Пародия на декаданс. О некоторых тенденциях в современной русской поэзии.

Oct 16, 2012 02:36




По какому пути пойдет развитие русской поэзии в ближайшие годы и десятилетия? Сможет ли она стать вровень, или хотя бы сколь нибудь приблизиться к уровню, достигнутому в прошлом, или просто-напросто поиграет тусклым и унылым светом, служа лишь случайному и мимолетно-скудному развлечению ныне живущих, и канет затем в реку забвения? Этот вопрос не может не волновать сегодня ни поэта, поднимающегося выше уровня ремесленника, ни литературноо критика, ни по-настоящему интеллигентного, вдумчивого читателя.

Предыдущая заметка автора, на примере творчества поэтессы Стефании Даниловой раскрывающая взаимосвязь поэта и его аудитории вызвала активное обсуждение как среди поэтов, так и среди читателей. Если ряд маститых поэтов адекватно понял и поддержал представленый литературно-критический анализ, то реакция читателей (в большинстве своем - поклонников творчества Даниловой) была резко негативной и сводилась к следующему: «оставьте в покое нашего любимого поэта, на вашу критику нам наплевать». Этот факт, между прочим, подтверждает как верность авторского анализа, так и то, что уровень значительной части любителей современной поэзии достаточно низок. Поэт теоретически может обходится без критики (хотя ни один достойный поэт не скажет, что разумная критика для него бесполезна), но литературный процесс в целом - не может. Функция критики - поддерживать высокие стандарты литературы, воспитывать (да, да, воспитывать! Как бы это слово не резало слух образованца-индивидуалиста) вкусы читательской аудитории. Никто ведь, думается, не хочет чтобы ситуация в сфере литературы стала аналогична ситуации в сфере музыкального творчества, где уже давно прорвана плотина, отделяющее искусство от псевдо-культуры, где бал правит кичливая бездарность, предлагающая народу низкопробный фаст-фуд вместо музыки.



Негативные тенденции в современной русской поэзии просматриваются не только со стороны симбиотической связи поэта и его аудитории. Есть и более глубокие вещи - общее эстетическое направление, стилистика, содержание и форма произведений. В этой связи полезно обратиться к творчеству другой молодой поэтессы, не менее популярной сейчас, чем Данилова - Саши Бес(t) (Поэтесса поначалу выступала под литературным псевдонимом Саша Бес. Потом, однако, видимо достаточно высоко поднявшись в собственных глазах и решив воспользоватся рецептами арт-маркетинга, приписала к своему нику английскую буковку). Саша гордится тем, что страницы с ее стихами в интернете посетили сотни тысяч людей, она ведет достаточно бурную, для современного молодого поэта, гастрольную деятельность. Все это зело хорошо и приятно для Саши Бес(t), а как с поэзией? Посмотрим, для начала, на форму.

Как-то вышло - уже отболело, ушло на покой.

И зачем-то в ее горький кофе я лью молоко.

Это просто какой-то нелепый душевный прикол -

Память шутит над сердцем, когда ему так нелегко.

И так горько и грустно, что хочется биться башкой.

На какой-то заезженный фильм. На последний сеанс,

Чтобы вспомнить, что есть еще мир, окружающий нас.

С ней иначе. Я снова запуталась в именах.

Так бывает. Целуешь мой лоб, говоришь, что больна.

Мой обычный сентябрьский вечер: вино и фундук.

Я нечаянно бросила фразу, но снова не ту.

Поцелуй твой осенний Снежинками тает во рту.

Только как получилось, что в этом типичном бреду,

Я по старой привычке, зачем-то целую не ту…

Сразу же бросаются в глаза и покорёженная ритмика стиха и угнетающая скудость языка и крайняя примитивность рифмы (молоко-нелегко, сеанс-нас, не ту- во рту-бреду-не ту).

Что касается содержания, то основные мотивы творчества Саши Бес(t) - глубокий пессимизм, уныние, эстетизация своего рода рафинированной интеллигентской болезненности, настроения безнадежности и апатии. Когда читаешь ее стихи, создается ощущение, что идешь по длинному темному коридору в полном одиночестве, под сводящий с ума своим бесконечным повторением, один и тот же, заунывно-грустный музыкальный мотив.

Тысяча лет без наркоза кофейной тьмы

Сытые мыши, давясь, препарируют свечи

Нечем дышать… да и чувствовать, вроде бы, нечем

Думаю, как бы все это с себя поскорее смыть

Тысяча лет… но не время всему виной

Ждать полсекунды до крика, до взрыва, до свиста

Так же стремиться взлететь, как душа басиста

В звездную россыпь. Но только какой ценой?

Свет преломился в расширенных тьмой глазах

Спросишь: «Такое бывает?» Отвечу: «Бывает»

Солнце не умерло, просто оно заживает

Что с этим делать ты можешь придумать сам

Тысяча лет без наркоза кофейной тьмы

В тысяча первый рассвет и душою и телом

Я вспоминаю тебя невзначай, между делом,

Думая, как бы все это с себя поскорее смыть

Между тем, молодая поэтесса не чурается постмодернистского богоискательства - болезни, охватившей целые слои выбитой из колеи постсоветской интеллигенции.

Господи Боже, прости и помилуй мя

Горечью осени, запахом горных мят.

Знаешь, какая я сильная - все снесу.

Я отплачу как смогу, и на страшный суд

Буду стеречь твой покой и готовить суп.

Я же почти по подобию твоему.

Ты научи я не глупая - все пойму.

Буду читать тебе сказки и петь псалмы,

Буду на небе алтарь твой до блеска мыть.

Только не дай утонуть в белизне зимы.

Что же напоминает нам творчество поэтессы Саши Бес(t) и, что гораздо важнее, множества других современных поэтов, мало чем от нее отличимых? Совершенно верно, поэзию эпохи декаданса. Теми же самыми мрачными настроениями пронизана эта поэзия, те же черты упадка проглядывают в ней, что и в поэзии переломной эпохи конца XIX - начала XX веков. Но есть одно существенное, главное различие. Декаданс был явлением крайне противоречивым. Это был кризис, но кризис плодотворный, давший жизнь новым формам художественного творчества. Нынешняя же игра в декаданс - пустоцвет, пародия, фарс, разворачивающийся как повторение во-многом трагического периода в развитии искусства.

И здесь мы опять возвращаемся к проблеме читательского спроса. Не очевидно ли, что спрос на «игру в декаданс» рождается в тех же самых кругах, социальный профиль которых мы очертили в первой заметке, в кругах столичного «креативного класса» и высокооплачиваемого «офисного планктона»? Выбор поэта - подстраивать свое творчество под запросы этой аудитории или служить своим искусством непреходящим, сверх-индивидуальным ценностям. Первый путь заставляет вспомнить строки Лермонтова:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Второй путь тернист, труден и рискован. На нем вряд ли заработаешь быстрой славы, почета и денег. Но именно этот путь соответствует истинному пониманию назначения поэзии и поэта, выраженному одним из величайших гениев земли русской, Пушкиным:

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

P.S. Саша Бес(t), так же как и Стефания Данилова является номинантом Литературной Премии им. Велимира Хлебникова и ее кандидатура выставлена на онлайн-голосование на соискание приза зрительских симпатий. Мы будем внимательно следить за ходом голосования. Ведь его итоги многое могут сказать о нашей сегодняшней поэзии и о нашем сегодняшнем читателе.

Дмитрий Кремнёв.

Изображение:  Рамон Касас. Юная декадентка. 1899

декаданс, Саша Бес(t), поэзия

Previous post Next post
Up