Жизнь и смерть Германа Дижечко. Часть 2

Aug 27, 2009 17:06



Игорь Журавлев
- В 1991-м случился взлет «Матросской Тишины» - непредсказуемый, вертикальный. Офигенные девки - очень красивые, богатые, на машинах. И вообще все, что хочешь: кальвадос, абсент и все остальное - кокс, бокс, ну в общем, все. И понеслось - Герману, конечно, стало не до стройки. Мало того: ему, наверное, и стыдно было говорить, что он, рок-звезда, работает обычным каменщиком на стройке. Он ее и бросил, причем он уже восемь лет оттрубил, и ему еще два года оставалось проработать, чтобы получить в собственность эту комнату в Отрадном, где он жил. Но он бросил.

Примерыч
- В самые редкие, высокие моменты в жизни ты стоишь на сцене, играешь вместе со своей группой, и тебя приподнимает не оттого, что ты громко играешь, а оттого, что ты чувствуешь это единение, этот громадный шар энергии. И ты смотришь на всех остальных и понимаешь, что их тоже прет без всяких наркотиков, потому что музыка такая. Это продукт, он выстрадан, и он созрел. Именно этим составом, который у нас сложился - Витя, Владик, Герман и я, - было самое то.

За счет того, что мы были такие дикие с Германом, возможно, так оно и получалось, хотя рождалось оно в яростных спорах и конфронтациях. Влад, абсолютный интриган, постоянно находил себе жертву в группе и дружил против нее со всеми остальными. Персонажи менялись местами, но дружить против кого-нибудь в группе он не переставал. После репетиций мы выходили охрипшие настолько, что слова не могли вымолвить, потому что орали друг на друга, психовали, как дети, ей-богу. Один Витя всегда был таким спокойным эльфом. Он никогда не играл на концертах импровизации.

У нас был период более года, когда не было репетиционной базы и мы репетировали новые песни прямо на концерте. Была, например, только ритмическая основа и рыба текста у Германа. Отыграв программу, на бис мы начинали импровизировать. Как правило, Витя выключал гитару, собирался и уходил. Наотрез отказывался играть неотрепетированные вещи.

Игорь Журавлев
- Это я привел их на студию SNC Records записывать альбом «VIP» (записан в 1992-м, вышел на CD в 1994-м. - OS). Как-то сидим мы в Отрадном у Германа. Он говорит: «Альбом надо записать». Я говорю: «Давай я Сальхову (звукорежиссер SNC Records. - OS) позвоню. Прямо сейчас!» - «Давай!» Я звоню Сальхову. «Олег, - говорю, - группа есть офигенная, че делать? Давай подъедем?» - «Давай подъезжайте». Мы подъехали, послушали - клево.

Начали писать «VIP», и началось... Сальхов говорит Примерычу: «Выкинь свою бас-гитару еврейскую, вот бери Warwick». Ну, Примерыч, конечно, в восторге: «Warwick, е-мое!» А Warwick - это такая бас-гитара, к ней баночка прилагается с мастикой и специальной бархоточкой, чтобы корпус полировать. Такая вот гитара. Витька (Лукьянов. - OS) свою чешскую Diamant тоже побоку, хотя она у него была ох какая красивая - он же очень был рукодельный парень.

Я такой сижу, думаю: ну все, приехали, ребята-то еще не наелись. Взял, значит, Витька какой-то Gibson, Примерыч - Warwick, и все, трындец. А вот этого гаражного саунда нет, понимаешь, этих вот фантомов, шумов, обертонов. Да и какой там может быть гаражный саунд - вся студия войлоком обита.

Влад Лозинский
- Помню, я пришел на запись в студию к Олегу Сальхову (SNC Records) впервые, но основательно подготовившись - с тетрадкой, где было расписано, какие обработки на что ставить в каждой песне: чтобы тут флэнжер попадал в такт, здесь тарелки на 30% обрабатываются фэйзером, тут холл гуляет и т.д. В результате наш саундпродюсер Паша Жагун сказал: если этот парень будет на сведении, я отказываюсь участвовать как продюсер. Дошло до скандала, ведь я уже продумал, как должны звучать мои (!) песни. Я обиделся страшно, но не ушел, и после этого потихоньку мы свелись.

