Москва-Волоколамск-Ярополец-Иосифо-Волоцкий монастырь-Дубосеково

Jul 03, 2015 03:05

Часть 2. Ну что же, водички попили и стартуем дальше! Держим путь в село Ярополец. Погодка чудесная, окошки открыты, едем поем) Повернув налево, въезжаем в село Суворово. Село Суворово имеет достаточно долгую историю. В XVII веке в селе находилась деревянная Богородицерождественская церковь. В те годы село Суворово являлось приселком дворцового села Ярополец. Во второй половине XVII века селом владел граф Захар Григорьевич Чернышёв. В 1774 году он стал инициатором строительства первого каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Суворово.Постройка церкви была приурочена к посещению Яропольца императрицей Екатерины II в 1775 г. По плану генерального межевания 1766 года в селе Суворово насчитывалось 20 крестьянских дворов и числилось 107 душ мужского пола.
В 1924 году в селе Суворово Яропольской волости Волоколамского уезда Московской губернии насчитывалось 109 крестьянских хозяйств, в которых числилось 112 рабочих лошадей. В селе проживал 681 человек.Сегодняшнее население - 147 чел.(
Ныне существующая каменная церковь Рождества Божией Матери (Богородицерождественская церковь) возведена на средства прихожан в 1865-1877 гг., внутренняя отделка завершена в 1893 г. Вот так сегодня она выглядит


Осмотрелись, едем дальше! Навигатор показывает, что осталось совсем не много до нашего пункта назначения. Искать долго не пришлось, дорога нас привела прямо к цели.
Ярополец впервые упоминается в летописи в 1135 г. На правом берегу Ламы в те годы был создан укрепленный пункт князя Ярополка Владимировича - сына Владимира Мономаха. Он в ту пору владел Ростовом и Суздалем и вел борьбу с Новгородом, используя Волоко-Ламский путь.
Очевидно, название села произошло от имени Ярополк, хотя есть и другие версии. Село долго принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю. Затем его выкупил царь Иван Грозный и Ярополец стал царским селом, любимым местом охоты царей.
В 1684 г. село Ярополец вместе с окружающими деревнями (всего около 1 тыс. дворов) было пожаловано царицей Софьей украинскому гетману П.Д.Дорошенко. Дорошенко прожил в Яропольце последние 14 лет, здесь же и похоронен. До сих пор герб имеет характерные цвета)


В 1717 г. часть села была продана графу Г.П.Чернышеву.
Начну по порядку, как осматривали это мы. Припарковались прямо напротив входа в Церковь Иоанна Предтече.
Здание церкви по времени возникновения является самым ранним объектом усадьбы Гончаровых, хотя современный облик ее относится к самому началу XIX в. Построенная А.А.Загряжским в 1755 г. кирпичная церковь по типичной схеме восьмерик на четверике была в 1808 г. расширена его сыном Б.А.Загряжским пристройкой к прежнему четверику церкви Иоанна Предтечи двух приделов (во имя Екатерины и Бориса). Пристройки выполнены в строгих классических формах с массивными портиками, несколько облегченным взлетом арки центрального пролета. Рельефная обработка алтарной апсиды, колокольни и вообще архитектурное оформление здания в одном стиле выполнены накладкой на прежние части кирпичных.
Интерьеры церкви до нас не дошли.


Все посмотрели идем дальше, по дорожке левее и входим на территорию Усадьбы Гончаровых. Достаточно много людей вокруг, которые просто гуляют. Подхожу интересуюсь по поводу экскурсии, как попасть внутрь, сколько экскурсовод стоит? Те кто стоял на ступенях, тут же окликнули уходящую женщину с предложением нам все показать и рассказать. (Я думаю только у нас в стране такой сервис) за 50 рубликов с человека нас любезно повели осматривать усадьбу. Мы с сыном первые 10 мин слушая рассказ не могли привыкнуть к манере разговора (ощущение было стойкое, что наша рассказчица из 18 века), но потом ничего втянулись, заодно выяснив, что она работает в архиве (тут нам вообще все стало ясно). Вторая часть Яропольца, оставшаяся после продажи северной его части Чернышевым, находилась во владении А.П.Дорошенко до 30-40-х годов XVIII столетия. От него по родственной преемственности усадьба перешла к дочери - Екатерине Александровне (рожд. 1720 г.), вышедшей замуж за А.А.Загряжского. Загряжские относились к древнему дворянскому роду.
Третий из сыновей А.А.Загряжского, И.А.Загряжский, "молодой блестящий гвардеец", впоследствии генерал-лейтенант, имея уже жену и двух дочерей, выехал один за границу и вернулся в свою семью со второй женой, у которой через несколько месяцев после приезда в Ярополец, а именно 22 октября 1785 г., родилась дочь Наталия - будущая теща А.С.Пушкина. Первая жена чутко, по-матерински, отнеслась к горю своей невольной соперницы, полюбила и воспитала ее дочь, в раннем детстве лишившуюся матери. Она не отличала Наталию от своих детей и поддерживала нормальные родственные отношения между ней и своими дочерьми Софьей и Екатериной, ставшими фрейлинами при дворе, где потом являлась и красавица Наталия.
В 1807 г. Н.И.Загряжская вышла замуж за Н.А.Гончарова.
В 1812 г. у Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича родилась дочь Наталия - будущая избранница Пушкина. Начиная с 1814 г. Н.А.Гончарова постигает тяжелая участь: появляются первые признаки умственного расстройства. В 1823 г. его поражает острый припадок полного умопомешательства, неизлечимого до конца его дней. Н.И.Гончарова остается хозяйкой дома с тремя сыновьями и тремя дочерьми, среди которых одиннадцатилетняя Наталия.
С 80-х г.г. имением владел сын И.Н.Гончарова, Николай Иванович, а после его смерти до Октябрьской революции в усадьбе жила его вдова - Е.Гончарова, урожденная княгиня Мещерская. В 1918 г. усадьба взята на учет как архитектурно-исторический памятник. В 1928 г. в главном здании усадьбы была реставрирована Пушкинская комната и включена в сеть музейных учреждений. В остальных помещениях с 1920 по 1960 гг. была размещена Ярополецкая средняя школа. А теперь представьте , что мы получили эту информацию в виде сплети из 18 века! Очень забавно и мило)))) Кто, где, когда и с кем! Ух, как там все не просто было.

