про счастье простое, как тетрадка в клеточку.
кто выживет, кто расскажет, деточка?
Ес Соя
Интересно, как выглядит мое дно?
Распространенные страшилки современной литературы - жалкое офисное существование, отсутствие целей, любовь как отрицательная величина - это ерунда, привычная, как ковер на стене. Облезлый слой лака на ногтях, безобразно отросшие пряди на голове, два дня подряд в одном платье - вообще ничего необычного, повторяется каждый сезон репортинга, когда финансовые аналитики не могут ни есть, ни размножаться - времени нет . Бездумный взгляд на пальцы ног, ниточка слюны из уголка не накрашенных губ, монотонное покачивание из стороны в сторону...это, наверное, преддонье.
А вот дно было сегодня. У меня опять театральная ломка: рвет, корежит и гнет настроение по-страшному. И вот в пиковый момент я просто вышла в Интернет и скачала спектакль. Я! Скачала! Спектакль! Я - человек, считающий, что избранность театрального искусства заключается в живом присутствии, в живых актерах, которых не заменят ни спецэффекты, ни 3D! Я -борец за победу подмостков над большими экранами!
Смотрела спектакли в записи я всего лишь 3 раза друзья смотрели, я просто рядом стояла - диски мне передала
liho_glazastoe, и я знала, что это шедевры. Но, как вы понимаете, разница между телевизором и настоящим спектаклем примерно как между женской и мужской грудью. Кто придерживается мнения, что мужская грудь красивее женской? То-то же!
И вот сегодня я смотрела «Рассказы Шукшина» Театра Наций. В среднем качестве. С экрана телефона. Ухмыляясь во весь рот и обмякая в кресле по мере того, как беспощадная ломка меня отпускала. Если скромный экран LG смог передать театральную магию, то сколько же ее витало в зале? Или я сейчас размягченно-сентиментальна, как разваренная айва, и потому спектакль так запал в душу?
Я никогда не читала Шукшина (и на этой фразе от меня отвернулись последние друзья... Хотя после того, как я в ФБ призналась, что не читала «Идиота», друзей у меня, кажется, и не осталось. Я бы по крайней мере себе руки не подала), и вот сейчас сижу и думаю: в чем тут магия? Авада Кедавра, мозг! Почему я на 2.5 часа залипла в телефон, как щенок, повизгивая от удовольствия. Вроде на сцене разыгрываются простые жизни, без глобальных катастроф и подлых злодейств, часто очень-очень грустные, житейски-трагичные, а послевкусие остается теплое, уютное, мягкое... Я не знаю с чем его сравнить: с пыхтящим на батарее тестом, предвестником вкусностей? С любимым коричневым пледом, в который закутываешься от кончиков пальцев до шеи, как лаваш, и лениво двигаешь ногами, чтобы ласковые ворсинки щекотали кожу... Я бы не смогла так эти истории прочесть, как мне их показали.
«Рассказы Шукшина» - это когда даже несчастливые истории - о счастье. Счастье в спектакле маленькое, как семечка, и от этого такое настоящее, близкое, узнаваемое. Счастье момента, счастье мига, счастье того, кто умеет его чувствовать. Можно протянуть руку и дотронуться. Я каждой клеточкой ощущала, как писатель относится к своим персонажам: тепло, по-доброму, как заботливый отец, и от этого даже грустные истории добавляли в зрительский мир толику света.
Актеры на сцене - маленькие, на фоне больших декораций они кажутся фигурками из детской коробки с игрушками, но здесь размер не унижает человека, не ставит его на одну доску с Акакием Акакиевичем из гоголевской «Шинели», а лишь подчеркивает: «Есть мир, и он огромен. А есть мы, и мы крошечные. Но полюбуйся, какие мы живые, настоящие, светлые!». Глядя на сцену легко экстраполировать несколько метров помоста и 9 фигур на всю планету Земля и верить, что во всем мире люди точно также переживают, любят, мечтают, надеются.
2 рассказа особенно запали в душу.
«Сапожки»
Работяга из деревни купил жене белые сапоги. Вы не представляете, какая волна нежности омывала мое сознание, пока герой несмело приценивался, разглядывал, взвешивал, мучительно раздумывал, отдавать ли этакие деньжищи за выходную обувку. Эта неуклюжая любовь после многих лет брака, несмелая попытка доставить радость, боязнь быть непонятым, осмеянным за непрактичное приобретение. Такая любовь, которая не в словах и не в традиционном букете на годовщину, а какая-то нутряная, глубинная... Нежность, нежность, бесконечная нежность в моей душе. Вслед за Шукшиным я тоже люблю его персонажей.
«Беспалый»
-Все кругом говорили, что у Серёги Безменова злая жена. Злая, капризная и дура. Все это видели и понимали. Не видел и не понимал этого только Серёга.
И это о любви. Жена - яркая, уверенная в себе, похожая на стальную иглу с ярко-алой нитью в ушке. Такая пришивает к себе намертво, наглухо. И Серега - лопоухий щенок, от избытка эмоций носящийся кругами вокруг Хозяйки. Казалось, история должна раздражать: «Мужик, ну, что ты бегаешь на задних лапках? Ты мужик или кто?» - но нет! Когда у человека столько сумасшедшего, всепоглощающего счастья в глазах, трепетной нежности, зашкаливающей гордости, то ты понимаешь, что быть мужиком - не главное. Главное - быть влюбленным, крылатым, ошалевшим от свалившейся на голову неслыханной удачи. Полюбить - счастье. Услышать заветное "да"- счастье. Иметь право коснуться - невероятное счастье.
Потом жена изменяет Сереге с его братом, герой пытается зарубить неверную топором (у него не получилось, не переживайте) и в итоге остается один. Знаете, о чем он думает:
Но если бы ещё раз налетела такая буря, он бы опять растопырил ей руки - пошёл бы навстречу. Всё же, как ни больно было, это был праздник. Конечно, где праздник, там и похмелье, это так… Но праздник-то был? Был. Ну и всё.
Наверное, только так и нужно встречать Счастье: бездумно распахнув руки и идя навстречу, не торгуясь, не стремясь отхватить кусок пожирнее, обменять себя по выгодному курсу на квартиру или обручальное колечко, не пытаясь застраховать сердце от небрежного обращения и не требуя гарантий. Только тогда это Счастье станет твоим. Я так не умею. А жаль.
P S Лида, ты, наверное, спросишь, узнала ли я Александра Гришина. ;-) Конечно, узнала! "Гупешка" и "Нюрнберг" в РАМТе так просто не забываются. :)