Интересно №359

Aug 22, 2016 21:48


На спектакль «Пизанская башня» я попала почти случайно, буквально запрыгнула на подножку тронувшегося автобуса. В тот день мы ехали из области в столицу и это происходило примерно так: дорога, дорога, дорога...Поля, поля, поля...Заправка! Брат открывает глаза и кричит: «Я есть хочу!» - папа покупает всем хот-доги и кофе. Дорога, дорога, дорога... Поля, поля, поля...Заправка! Племяшка открывает глаза и бормочет: «Я есть хочу» - папа покупает всем хот-доги и кофе. Дорога, дорога, дорога... Поля, поля, поля...Заправка! Я сладко потягиваюсь и интересуюсь: «А не перекусить ли нам?» - папа покупает всем хот-доги и кофе. В общем, если из пункта назначения еще выезжали стройные люди, то к Киеву мы с трудом помещались в машине, нещадно пихаясь округлившимися боками.
Домой мы приехали вечером и это был мой предпоследний вечер в Киеве. На что его можно потратить? Как вы понимаете, вопрос риторический. Пятнадцать минут заискивающего заглядывания в глаза, душераздирающих вздохов и грустных морщинок на лбу смогли выбить из родных незапланированный билет.
-Сегодня будет прекрасный спектакль, прекрасный, - так приветствовала зрителей контролер на входе. В ее голосе звучало воодушевление со вкраплениями гордости и, черт возьми, это было очень мило! Это все равно, как если бы я подходила к начальнику и говорила: "Я отправила Вам прекрасный отчет, просто чудесный, прямо гениальный"  - и сразу понятно, что я люблю свою работу, а мои эксель таблички - няшки.

О том, что «Пизанская башня» - спектакль «возрастной», я знала заранее. Безусловно, смотреть его лучше людям, которые пожили в браке, так поднятая тема окажется ближе, понятнее. Мне же брак светит только производственный (это когда комиссия, акты, списания материалов и прочие бухгалтерские страсти), так что я, скорее, сравнивала свое отношение к жизни со взглядами героев, чем проникалась сложившейся ситуацией.
На сцене двое - грубоватый работяга-муж и истощенная годами невнимания жена. Мы попадаем в небольшую квартирку с тесной кухонькой, продавленным диваном и книжным шкафом - все подчеркнуто обычное, стандартное, этакий образец быта небогатой семьи.
Обиженная женщина однажды  сообщает, что познакомилась с итальянцем и уезжает к нему, чтобы начать новую жизнь. Все, что было дальше - диалог двух уставших душ, разделенных расстоянием от дивана до кресла и безнадежностью параллельных Вселенных.


Тяжело жить, когда супруг видит в тебе лишь элемент рутины, что жарит котлеты, возится с ребенком и ворчит, когда муж вздумает принять на грудь : никто не заметит, что ты на грани, никто не поймет, как сильно тебе нужна протянутая рука. Героиня всю жизнь плыла в одиночестве, и в итоге ее силы иссякли. Ее жалко, но кто сказал, что легко и приятно жить с нелюбимой женщиной? Каково было все эти годы главному герою? Брак по залету, ребенок, семейные праздники, а потом появляется Та, от которой невозможно ответи взгляд, но ты связан по рукам и ногам. Мужчина смог в решающий момент отвернуться, не шагнуть за черту запретной любви. Наверное, это правильно, порядочно, благородно, только вот...зачем? Неужели так много доблести в том, чтобы превратить свою единственную, неповторимую жизнь в череду серых будней, не подарив никому того счастья, что мы дарим любимым людям? Вымотать, вытянуть жилы нелюбовью (не нарочно, просто тебе нечего протянуть - в сердце пусто, ты нищ)?


Да, героиня благодарна, что много лет назад он ее не предал, не бросил с маленьким ребенком на произвол судьбы, но, может быть, ампутация все же предпочтительнее медленного гниения? Я помню это ощущение нелюбви: приглушенное, ноющее, как легкая головная боль или капризничающий зуб - оно не смертельно, не пронзает насквозь, не заставляет рыдать, даже кажется, что возможность видеть самого лучшего в мире человека стоит этих небольших неудобств. Только вот в итоге ты неизбежно доходишь до состояния абсолютной пустоты внутри, словно тебя скрутили, выжали и оставили доживать век сухой пожелтевшей оболочкой, а ты не хочешь быть оболочкой, ты хочешь быть живой, полной крови, смеха, слез, эмоций!
От поступков героев отдает советской моделью поведения: рожать без мужа - позор, не жениться на забеременевшей подруге - непорядочно. Я рада, что времена изменились, и мы стали гибче, увереннее в себе и, чего греха таить, эгоистичнее. Лучше оставить руины за спиной и отправиться на поиски того, с кем сможешь построить общую крепость (или построить ее самостоятельно как комфортное пространство для себя любимой), чем всю жизнь прожить вот в такой Пизанской башне - холодной, опасно накренившейся, требующей от тебя день за днем таскать тяжелые камни и латать рассыпающиеся стены. Зачем?

Театр имени Леси Украинки, театр

Previous post Next post
Up