Люблю я очень слушать по радио "мелодия" истории любви.
Не слезливые, приукрашенные, выложенные в стиле жёлтой прессы.
По воздействию своему они похожи на сериалы, цель создания которых - привязать внимание и украсть кусок драгоценного времени.
Люблю истории из жизни натуральные, настоящие, правдоподобные.
Отец Фёдора, крестьянин, представитель древнего вятского рода Шаляпиных
Отношения Фёдора Шаляпина и балерины Иолы Торнаги складывались непросто. Певец долго и упорно добивался её руки, но сам же, спустя годы, и разрушил их счастье.
Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги, кажется, были полными противоположностями. Он - двухметровый великан с могучим басом, она - невысокая хрупкая балерина. Он ни слова не знает на итальянском, она же не понимает по-русски. Пара долго шла навстречу друг другу, а история их взаимоотношений складывалась весьма непросто. рассказывает, через какие испытания пришлось пройти русскому певцу и итальянской танцовщице.
Моя твоя не понимать
Молодая балерина Иола Ло-Прести, выступающая под девичьей фамилией своей матери - Торнаги, была в Италии настоящей звездой. В 16 девушка стала примой венецианского театра «Фениче», затем блистала в Миланском театре, а в 22 подписала контракт на сезон во французском Лионе. В этот момент, в период расцвета её творческой карьеры, итальянской балетной труппе неожиданно предложили выступить в России, в Нижнем Новгороде. Пригласил артистов Савва Мамонтов - известный предприниматель, меценат и ценитель искусства. Труппа согласилась.
В России гастролёров встречали наши артисты. Среди них был и 23-летний крестьянский сын из Вятской губернии - Фёдор Шаляпин. Молодой певец простодушно предложил Торнаги и её подруге помочь подыскать жильё, но иностранки вежливо отказались. Вскоре Шаляпин начал проявлять знаки внимания к балерине, однако та оставалась холодна к нему. Певец совсем не говорил по-итальянски; она же не понимала ни слова по-русски. Но Шаляпина это не смущало: он рассказывал ей о своем детстве и о бедности, в которой раньше жил, жестами.
«Безумно я люблю Торнаги»
После громкой и успешной премьеры в Нижнем Иола заболела. Узнав об этом, «Иль бассо» (так итальянцы называли Шаляпина за роскошный голос) пришёл к приме домой с кастрюлей куриного бульона. Постепенно итальянская звезда и начинающий русский певец, у которого на тот момент был единственный парадный костюм, начали узнавать друг друга всё ближе. Языковой барьер, кажется, не пугал Шаляпина.
Однажды танцовщица пришла на генеральную репетицию оперы «Евгений Онегин». В роли Гремина, мужа Татьяны, был Шаляпин, но когда он запел своим высоким басом арию «Любви все возрасты покорны», все присутствующие дружно засмеялись.
- Поздравляю, Иолочка! - сказал балерине Савва Мамонтов, свободно владевший итальянским. - Федя только что признался вам в любви!
Оказывается, певец решил сымпровизировать - вместо привычного текста он произнёс:
«Онегин, я клянусь на шпаге:
Безумно я люблю Торнаги!».
Конечно, такую озорную выходку артист мог себе позволить только на репетиции - перед зрителями он всегда был серьёзным и ответственным.
Скромная свадьба и «бодрящий» туш от Рахманинова
Сезон закончился. Зарубежная труппа потихоньку разъезжалась, но приме Мамонтов предложил остаться - провести зимний сезон в московском театре. Иола согласилась, а вслед за ней в столичном театре начал выступать и Шаляпин.
За эти месяцы, проведённые в новом городе, пара сблизилась. У артистов завязался роман, а Торнаги немного освоила русский язык.
А летом 1898 года пара обвенчалась. Произошло это в небольшой деревенской церквушке недалеко от Путятино - там находилось имение одной из оперных певиц из труппы Саввы Мамонтова. Молодые поженились очень скромно; жених приехал на венчание с опозданием, в простой поддевке и белом картузе. А после свадьбы новоиспеченные муж с женой уселись вместе с гостями на ковры, по-турецки, и начали пить вино.