Сейчас в усадьбе расположен дом отдыха Московского Авиационного Института, на средства которого ежегодно производится косметический ремонт зданий усадьбы и прилегающей территории. Тем не менее территория открыта и свободна для посещений. Не хочу углубляться в те моменты, которые меня расстроили при посещении, но это видимо вина государства, а не людей, которые там работают.

Узнав, как пройти на вторую часть села идем обозревать усадьбу Чернышевых. Путь выбрали не простой, идем по тропинке через лес (а может в бытность сад). Комары злющие, в огромном количестве нападают на нас. Идем быстрее. Нигде не видим и намека на усадьбу. У малыша начинается нервоз, что мы заблудились. Тропинка выводит нас к пруду, на котором купается не малое количество людей.

Поскольку стоит, жара мальчишки не раздумывая раздеваются и прыгаю в воду)

Обхожу пруд по тропинки и О ЛЯ ЛЯ! Местная "Ниагара" Все началось с того, что в Народном доме села Ярополец собирались ставить спектакль. Освещение в ту пору (аккурат после революции 1917 года) в домах Яропольца было в виде лучин и свечей. Конечно, о спектакле при таком свете не могло быть и речи. Но в Яропольце жили очень изобретательные и предприимчивые крестьяне. Они поставили динамо-машину на мельницу на Ламе, провели провод до народного дома, и тока хватило на работу 4 ламп. Спектакль прошел на ура. После этого крестьяне задумались, а нельзя ли осветить все село? Решили приспособить под это дело мельничную плотину, построили рядом помещение для генератора и прочих подсобных служб, но денег на оборудование не было никаких... И тут крестьяне узнают, что неподалеку выступают Ленин с Крупской. Была послана делегация, пригласившая Ленина в Ярополец. Когда Ленин и Крупская приехали, они поразились изобретательности Яропольских крестьян. Ленин сказал: "мы только говорим об электрификации нашей страны, а вы ее делаете". Средства на закупку оборудования были выделены, все работы проведены и первая сельская ГЭС в Яропольце стала давать электричество. К сожалению, в 1941 году ГЭС была взорвана гитлеровцами, и восстановлена только в конце XX века. Сейчас мы можем наблюдать водосброс идеально полкруглой формы - так называемую "Чашу".


Местный аквапарк, молодежь скатывается вниз в чашу, склоны обросли водорослями. Естественно мальчишки поплыли это делать. Если честно, сердце остановилось, смотреть было страшно. Не обошлось и без курьеза, Саня скатившись получили огромную дырень на труселях сзади) Оделись, подсохли и пошли дальше, опять на лесную тропинку.
Пройдя несколько метров увидели колонну посвященную приезду Екатерины II.
Известно, что прямые лучи версальских аллей пересекались точно в спальне королевского дворца.
Однако фельдмаршал Чернышев понял солнечную символику Версаля весьма оригинально - прямые лучи соединяли деревни, которые вошли в поместье.
Центром «вселенной» стал гранитный обелиск на главной парковой аллее, установленный в память посещения усадьбы Екатериной Великой.
Согласно старой русской традиции, вокруг графского дома был разбит парк. Прогуливаясь по его запутанным дорожкам, можно было открывать все новые и новые «земли». От «турецкой мечети» тропинка вела к «китайскому домику», а от него - к «античному храму».

