Как устроены шедевры XIX-XX веков

Oct 19, 2016 11:33

Интересный разбор шедевров на Арзамасе от Пушкинского Музея, на мой взгляд - и "информационный" подход, и есть и какие-то интересные вещи о технике и композиции итп.


Понравилось про "Девочку на шаре" Пикассо. Латинская поговорка!
По мнению некоторых исследователей, образ девочки на шаре восходит к ренессансной иконографии богини судьбы, Фортуны, - тогда как устойчивый куб, на котором сидит атлет, ассоциируется с понятием Доблести. Латинская поговорка гласит: «Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata» (дословно «Сиденье Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное»). Неизвестно, подразумевал ли Пикассо подобное толкование образов на картине, но это кажется вполне возможным, учитывая его любовь к художественным аллегориям, а также то обстоятельство, что к 1905 году он уже несколько лет вращался в парижских интеллектуальных кругах и ходил на лекции поэта Мореаса, провозглашавшего возвращение к идеалам греко-латинской литературы

и про композицию (Присматривалась потом - со второй ногой читается больше перспектива и глубина, и девочка уже визуально не на той же плоскости, значит он ее "не держит"):
Несмотря на то что атлет показан художником со спины и мы видим лишь одну его ногу, если присмотреться, можно различить на картине вторую ступню и правое колено: сначала поза силача была несколько иной, но затем Пикассо изменил композицию. По одной из гипотез, это было связано с тем, что живописца волновала тема поддержки - как в моральном смысле (циркачи, как, собственно, и художники-авангардисты, считались в обществе изгоями и могли уповать лишь друг на друга), так и в материально-физическом. В финальном варианте «Девочки на шаре» получается, что эквилибристка отчасти опирается на атлета: если мысленно убрать его фигуру из картины, хрупкое равновесие будет разрушено и девочка упадет. По-видимому, вторая нога ослабляла этот эффект, и потому от нее было решено отказаться. Мотив поддержки ярко воплощен и в других произведениях Пикассо, например в «Старом еврее с мальчиком». С другой стороны, с человеческими конечностями в своих работах он порой обращался достаточно вольно: на более позднем «Портрете Поля в костюме Арлекина» у сына художника, похоже, вырастает лишняя нога.

___
И про Сезана. Часто натыкаюсь на восторги, что у него гениально скомпонованы натюрморты, вот бы про это побольше почитать в деталях. Пока что-то не найду книг. Кажется я что-то качала из альбомов, надо порыться
Блин, как круто:

Искусство

Previous post Next post
Up