Гузель Немирова
gouselle просматривает
сканы легендарной газеты "Гуманиатрный фонд", выходившей в Москве в начале 1990-х. Среди прочих материалов там попадаются и статьи Милены Орловой о Галерее в Трехпрудном - большом кураторском проекте Константина Реунова и Авдея Тер-Оганьяна.
Милена Орлова *
Трехпрудный популярный концептуализм
Виктор Касьянов. Дыра в стене. Акция в Галерее на Трехпрудном. Январь 1992
Минуло более 20 четвергов с той теплой сентябрьской поры, когда первые зрители, пережив тяжелое испытание закрученной крутым штопором лестницей, «откупорили» чердачную дверь галереи в Трехпрудном переулке. И каждый (!) четверг из этой двери летят пробки (открываются выставки), что сделало это место весьма популярным - чем-то вроде художественного клуба, напоминающего собой странную помесь светского салона с тайным марксистским кружком, впрочем, весьма демократичную.
Собирающееся здесь общество под чутким руководством инициативной группы в составе К.Реунова (правда, уже давно отбывшего в Лондон), А.Тер-Оганьяна, И.Китупа, В.Кошлякова, П.Аксенова, Д.Гутова, А.Сигутина, В.Дубосарского, периодически передающих друг другу желтую майку лидера, но с радостью уступающих ее и другим - В.Фишкину, Г.Чахалу, И.+Д .Топольским, Г.Беттини, Н.Ивановой… (с достойной восхищения методичностью и регулярностью «вытаптывает» границы между жизнью и искусством, в наше время едва уже заметную, но все еще ощутимую). Это коллективное действие (1) имеет характер колебательного движения между «верхом» (Искусством) и «низом» (Жизнью). Движение вверх подразумевает принцип, узаконенный славой Дюшана - все, что волей автора попадает в художественное пространство (в данном случае промаркированное как Галерея), становится актом искусства.
Экспонирование московских нищих в роли одушевленных «реди-мейдов» на первой высавке МИЛОСЕРДИЕ по своему шокирующему эффекту может быть поставлено в ряд со знаменитыми примерами такого рода опытов (Лошади Куннелиса, концептуальные самодемонстрации), внося в него щемящую этическую ноту (1а) (переджвижническая закваска русского искусства дает о себе знать). Собственно говоря, в той же функции «реди-мейда» выступают и зрители, чьи обыкновенные житейские (2) занятия в ауре Галереи приобретают значение художественных жестов, запрограммированных авторами выставок. К таким жестам начинают относиться: раздача милостыни - МИЛОСЕРДИЕ, покупки - не совсем обычные, покупки денег, но это отдельная тема - МЕЛОЧИ НАШЕЙ ЖИЗНИ, привычка снимать в помещении верхнюю одежду - ДЕМИСЕЗОННАЯ ВЫСТАВКА, лузганье семечек - ШЕЛУХА (3), балованье чайком, превращенное И.+Д.Троепольскими в некое подобие чайной церемонии, где объеками для медитации вместо японского садика чудесно служили «белизна сахара и черная субстанция заварки» (4), автобусные экскурсии - как времяпровождение - ВСЯ МОСКВА (чем-то) напоминающая легендарные «выездные» акции «КЛАВы», потребление спиртных напиков - МОРЕ ВОДКИ (обычно отодвинутое на периферию, это действие, перенесенное в центр и насыщенное романтическим пафосом слияния со стихией, чему во многом способствовало живописное панно В.Кошлякова - импровизация на тему Девятого Вала - вызвало ответный творческий порыв масс, выразившийся в создании инсталляции из нескольких сотен стеклянных рюмок, хрустевших под ногами как прибрежная галька), и, наконец, последним пунктом этого несколько утомительного списка должно было бы стать такое житейское дело, как отправление естественных надобностей. Однако, этот случай относится скорее к примеру движения «вниз», о котором придется сказать несколько слов.
Эндрю Ратт. "Ничего нет внутри". Февраль 1992
Двойственность положения Галереи в Трехпрудном обусловлена тем, что это не только выставочное пространство, но и место «посиделок», проведения досуга (не случайно в творчестве художников этого круга тема «культурного отдыха» занимает столь важное место) (5), одним словом - это еще и «четверги» (дружеское основание такого рода недельных собраний - «сред», «пятниц» и т.д. имеет давнюю традицию, и, наверно, не требует комментариев. Переосмысление чисто «профессиональных» ценностей с точки зрения «отдыха» и составляет суть двидения «вниз». Иначе говоря, все, уже изначально имеющее статус Искусства, должно пройти проверку Жизнью, при этом внутрицеховые критерии оценки отвергаются в пользу общедоступного чувственного восприятия.
