Интересно №350

Feb 19, 2016 00:49


Интересная интерпретация, необычный формат, зашкаливающий уровень харизмы - всего этого оказалось в избытке на спектакле «ПУШКИН stand up» алматинского театра «АРТиШОК».

Мне еще никогда не читали «Евгения Онегина» так: озорно, шаловливо, c детскими дурачествами и смелыми ужимками, с уморительными гримасами и насмешливыми рожицами. Выразительное лицо Вероники Насальской захватывает не хуже интересной книги, заставляя пристально вглядываться и жадно вслушиваться.
Удовольствие от посиделок с близкой подругой - вот, пожалуй, то чувство, которое теплится в душе после спектакля. Ты выходишь из театра, бредешь по улице, зябко кутаясь в пальто, а под плотной тканью на уровне сердца ты бережно несешь что-то мягкое, теплое, нежное (котенка или теплый кусочек хлебушка), несешь втайне от окружающих и улыбаешься собственным мыслям. Впрочем, обо всем по порядку.


Я никогда не была на моноспектакле. Увы, я настолько жадна и ненасытна, что охотничьи инстинкты требуют больше лиц на сцене, больше костюмов, больше реплик, гомона, праздника, истерик. Мне казалось, что я не получу свою наркоманскую дозу чужих эмоций от одного артиста, не наемся желанными впечатлениями. Начало «ПУШКИН stand up» я восприняла настороженно: «Что это? Стол, стул и актриса? Зачем включают в зале свет? О чем меня спрашивают?» Уже на втором диалоге я поняла свою ошибку: меня ни о чем не спрашивали (не на экзамене, слава богу) - со мной говорили, приглашающе приоткрывали дверку для беседы. Я внутренне расслабилась, помягчела, снова с удовольствием утонула в мягком кресле комфорта. Стало жгуче интересно, в какую сторону поведет Вероника обсуждение на этот раз, в каком ключе заставит задуматься о бессмертном Пушкине и привычной современности.


«Евгений Онегин» для меня сродни «Ромео и Джульетте» или «Гамлету» - произведение трагичное, знаковое, глубокомысленное. «АРТиШОК» же просто протянул руку и спустил героев с высокого пьедестала. Мы привыкли, что Театр переносит зрителя в измерение искусства, здесь же зал наблюдал обратный процесс: искусство оказалось виртуозно перенесено в нашу обыденность. Я ощутила себя посетителем музея, любующимся вышитой шелковой перчаткой средневековой дамы, и вдруг получившим разрешение ее примерить. Тут-то и выясняется, что историческая реликвия - вполне себе повседневная вещь: мирно сидит на руке, слегка покалывает кожу золотой нитью и имеет раздражающую привычку сползать с запястья в самый неподходящий момент.
Евгений представлен в постановке обычным молодым человеком. Юноша беспечно прожигает жизнь, любит строить из себя нечто большее, чем является на самом деле, и вследствие пресыщенности не способен на искренний отклик, порыв. В знакомой с юности истории осталось мало романтики, да и о какой love story может идти речь, когда главный герой напоминает ватрушку: сверху кружок манящего творога, а в под ним - пресное тесто. Красивая обманка, только вот, получается, обманывалась я сама, приписав тому, пушкинскому Онегину благородство и глубину? Поразительно, как розовые очки слетают с носа, стоит поместить воображаемого человека в современные декорации. Убийство Ленского не меняет этого Онегина, парень также часами прихорашивается, используя «щетки тридцати родов», и выезжает в свет. Только вот платок... О, эта гениальная сцена, когда Вероника достает из кармана  кусочек ткани, небрежно смятый ногой юноши во время объяснения в саду Лариных, и трепетно ловит его на лету, словно это иной платок иной Татьяны, бесценный, уникальный! А Татьяна, равно как и платок, та же самая...


Татьяна...Татьяна меня не особенно привлекала и в первоисточнике, а в спектакле в антураже женских поцелуйчиков при встрече и неловкого молчания на свидании, героиня окончательно выцвела. Очередная глупая девочка, придумавшая себе любовь. Самой сильной сценой я всегда считала финальное объяснение, которое ставит жирную точку в неслучившейся истории (вот где страсть, безнадежность, трагедия!), но Татьяна Вероники Насальской оказалась очень...закрытой. Дрожащий голос готового заплакать ребенка, зазубренные, словно урок, фразы, вытянутые вдоль тела руки - поза первоклашки, рассказывающего стихотворение у доски. Слова (жестокие, но справедливые) не были выстраданы, вымучены, вырваны из сердца, они родились искусственно в мозгу из правильных книжек, правильных суждений, правильных поступков. Лишь в один момент девушка чуть приоткрывает жесткую корку правильности, замолкает, с трудом выдавливает из сведенного спазмом горла слова:"Я Вас люблю". Наверное, это единственное было настоящим, поэтому далось так тяжело.


Открытием вечера стал для меня Автор. Читая «Евгения Онегина» я, чего уж греха таить, частенько перелистывала пространные стихотворные излияния, не имеющие отношения к сюжету (подумаешь, восхищается мужик ногами балерины!). Но на «ПУШКИН stand up»  Автор неожиданно распрямил плечи, приосанился и протиснулся в первые ряды, став главным героем, той самой «подругой», которая в лицах пересказывает свежую сплетню об Онегине и Лариной.
-Боже, - думала я, восторженно ахая, - а ведь в современном мире все действительно так! Это о нас, о нас, об измельчавших и заросших циничностью нас!
Вероника Насальская не меняла маски и образы, она до кончиков пальцев вжилась в один: острого на язык рассказчика - и легко шла по сюжету, передразнивая героев и отпуская шуточки в их адрес. Это было весело, непринужденно и приятно, за что огромная благодарность Веронике и театру «АРТиШОК»!

Все фото одолжены в facebook у Glern, за что большое спасибо ей и Марку Цукенбергу. :)

АРТиШОК, Ильхом

Previous post Next post
Up