Герман
- Самые большие деньги я получил не в группе, а на показах моделей. Мы с нашим барабанщиком (Лозинским. - OS) делали проект с известным модельером Андреем Шаровым. А Владик сильно изменился после концерта в Москве «Бритронники», которую привез Артем Троицкий в 94-м году, - 15 суперпопулярных ансамблей. Мы тогда впервые узнали, что такое инфразвуковой генератор. Одна группа включила эту штуку, и все попадали. Воздействие на физиологический уровень. И Лозинский тогда понял, что с барабанами надо завязывать, купил АSR-10 и давай сэмплировать. Мы с ним записали трек для показа мод Шарова. Я был в качестве диджея. Этот показ назывался «Королева помоек».

Влад Лозинский
- Мы все-таки попробовали играть с сэмплером, когда появился модельер одежды Шаров и вызвонил нас в лаборатории, ему были нужны люди с крутым панк-музоном для первого его показа. У нас было три лайва в самых крутых по тем временам местах - «Арлекино», кафе «Московское», «Пилот».

Был там балет с неграми в программе, потом мы с показом, а после нас выступал Кузьмин, который пытался нас подковырнуть со сцены: типа у него сейчас все будет по-настоящему, не то что у этих предыдущих. Я ему предложил выступить живьем под сэмплер, чтобы секвенсоры вовремя включались и обработки: попробуй сыграй! Герман тогда у нас диджействовал - сводил шумы, пленки, подыгрывал и бубнил иногда в микрофон. Деньги платили немалые - косарь грина за вечер. Приходилось серьезно готовиться, работать кропотливо. Сроку дали две недели, приезжал Герман, и мы отбирали сэмплы, думали, что как будет, что подходит, что не нравится. Виктору эта история не нравилась, и в 1994-м группа распалась.



Whispers Of My Jealousy

Герман
- Мне было совершенно неинтересно заниматься собственным продвижением, достаточно было возможности записать следующий альбом. Кстати, мы ни разу не заплатили никаких денег ни за одну свою запись - это очень хороший маркетинговый ход. В смысле, это гармонирует с понятием музыки как искусства. Музыка - вещь нежная: только отзвучала, и ее нет - нельзя взять, спрятать, украсть. Такой продукт продвигать чрезвычайно сложно, но очень интересно.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ШТОПОР

Игорь Журавлев
- Я их вытащил на фестиваль «Поколение-94», и там они, конечно, вообще не прозвучали. Сыграли-то они нормально, но одну песню - «Спасатель погибших дельфинов», настоящий андеграунд. А это же фестиваль клипов компании Феди Бондарчука, там Макаревич плясал под «Хару-Мамбуру» - представляешь себе формат?

«Поколение-94» (заметка из первого номера газеты «Коммерсантъ» от 10 января 1995 года)
«17 января 1995 года закрылся фестиваль видеоклипов «Поколение-94». Лучшим художником назван Сергей Иванов за клип «Розовый фламинго» Алены Свиридовой, оператором - Владислав Опельянц за клип «Все, что им нужно» Кристины Орбакайте. Лучшим режиссером (Гран-при) признан Евгений Митрофанов за клип «Весточка» группы «Ногу свело». Кроме того, жюри вручило четыре поощрительных (два операторских и два режиссерских) приза соответственно Михаилу Мукасею за «Розового фламинго» и Максиму Осадчему за «Нет, ты не для меня» Дмитрия Маликова; Виталию Воробьеву, Нормунду Лацису и Алексею Сеченову за «Скорый поезд» Гарика Сукачева; Михаилу Хлебородову и Роману Прыгунову за клип Валерии «С добрым утром». Специальный приз Biz Enterprises и журнала «Империал» «За вклад в развитие отечественной видеоиндустрии» получил, разумеется, Федор Бондарчук. На конкурс MTV жюри отобрало ролики «Карл-Маркс-штадт» группы «Мегаполис», «Хару-Мамбуру» группы «Ногу свело» и «С добрым утром» Валерии».

