Одна известная поэтесса, после опубликования литературно-критического разбора негативной тенденции в современной русской поэзии (на примере творчества Стефании Даниловой и Саши Бес(t) воскликнула: «а почему бы вам не написать про какую-нибудь хорошую поэзию? Для примера, хотя бы. Или у нас вообще все плохо?» Нет, к счастью, не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Есть и примеры, показывающие, что пародийно-декадентское направление не является единственным направлением актуальной поэзии.
Один из номинатов Литературной Премии им. Велимира Хлебникова, поэт Семён Исаев - настоящее открытие в этом плане. Молодой человек позиционирует себя как «уличный поэт» (по аналогии с «уличным музыкантом»).
Он много путешествует по разным городам Белоруси, Украины и России, выступает на улицах, даря простым людям радость встречи с поэзией. Могут сказать, что уличный поэт, так же как и уличный музыкант - явление несерьезное. Отнюдь. Для истинного поэта в принципе не имеет значение стартовая площадка. Клубы и кафе для среднего класса или улица - истинный талант пробьет себе дорогу. Единственное, что общаясь с самыми разными представителями народа на улицах и площадях, поэт становится духовно содержательнее, полнее. Становление его как поэта происходит быстрее и легче, творчество его приобретает большую глубину, ибо он теснее соприкасается с живой тканью народной жизни. Семён так парирует декадентско-хипстерскую критику в свой адрес: «самые последние снобы, ненавидя меня, отмечают один несомненный плюс: я приобщаю людей к поэтическому искусству - людей, которые специально никогда бы не пошли в клуб и даже не задержались бы на «Культуре», если бы там читали стихи. Со слов очевидцев, я «реально пробиваю на свет». Стоит сказать, что образ жизни молодого поэта по своему вполне поэтичен - романтика путешествий, многомесячная жизнь в палатке на берегу моря, медитация, вегетарианство, эскперементы с затяжным, многодневным голоданием.
Но главное конечно в том, что творчество Семёна Исаева разительно отличается от творчества представителей пародийно-декадентской тенденции в современной русской поэзии.
Миллиарды живущих на доллар в сутки,
Единицы живущих на миллиарды.
Я однажды дождался своей попутки
И уехал туда, где поют цикады.
Мне не надо мобильного телефона,
И с последней работы рекомендаций,
И, тем более, социума Омона.
Мне достаточно будет моих акаций.
Потому что я живу в палатке!
Потому что я живу в палатке!
Потому что я живу в палатке!
А хотя живу я не в палатке...
Я живу на Байкале и на Урале,
Я живу в Коктебеле и в Симеизе.
Но в моих путешествиях нет морали,
Просто я безнадёжно тащусь от жизни.
Я не пью, не курю и не ем таблеток
И не требую подвигов от народа.
Перебесится общество малолеток,
Я умру неизвестно какого года.
Потому что я умру в палатке!
Потому что я умру в палатке!
Потому что я умру в палатке!
А хотя умру я не в палатке...
Нетрудно заметить, как легко этот текст ложится на музыку. Здесь нет никакой вычурной, непонятной зауми, никакого снобизма, текст подкупает своей воздушной легкостью. Таковы были тексты “Beatles” - простые и гениальные в своей простоте, идущие прямо в сердце любого человека, независимо от уровня его образования и социального бэкграунда.
Поэтическое творчество Семёна разноообразно по тематике. Любовная и гражданская лирика, философские размышления в стихах:
Мы все противимся попсе
На бесконечном поп-концерте.
Все не ведут себя как все
До самой смерти!
Поэт тяготеет к длинным поэтическим повествованиям, когда эпизод из жизни автора или бытовая история превращаются в обстоятельный рассказ в стихах на фоне которого излагаются авторские мысли о жизни, любви, смерти и других центральных экзистенциальных категориях. Конечно, молодое дарование еще на пути к вершинам поэтического мастерства, ему еще необходимо избавится от вполне объяснимых и простительных недостатков в том, что касается формы произведения, необходимо выровнять стилистику. Но главное то, что Семён Исаев движется в правильном направлении, в том что его творчество стоит особняком по отношению к унылому и бесплодному хипстерскому псевдо-декадансу. Если этот молодой человек не станет очередной жертвой засасывающей трясины около-литературной коммерции (о чем только и мечтают поэты-псевдо-декаденты), не «опопсееет», грубо говоря, в угоду сиюминутной выгоде - его ждет большое будущее в литературе.
Дмитрий Кремнёв.