Ну, а дальше мы поворачиваемся и видим это……
В 1717 г. первый граф Чернышёв и его знаменитая жена Авдотья приобрели у наследников гетмана П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. Соседнее поместье перешло от Дорошенок к Загряжским, которые выстроили на этих землях собственный дворец (см. Ярополец Загряжских). Парк с прудами единый для обеих усадеб.
В 1760-е гг. первый московский генерал-губернатор Захар Чернышёв принялся за обустройство в Яропольце своей загородной резиденции. Его племянница Наталья Петровна родила здесь сына Дмитрия, будущего московского градоначальника.
Русский Версаль
В конце 1770-х Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». Украшением паркового комплекса стал дом-дворец. Предполагают, что автором проекта был француз Жан-Батист Валлен-Деламот. Архитектор часто работал по заказам семьи Чернышевых (на счету Валлен-Деламота участие в проектировании петербургской Академии художеств).
Сооружение считалось одним из красивейших не только в Подмосковье, но и в России. Парадный двор дворца был оформлен изящными флигелями. Кареты въезжали через ажурные ворота. Зубчатые башни ворот напоминали о победах в Русско-турецкой войне.
Родовое гнездо Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством. По заказам Чернышёвых работали скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Д. Решт, А. Триппель. Усадебный парк в Яропольце послужил образцом для многих других усадеб.
И та-дам!


Вот тебе и Версаль с мраморными лестницами! Вот тебе и ажурные ворота!


И все же самым загадочным сооружением усадьбы и по сей день считается церковь иконы Казанской Божией Матери. Уникальное сооружение, объединившее в себе храм и фамильную усыпальницу, было построено в 1780-1790-х годах. После смерти фельдмаршала достройкой грандиозного здания занималась его вдова, графиня Чернышева.
По одной из версий, автором проекта является зодчий-масон Василий Баженов, любитель таинственного, причудливого и странного. Другие источники приписывают авторство известнейшему русскому архитектору Матвею Казакову, построившему Дворянское собрание (известное нам как Колонный зал Дома Союзов) и здание Московского университета на Моховой.

Церковь Казанской Божией Матери обладает редкой, оригинальной архитектурой. Хотя церковью в привычном понимании православного культового сооружения это здание назвать трудно.
Планировка и ориентация сооружения мало соответствуют культовому зданию. Храм имеет два симметричных крыла. Оба крыла объединены переходом, который одновременно служит вестибюлем.Левая часть церкви служила как православный храм. А вот правый портал церкви, по мнению ряда историков, использовался как место для встреч масонской ложи. Об этом говорят планировка помещения и его украшения.Скорее всего авторство масонских интерьеров принадлежит Баженову. Ведь именно с ним заказчик вел проектную переписку.
Но кто бы ни был зодчим, идеи, которые исповедовал заказчик, в своем творении мастер отразил. Даже снаружи церковь Казанской Божией Матери украшают масонские знаки и символы. Так, фронтон над входом в церковь венчает человеческий глаз в треугольнике - «всевидящее око» оккультизма, один из главных символов масонства.
Уже после смерти Чернышева в масонском зале была оборудована усыпальница графа. В полу установили съемную плиту, под которой начинался спуск в склеп, куда и был помещен гроб с прахом фельдмаршала.В свое время с надгробием произошла странная, до конца необъяснимая история. Согласно проекту, по сторонам от пирамиды Триппель задумал расположить две аллегорические фигуры, символизирующие Печаль и Славу, которые так и не были установлены. В силу каких-то причин памятник остался незакончен, хотя все части его были исполнены. На фотографиях 1936 года фигуры Славы и Печали можно увидеть в интерьерах дворца Чернышевых: они украшают один из парадных залов.
Возможно, заказчикам не понравились готовые скульптуры, привезенные из Рима, или, наоборот, понравились до такой степени, что стали украшением дворца.
По другой версии, недоделка стала следствием протеста местного духовенства против постановки на могиле двух полуобнаженных женских фигур…
Сегодня Славу и Печаль можно увидеть лишь на фотографиях. Но они не погибли в войну, как это принято считать. В военное лихолетье шедевры Триппеля уцелели, об этом свидетельствуют фотографии 1946 года. Как это часто бывало с предметами искусства у нас в стране, скульптуры куда-то исчезли в послевоенные годы.
Таков бесславный конец единственного известного в России масонского храма, в котором когда-то вершились судьбы страны.(очень хочется верить, что не конец) Эх…… Посмотрев на эту печаль, вообразив красоту, медленно побрели к машинам. Жутко хотелось есть, ничего похожего на кафе рядом мы не видели, поэтому решили заехать в магазин, взять что нибудь съестное. В центре поселка стоит памятник Ленину и Крупской. Причину их приезда в поселок я уже описывала.

Ну , а мы держим путь дальше. Продолжение следует….

Ярополец Россия Путешествия

Previous post Next post
Up