Игорь Журавлев
- Герман с Примерычем разругались в саду «Эрмитаж». Они должны были там выступать, но вдруг их подвинули, поставив на их место «Колибри». А им сказали, будете выступать в конце, если успеете. После вас, говорят, очень трудно выступать. И Примерыч все это воспринял так, что это подстава и т.д. Начал выступать: мол, «москвичи - хуй дрочи». Примерыч же ростовский и москвичей не очень-то любил. Герман его отвел в сторону и говорит: «Ты понимаешь, что творишь. Ты сейчас все выплеснешь, а потом мы вообще все потеряем». А Примерыч после этого еще больше разогрелся: мол, тебя тут чморят, а ты еще готов им руки целовать. Вот так они и расстались - «Колибри» их развели.

Примерыч
- Герман все больше и больше отваливался от музыки. Так закончился стимул в нашем совместном творчестве. Когда мы собирались вчетвером и я предлагал: «Я тут вот это придумал, давайте попробуем сыграть» - и мы играли, и всем нравилось, каждый развивал это дальше, это было одно. А когда лидер-вокалист расслабляется, тусуется по клубам, происходят организационные и чисто человеческие проколы один за другим, музыка отступает.

В конечном итоге я попал в больницу с прободной язвой от такого нервного перенапряжения. После больницы, месяца через два, когда я немного окреп и питался исключительно кашкой и кефиром, Герман сообщает: «У нас гастроли в Минске». Я ему о том, что у меня практически постельный режим и диетическое питание, а он мне: «Примерыч, четкач, все будет четкач!» Приезжаем, короче, нам выкатывают ящик водки и батон колбасы - все! На счет остального разбирайтесь сами, вот обратные билеты, а денег никаких нет…

Там мне стало плохо и физически, и душевно; я понял, что с этим надо завязывать. Общение не приносит плодов - нет продукта, и деньги за то, что происходит, никто не платит. Я играл за кайф от совместного творчества, но этот кайф пропал - и смысл исчез. Я просто извинился перед ребятами и сказал, что больше так не могу.

Выдержка из «Малой энциклопедии русского рока» (изд-во «Леан», 2001)
«Провал случился в 1995 году, когда Примерыч по болезни надолго выбыл из строя. Группа вернулась к жизни лишь после радикальных перемен в составе. С 1995 года и по сегодняшний день «Матросская Тишина» это: Герман Дижечко (вокал), Виктор Лукьянов (гитара), Саша Рогачев (бас, экс-«Авалон»), Стас Корнеев (барабаны, экс-«Девушка и Танк»)».

Примерыч
- После моего ухода они не сделали ни одной новой песни.

Игорь Журавлев
- Музыканты тогда увлекались всякими веществами. Но вот Герман особенно. Он тогда вообще был без границ, он по-настоящему воспринял лозунг «Sex, Drugs and Rock-n-Roll». То есть он был даже какой-то безответственный в этом всем. У него, на моей памяти, столько девчонок прошло... То есть он вроде бы завязывается с девушкой, поживет там с ней месяцев пять-шесть, потом расходится. Я его познакомил как-то с Анечкой из Коломенского, так он с ней больше года протянул - все прямо удивлялись. И мне никогда не было понятно вот это непостоянство: живет-живет, раз - и свалил, и все по новой опять начинает. В этом всем есть какой-то шиваизм. Шива - он же бог-созидатель и бог-разрушитель одновременно.

А может, он потому девок менял, что жить ему было негде. Сам он уже снимать не мог - денег не было, и потихонечку заделался таким, в некотором смысле, альфонсом. Получается так, а что делать?