Очень показательна в этом смысле выставка НЕ ФОНТАН, где была сделана попытка вернуть дюшановский шедевр из сферы бесплотных фантомов истории искусства вмир полезных функицональных вещей посредством лишения его имени и обращения в просто действующий писсуар (мне не известно, увенчалась ли эта затея реальным актом «надругательства» над святыней, но авторы, несомненно, провоцировали на это зрителей, обильно угощая их пивом (6). Тем же духом рационализма были проникнуты и «четверги» под звучными названиями ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ и ИЕРАРХИЯ В ИСКУССТВЕ. В первом случае зрителям предлагалось конкретизировать на собственное опыте столь расплывчатое понятие, как художественный вкус, определяя соответствующие формы и содержания путем пробы разнообразных жидкостей-напитков из столь же разнообразных емкостей, их заключавших, которые представляли собой произведения разных известных художников. Во втором случае учреждением в Трехпрудном филиала Палаты Мер и Весов А.Сигутин нашел, по его выражению, «объективные оценки творческого роста художников и наращивания «критической массы» в нашем искусствоведении, для выяснения которых и художники, и критики были подвергнуты довольно унизительным процедурам.
Павел Аксенов. Титаник
Менее агрессивным отношением с зрителю отличаются высавки, занимающие в предложенной схеме промежуочное, срединное, место, и имеющие характер спокойного исследования каких-либо феноменов. В этот ряд можно поставиь проведение абсурдных «физических опытов», как в экспозициях Гора Чахала ЧЕРНЫЙ СВЕТ и В.Фишкина ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА (причем «секреты» свечения черной лампы и «прилипших» к потолку мелких предметов нарочито простодушны и явны, чтобы авторов нельзя было заподозрить в чем-то большем, чем постановка хитрых задачек пытливому зрительскому уму), рассмотрение сути таких жанров искусства как СКУЛЬПТУРА (проект В.Дубосарского) и МЕАНДР (П.Аксенов, К.Реунов, А.Тер-Оганьян) - для выяснения происхождения закорючки (7) были обн жены стены чердака, продемонстрировавшие народное графическое творчество, вечный живой источник, питающий высокое искусство). Сюда же можно отнести и выставки П.Аксенова ТИТАНИК, представившего вариант современной трансформации исторического жанра. Если же брать в целом деятельность Галереи в Трехпрудном, как художественное направление, то для его обозначения мне хотелось бы предложить такой эклектичный термин, как популярный концептуализм, подробное обоснование которого будет изложено как-нибудь в другой раз.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Случайное совпадение, но вскользь упомянем, что в «Коллективных действиях» роль зрителя или участника присваивается авторами акции, здесь же участником может стать каждый, по собственному желанию.
1а. Над каждым нищим висела репродукция Рембрандта, чья известная картина является классической иллюстрацией притчи о Блудном Сыне.
2. Здесь можно было бы употребить слово «приватный»,. Если бы оно не приобрело множество, в данном случае не желательных для автора, ассоциаций благодаря недавней выставке «Приватные занятия». Однако, экспозиции И.Китупа и Н.Ивановой могут достойно продолжить линию «приватных занятий» в значении, который им придали комментарии Е.Деготь и В.Левашова.
3. Эта выставка может быть отнесена и к движению «вниз», поскольку предметом «оплевывания» становится физиономия автора (К.Реунова), расклеенная в виде фотокарточек на полу, автора, провоцирующего зрителя таким обращом на выражение наплевательского отношения к искуссту (в его лице).
4. Выражение Д.Гутова.
5. О чем говорят выставки (большие) «Культурный отдых» и «Вопросы искусства».
6. То, что эта акция, кроме всего прочего, носила и явный антифеминистский оттенок, нас в данном случае мало интересует.
7. Выражение И.Китупа по совершенно другому поводу.
Газета «Гуманитарный фонд», №13 (116), 1992
* Милена Орлова
В момент написания статьи была студенткой отделения теории и истории искусства исторического факультета МГУ.
С 1990 регулярно публиковалась в периодической печати (кроме «Гуманитарного фонда» - в газетах «Вернисаж», «Независимая газета», «Коммерсантъ-Daily», в журналах «Столица», «Знание-сила», «Художественный журнал» и др.). Кроме того, работала искусствоведом в Архиве современного искусства общества «А-Я», ответственным секретарем «Художественного журнала», координатором программ московского Института современного искусства, старшим научным сотрудником отдела теоретических и прикладных исследований Государственной Третьяковской галереи, художественным обозревателем газеты «Коммерсантъ».
С июня 2009 возглавляет журнал «АртХроника». (
по материалам OPENSPACE.RU)