На следующее же утро молодоженов разбудил страшный грохот. Мамонтов вместе с артистами гремел в кастрюли, тарелки и все, что только можно, а «дирижировал» этим безумием композитор Сергей Рахманинов. Так друзья решили поднять Шаляпина и Торнаги, чтобы отправиться с ними в лес - за грибами.
Игрушка
Спустя год молодожены стали родителями. Иола навсегда оставила сцену, а Федор начал работать еще больше - чтобы содержать семью, он давал как можно больше концертов и колесил по всему миру. Сына Игоря Шаляпин ласково называл Игрушкой: «Игрушка моя - это мое наслаждение», говорил Шаляпин, и в каждом письме спрашивал у жены, как мальчик.
«Милая моя радость, прошу тебя написать мне, как вы оба себя чувствуете с моим Игрушкой, и сказать, в котором часу ты можешь быть свободна, чтобы поговорить со мной по телефону. Я боюсь, что, когда попрошу тебя к телефону ты оставишь нашего ангела Игоря, а потому ты должна написать мне, в котором часу ты будешь свободна.
Ты не можешь себе представить, дорогая Иолинка, как я скучаю в Петербурге, не знаю почему, но ничего меня не интересует, и я жду с восторгом дня, когда смогу увидеть тебя и целовать без конца.
Радость моя, очень-очень хочу тебя обнять. Ты далеко от моего сердца, но оно бьется и будет биться только для тебя и для моего дорогого Игрушки.
Надеюсь увидеть тебя вскоре.
Твой навсегда Федор»
Большие трагедии большой семьи
Вскоре у Игоря появились две сестренки, но в 1903-м в семье произошла трагедия. Любимый сын певца и балерины, их первенец, умер от аппендицита. Мальчику тогда исполнилось четыре с половиной года. Говорят, что Шаляпин после смерти ребенка хотел покончить с собой, но с уверенностью это утверждать невозможно.
У Торнаги и Шаляпина в тот момент остались две дочки. А в 1904 году в их семействе произошло прибавление - родился мальчик. Ребенка назвали Борей - в честь «золотой» роли его отца, Бориса Годунова. Но и на этом Шаляпины не остановились: через какое-то время у них появились еще и близняшки - Федор и Татьяна.
Иола Торнаги, первая жена Федора Шаляпина, в окружении детей - Ирины, Бориса, Лидии, Федора и Татьяны.
Поскольку семья постоянно расширялась, артист часто переезжал с супругой и детьми с одной квартиры на другую. Пока не приобрел дом на Новинском бульваре - сейчас там, кстати, располагается его музей.
Казалось бы, не о чем больше и мечтать: Шаляпин известен на весь мир и объездил с гастролями всю Европу и Америку, лучшие театры приглашают его выступать на своих сценах, а дома артиста ждет большая дружная семья и любящая жена. Но когда младшим детям было около года, у их папы появилась вторая семья.
Конец красивой сказки
Соперницу звали Мария Петцольд - вдова с двумя детьми от первого брака, она жила в Петербурге. И вскоре тоже родила дочку от Шаляпина - Марфу. Однако бросать первую семью - Иолу и пятерых детей - певец категорически не хотел. Теперь его жизнь проходила не только в постоянных разъездах по гастролям, но еще и разрывалась между двумя столицами.
Когда Торнаги обо все узнала, она не стала закатывать «итальянских» истерик с криками и битьем посуды. Насколько могла, Иола скрывала от детей измену отца. Но вторая семья стала тоже «разрастаться»: Петцольд в течение одиннадцати лет родила от Шаляпина еще трех дочек: помимо Марфы на свет появились Марина и Дасия.