Эльдар Свирин (клавишник «Матросской Тишины» с 1996 по 1998-й)
- Однажды Герман, будучи не совсем тверёзым, а точнее, совсем пьяным, был обнаружен мною в парадном помещении соседнего дома с домом Игоря Журавлева (нашего общего друга). В пикантном положении - глубокой октябрьской ночью, без обуви и куртки, в полулежачем положении около двери, за которой жил варщик. Соседи уже успели вызвать ментов, у которых я его затем откупал. Самое сильное переживание Германа по поводу этого инцидента было связано с потерей «гриндерсов» - знатные шузы, признаться честно, остроносые, эксклюзив, на заказ шитые в Лондоне. Он чуть не плакал. Пижоном был страшным.



Из архива Виктора Лукьяненко

Стас Корнеев (барабанщик «Матросской Тишины»)
- Был март, кажется, 1997 года. Нас англичане хотели пригласить выступать на фестиваль, где хедлайнерами были Rolling Stones. Они отслушали массу русских рок-команд того времени, но предложение сделали только нам и почему-то «Моральному кодексу». В Москву приехал человек, чтобы оформить разрешение на работу в Англии - без этого там музыкантам нельзя. Мы с ним должны были встречаться. А за день до нашей встречи, на репетиции, Герман вдруг говорит: «Я на полчаса отъеду, за травой. Захотелось. Я быстро».

Он вернулся только через восемь дней - видимо, в штопор угодил, и все. Англичанин, протусовавшись в Москве несколько дней, уехал ни с чем. И поездка группы - чудесная и многообещающая - так и не состоялась. Это, кстати, для Германа той поры - типичный случай.

Самое смешное, что терпеливые англичане вернулись через год. Они не держали зла и опять были готовы отвезти группу на фестиваль. Но тогда погиб наш басист Саша Рогачев. С его смертью группа перестала существовать - найти ему замену тогда не представлялось возможным ни морально, ни физически.



Видео из «Третьего пути»

Эльдар Свирин
- Разошлись потому, что энергия иссякла. После смерти Саши Рогачева на его сорока днях Борис Раскольников (владелец клуба «Третий путь». - OS), который к группе имел косвенное отношение (давал базу и изредка площадки для выступлений), объявил о роспуске группы. Так прямо и сказал. Я подошел к нему с вопросом о концерте в честь Саши, а он мне в ответ: нет больше такой группы «Матросская Тишина»! Я удивился, но настаивать не стал.

Герман был не против, ибо считал, что рок-н-ролльный драйв после тридцати достигается труднее, чем в более юном возрасте. Мы сели с Германом в мою «нексию» и уехали за кайфом. Порой кайф становится важнее драйва. Хотя призван быть его источником.

Стас Корнеев
- На похоронах Саши Рогачева Герман обо что-то неудачно споткнулся, когда нес гроб. Нога начала воспаляться и воспалилась до такого состояния, что пришлось ехать в больницу к хирургам. Это все были последствия его венозных экспериментов над собой. Врачи предлагали даже ампутацию. Но ничего, спасли ногу, только шрам на ноге остался, вертикальный шов от пятки по всей голени, как у женского чулка.

Игорь Журавлев
- При каких обстоятельствах Герман потерял правую кисть, до сих пор загадка. По его версии, он - а это был Новый год - почему-то заснул на снегу и отлежал эту руку. Типа пережал там что-то себе, и рука почернела. Он поехал первого числа по врачам и никаких врачей не обнаружил. А потом уже поздно было, вот ему ее и ампутировали. Но я этому рассказу не поверил, подумал: «Что-то ты, Герман, темнишь». Снега-то не было. Очень теплый был Новый год - все растаяло, на хрен. Да и врача всегда можно найти, тем более в Склифе. Думаю, что он бахался винтом и попал себе в артерию, а это сразу абсцесс и сепсис. Такое мое предположение.



