное. Ведь, увы, большинство из нас мыслит так, что если заявить нечто в духе «вот эта методика - супер-пупер мегарешение!», то все остальные варианты помощи автоматически принижаются и обесцениваются.
Принимать помощь из разных источников, оценивая по достоинству каждый из них, ещё уметь надо.
И, пожалуй, научить этому - одна из главнейших задач психолога и консультанта.
Во время сессий некоторые клиенты рассказывают мне о своей жизни и - бывает и такое - жалуются на других специалистов. Когда я слушаю подобные жалобы, мне часто становится немного грустно - ведь на моих глазах человек демонстрирует неспособность принять то, что ему предлагали, находя какой-нибудь повод, значимый для него - но не особенно важный по большому счёту.
Яркий пример такого я наблюдал, когда одна моя клиентка, больная раком, чуть было не отказалась от своего излечения.
Она брала консультации у меня, пила какие-то препараты и, в целом, довольно много делала для того, чтобы выздороветь. Я не берусь судить, что именно - усилия врачей, подобравших нужную «химию» или же мои консультации - сыграли решающую роль, но в один прекрасный момент у неё взяли очередную биопсию и сказали, что рака нет.
(Примечание: биопсия - это когда буквально вырезают ма-а-аленький кусочек ткани и смотрят на состояние составляющих его клеток. Раковые клетки очень существенно отличаются от здоровых, и на биопсии это прекрасно видно)
Что тут началось! Во время сессии эта почтенная женщина изложила мне всё, что думает про некомпетентность врачей, про то, что у неё «не попали в опухоль» когда брали биопсию, про то, что проводившая обследование образца врач - «молодая-неопытная»… До кучи была серия заявлений в духе «всё равно болит» и почти что триумфальное «уж я-то свою болезнь знаю!!!»
В общем, мы провели ещё несколько сессий, и она успокоилась. По моим ощущениям, даже выглядеть стала заметно моложе. Хотя всё равно, думаю, ей будет очень полезно проверяться на предмет наличия опухоли следующие несколько лет.
И самое важное: я не могу сказать, что такое поведение - что-то из ряда вон выходящее. Наоборот, сейчас, обдумывая произошедшее, мне всё это кажется очень логичным и закономерным. В самом деле, человек привык жить с болезнью, бороться с болезнью, в каком-то смысле его жизнь держалась на этой борьбе, напряжении… А тут - всё. Болезнь ушла, бороться не надо.
Что же делать-то?...
Да, не каждый готов к своему выздоровлению.
А впрочем, ладно. Такая неготовность тоже может быть отработана в процессе сессий, чтобы человек не нашёл или изобрёл себе нового повода непрерывно лечиться.
Что же там послужило причиной излечения - забота близких, сессии, заграничный препарат или что-то ещё - оставим за кадром. Человек выздоровел - и замечательно.
В заключение скажу ещё несколько слов от себя.
Во-первых, я думаю, что в ближайшее время серьёзных больных брать на сессии не буду. Упомянутая выше особа ко мне записалась, когда я о её раке даже не подозревал. Если бы я знал точно… Хотя нет, не буду тут ничего говорить.
Самое главное для меня - я готов работать с любым заболеванием, если клиент во-первых - в здравом уме и ясном сознании, и во-вторых - готов принять ответственность за работу на себя. Варианты, когда клиент вопит «вылечите меня!!!», а сам ждёт, что всё за него сделают, а он тут полежит рядом брёвнышком - не для меня.
И - во-вторых.
RPT - не панацея. Я считаю фактом, что применение этой техники (как и метафорических карт, эриксоновки, да и любых других психотехник) очень полезно при любом заболевании. Однако консультации не являются лечением. Они могут лечению очень здорово способствовать, могут улучшать настроение - и, как следствие, самочувствие клиента, но всё же они не являются чем-то самодостаточным. Да, бывает так, что после консультации человек вдруг прислушается к своему организму и поймёт, что его телу нужна физическая нагрузка или же специфическое питание. И если он реализует такую потребность, начав бегать по утрам и соответственно питаться, то он - молодец. Если же нет - то можно считать, что эффект консультации он отверг. И тот, и другой вариант - результат сознательного самостоятельного решения.
Вообще говоря, ключевой момент - это ответственность. Если человек принимает ответственность за свою жизнь, то и любая принятая им помощь пойдёт во благо. Если же не принимает - то он будет искать такого врача-целителя-консультанта, на которого ответственность можно будет переложить. Или не искать никого вовсе.
А принимать на себя чужую ответственность - это не то, что будет делать хороший консультант. Его ответственность - в проведении консультаций. В том, чтобы провести человека от пункта А к пункту Б. И ни один разумный консультант не позволит сесть себе на шею.
Так что - делайте выводы, господа. Делайте выводы.
P.S.: Обычно в статьях я практически не затрагиваю какие-либо подробности из моих сессий, ибо слишком много конфиденциальной информации. В данном случае я специально спрашивал разрешения у своей клиентки на публикацию статьи в таком виде - и получил его. Добавлю только, что в её случае практически все сессии проводились по скайпу.