А в 1922 году артист уехал в эмиграцию. Вместе с ним за границу отправилась его «новая» семья. Иола же практически до конца жизни оставалась в Москве, став свидетелем и революций, и войн. Уезжая, певец обратился к Дзержинскому - попросил не верить во все, что будут писать о нем зарубежные газеты, чтобы на Торнаги и их пяти детях не отражалось отношение власти к Шаляпину.
Федор Иванович продолжал писать Иоле даже из эмиграции, но вскоре она подала на развод. А спустя несколько лет, 1927-м, Шаляпин официально женился в Париже на Петцольд.
Письма же в семью Торнаги продолжали регулярно приходить - но теперь уже не Иоле, а их дочери Арише. После смерти Игоря именно она стала старшим ребенком. Великий мужчина, за которым стояла еще более великая женщина
Сейчас в России ее помнят скорее как жену Шаляпина, чем как приму итальянского театра, которая отказалась от карьеры ради семейного благополучия. А вот о том, что у самого знаменитого отечественного баса было две семьи, вспоминают редко.
Для Торнаги Россия стала вторым домом: в нашей стране эта итальянка прожила больше шестидесяти лет. А на родину она вернулась только за несколько лет до смерти. Из вещей балерина взяла с собой лишь фотоальбомы со снимками Шаляпина.
Иола - прима-балерина Большого театра 1892г.
Иола в свадебном наряде.
по дороге в Казанскую церковь села Гагино
Шаляпин в роли Иоана Грозного
...Марию Валентиновну Петцольд он впервые увидел на скачках в 1906 году, и ему запомнилась даже не она сама, а слишком внимательный взгляд ее распахнутых серых глаз, повсюду преследующий его. Все чаще получалось, что к каким бы знакомым он ни пришел - тут же оказывалась и она. Ему рассказали, что Мария Валентиновна - богатая петербургская вдова, одна воспитывающая сына и дочь. «Что вы меня преследуете?» - однажды резко спросил Шаляпин. Она потупила взор и промолчала.
Не нравился ему этот взгляд - слишком пристальный, даже тяжелый. И сама она ему не нравилась - полная, дородная, совсем не в его вкусе. Мария, как прилежная ученица на уроки, стала ходить на все его спектакли; устроится в первых рядах - и словно ощупывает его глазами. Не привыкший церемониться с женщинами Шаляпин отчего-то тушевался под этим взглядом.
Все это его как-то беспокоило, и он решил одержать над ней верх привычным способом: пригласил поужинать, а потом, потом все было как всегда и у всех... Обычно у дам, удостоенных такой чести, трепетали ресницы и перехватывало дыхание; они уже рисовали в воображении, как будут рассказывать об этом детям и внукам. Мария же не трепетала: спокойно оделась, спокойно причесалась. «Я всегда знала, Федор, что нам суждено быть вместе», - заявила она, и от неожиданности он поперхнулся глотком вина: « Ты что, с ума сошла? Что значит суждено? Ты разве не знаешь, у меня жена и пятеро детей! «Суждено!» Ты и думать об этом забудь!» Но она не забыла.
Шаляпин и не заметил, как привык к тому, что во время длинных и утомительных гастролей Мария обустраивала артистическую, заваривала его любимый чай, привозила домашнее вареньице и телячьи котлетки, которые он обожал. Он обнаружил, что ее полная уютная фигура и мягкий голос действуют на него умиротворяюще.
Иола, если у него случались неприятности в театре или он с кем-то ссорился, тут же заводилась и начинала по-итальянски темпераментно бранить обидчика мужа, от чего Федор взвивался еще сильнее. А Мария все его ссоры и скандалы принимала в себя, как пуховая подушка: чем больше Шаляпин надрывался, тем мягче она становилась.
Ф.И. Шаляпин с женой М.В. Петцольд. 1913 г.
Париж, Лондон, Вена, Нью-Йорк, Каир, Будапешт, Стокгольм... Иногда он забывал, в каком городе поет; надо содержать семью здесь, в Париже, помогать детям и внукам там... Его удивляло, как это он до сих пор не лишился голоса, но, видно, уж Господь об этом позаботился.