Из архива Виктора Лукьянова

Стас Корнеев
- Герман был очень жизнерадостный и неунывающий человек. Другой бы ушел в мрачняк, но он из своей инвалидности даже пользу извлек - попросил друзей привезти из-за границы модный черный протез и носил на нем красивые хромированные часы. Он был стиляга. Помню, еще шутил, что прямо к протезу можно приматывать микрофон и так выступать.
В 2004-м он снова попал в Склифосовского - после падения из окна второго этажа. Переломал себе много чего - ребра, позвоночник; заработал трещину в основании черепа, но больше всего скорбил по сломанному мизинцу на левой руке. Вот такая черная ирония.

Валерий Посиделов (музыкант и журналист, знакомый Германа)
- Назад в Ростов Германа потянуло от бытовой безысходности. В Москве все бабки уходили на жилье, на жизнь уже не оставалось. В Ростове хотел найти работу маркетолога, за приличные деньги, но тут приличных денег панкам-маркетологам никто не платит. Герман опять уехал в столицу. Позже, в одной из компаний, я спросил: «Как там Герман? Не развязался ли?» - «Да «лежит» сейчас у нашего общего знакомого, развязался».

Что с ним сейчас, я не знаю. Надеюсь, терминаторы так просто не сдаются. Тогда он горел идеями изобретателя, писателя и поэта. Даже изобрел резиновые шнурки для ботинок, специально для одноруких людей. Он лихо демонстрировал преимущество резиновых шнурков прямо на улице, снимая ботинки и тут же их надевая.

Герман
- Та музыка, которая мне нравилась, - я ее уже сделал. То, что сейчас играют, мне не нравится. Зуда нет, но идей навалом. У меня есть проект с одним человеком, который рубит в электронике и в живой музыке. некий Бронхит. Наш проект называется «Бронхит и Био Мать». Это некоммерческий проект. Сегодня же формат всему голова. Музыка не достала, но на сцену лезть уже не хочется. Разве что на двадцатилетие группы соберемся. Пусть молодые дерзают.



«Рекогносцировка»

ЧАСТЬ ПОСЛЕДНЯЯ. ПАДЕНИЕ

Инофрмационное сообщение агентства KMNews от 15 февраля 2008 года
«В ночь с 31 января на 1 февраля погиб Герман Дижечко, лидер группы «Матросская Тишина». Герман погиб в родном Ростове. 4 февраля Герман Дижечко был похоронен на Северном кладбище города Ростова.

Свою версию событий излагает известный музыкант из Ростова-на-Дону, лидер группы «Церковь детства» Денис Третьяков. «Главное, что хотелось бы сказать - приятели Германа и люди, общавшиеся с ним вечером накануне трагедии, категорически отвергают версию самоубийства, - сообщает Денис в своем Живом Журнале. - Только что я звонил Диме Келешьяну, гитаристу «Пекин Роу Роу» и приятелю Германа. Дима изложил эту историю так: «Сидели они в компании на Сельмаше, выпивали, веселились, танцевали. Герман тоже танцевал. Потом он с приятельницей вышел на улицу, посадил ее в маршрутку, а сам в маршрутку не сел, сказал, что хочет еще погулять. По словам подруги, Герман ушел в приподнятом, радостном настроении. Нашли его утром под одним из домов уже мертвым. Судя по всему, Герман упал из окна. Оконные рамы в подъезде этого старого дома достают до самого пола. В состоянии опьянения очень просто перепутать такое окно с дверью на улицу. Это не был грабеж (мобильник и вещи Германа остались нетронутыми). Следов насильственной смерти милиция не обнаружила. Что делал Герман в этом доме и есть ли виновные в его смерти (если предположить, что человека специально толкнули из окна), установить не удалось».

Я боюсь... (стихотворение Германа Дижечко, написанное где-то в середине 1980-х)

У меня есть четыре основных страха:
Я боюсь темноты,
Я боюсь собак,
Я боюсь нормальных,
Еще боюсь жить, потому что боюсь умирать.
А еще есть четыре страха поменьше:
Боюсь высоты, потому что боюсь упасть,
Боюсь машин, потому что боюсь попасть,
Боюсь электричества - сейчас всё такое,
Боюсь больших чисел, потому что боюсь забыть остальное.
Я боюсь!
Но боюсь звать на помощь!
Я боюсь!
Потому что не знаю - кто он.
Я боюсь -
Вдруг окажется сволочь?
Я боюсь -
Вдруг на помощь придет!

Публикация из журнала Rolling Stone, №2-3 (56), март, 2009

«Казнь "Тишины"
Спустя год после смерти лидера группы «Матросская Тишина» Германа Дижечко выяснились подробности происшедшего
Текст Сергей Ермаков

В ночь с 31 января на 1 февраля 2008 года в Ростове-на-Дону погиб вокалист и создатель группы «Матросская Тишина» Герман Дижечко. Пятнадцать лет назад он был легендой Московской рок-лаборатории. Именно «Тишина» выступала на разогреве у Sonic Youth в 1989 году. Официальная версия смерти Дижечко сводится к тому, что пьяный музыкант выпал из окна четвертого этажа жилого дома, где проходила вечеринка. Но спустя почти год выяснились обстоятельства, которые в корне меняют картину происшедшего. Родители приятеля Германа оказались работниками прокуратуры и провели независимое расследование. 31 января 2008 года после вечеринки Герман с товарищем вышли проводить знакомую до маршрутного такси. При этом Дижечко был практически трезв. Девушка уехала, а Германа и его приятеля, переходивших дорогу, сбил двадцатилетний пьяный водитель. Сотрудники милиции в обмен на сорок тысяч долларов, которые пообещал им водитель, расчленили тела и раскидали их части в разных частях города, скрыв следы преступления. «Я не удивлен. Такие люди, как Герман, не могли умереть банально, выпав из окна по пьяни», - считает барабанщик группы «Муха» Антон Якомульский, знавший Дижечко».

Игорь Журавлев
- Версия о том, что Германа на самом деле сбила машина, - была моя версия. Когда я собрал кучу рассказов очевидцев, меня смутили разные странные вещи. Во-первых, мама Германа, Роза Федоровна, сказала, что на месте падения было пролито очень много крови. Но ведь когда человек падает из окна, крови не бывает практически вообще. Второе: Германа обнаружили в одном кеде, а второй искали, искали, так и не нашли. И главное, Герман не мог просто так вывалиться из окна или тем более покончить жизнь самоубийством. Он был уравновешенный, не психованный, к депрессиям не склонный, жизнь уважал и любил. У него и все песни жизнеутверждающие. Как он сам поет в «Маша пляшет пого»: «Я ненормальный, но не псих».

И вот этот потерянный кед меня навел на мысль, что Германа сбили. Я видел, как людей сшибают машины так, что они выскакивают из ботинок. Но я предполагал, что это не менты, а просто чуваки, которые сбили, испугались и оттащили тело к многоэтажке. Вот тебе обилие крови и вот тебе отсутствие кеда, который остался на проезжей части. Но про 40 тысяч долларов и расчленение тела - это уже присочинил кто-то, это какая-то лажа...

Герман
- Сегодня впервые набрал в «Яндексе» сочетание «Герман Дижечко» и удивился: практически ничего обо мне не написано, а если и написано, то вообще не соответствует действительности. Это лучшее, о чем только можно мечтать.

ПОСТСКРИПТУМ



«I`ll Kill You Tonight»

Герман
- Я для себя понял, что достаточно грамотно сделать песню и иметь запись - и она не сгорит вся, когда-нибудь найдется даже то, что кажется сейчас утерянным, и проживет свою жизнь много раз.

Воспоминания о «Матросской Тишине» Германа Дижечко, Валерия Примерова, Влада Лозинского и Валерия Посиделова цитируются по:

Гоша Шапошников. МАТРОССКАЯ ТИШИНА. Поминальные записки по Герману Дижечко.
Валерий Посиделов. Рассказ с элементами интервью, в стиле полное гонилово.

Редакция OPENSPACE.RU благодарит Святослава Каверина за предоставленные уникальные фото, аудио и видеоматериалы.

Дижечко Герман, рок, смерть, Матросская тишина, статьи, 1990-е, 1980-е

Previous post Next post
Up