ОБОРГИСу - 20 лет

Jun 21, 2009 19:22

С 1989 в Ростове существует "Отдел борьбы с организованным искусством" - поэтическая группа ОБОРГИС. Сегодня в нее входят пять авторов - Игорь Губенко, Андрей Колоколов, boralex Алексей Бородин, Дмитрий Афанасьев и Валерий Уколов. Но к "кругу" Оборгиса тяготеют еще несколько авторов.
ОБОРГИС и круг журнала "Ковчег" - две условные литературные точки Ростова, в которых, собственно, и происходит в городе что-то, связанное с современной литературой. Оба объединения восходят к неформальной литературе 1970-80-х годов.
Ниже - статья Натальи Козловой об "эксцентричном ветеране литературого Ростова".





Эксцентричный ветеран литературного Ростова

Поэты литературного объединения ОБОРГИС устроили пожар. ОБОРГИС читают стихи со сцены через бадминтонную ракетку. ОБОРГИС читают стихи под музыку, кружась. Поэты ОБОРГИС пишут превосходные стихи. Информация, собранная мною накануне беседы с участниками ОБОРГИС, походила на скандальную хронику, в которой перечислялись шокирующие публику подвиги. Поэтому, когда к студии художницы Оксаны Бегма, гостеприимно пригласившей нас к себе для проведения встречи, подъехал милицейский УАЗик, я была готова ко всему: а что, если это эффектное появление ОБОРГИСа? Но нет, автомобиль постоял и уехал, а поэты появились совсем без помпы и эпатажа, в прекрасном расположении духа, почти в полном составе.

ОБОРГИС (что расшифровывается как «Объединение органического искусства» или, шуточный вариант, «Отдел борьбы с организованным искусством») - яркое явление современной литературной жизни Ростова, существующее уже девятнадцать лет, это рекорд среди неформальных объединений нашего города. ОБОРГИС сегодня - это Игорь Губенко, Андрей Колоколов, Алексей Бородин, Дмитрий Афанасьев и Валерий Уколов (ныне проживающий в Москве). Поэты рассказали об истории своего союза, о теории и практике созданного ими органического искусства.
Органическое искусство - это система гармоничного слияния пяти основных каналов воздействия: Слова, Музыки, Света, Движения и Интуиции. Основным принципом своего творчества поэты называют полиморфизм - принципиальную множественность смысла, подвижность произведения, гармонию между старым и новым, между замыслом и реализацией.
В манифесте ОБОРГИСа, вышедшем в 1992 г. в собственном издательстве объединения ОБОРГИЗ (ИЗ - издательство), говорится буквально следующее: «Засеем вербальное поле футурусского языка органическими удобрениями. История должна быть естественной, лёгкой и непринуждённой, как органическое искусство. Плох тот псих, который не мечтает стать терапевтом». На обложке манифеста изображена эмблема объединения - вписанное в окружность симметричное дерево с пятью ветвями, направленными вверх. По замыслу авторов, это очень многозначный символ. «На смену отрицанию отрицанием, которое закодировано в Чёрном квадрате К. Малевича, приходит отрицание утверждением: круг ОБОРГИСа». Эмблема ОБОРГИСа напоминает пацифистскую символику, но дерево органического искусства направлено вверх, символизируя рост творческого, созидательного начала, Да-активность. С Дерева ОБОРГИСа падают яблоки Ньютона, господа! По экземпляру манифеста друзья подарили Александру Солженицыну и Борису Гребенщикову.



«Всё началось с квартирника у Олега Радищева в 1989 году, на котором мы попробовали читать стихи под органную музыку. - Вспоминает систематизатор, теоретик органического искусства Игорь Губенко. - Это была виниловая пластинка с органическими медитациями, и всё так вплелось одно в другое, что мы поняли: если определённые стихи читать под определённую музыку и создать определённую атмосферу (тогда горели свечи) - получается нечто качественно новое, а если это развить и вывести на другой уровень - это станет искусством».
В 1989 г. были идеи и стихи, объединения ещё не было. Некоторое время поэты посещали поэтический клуб Дмитрия Пэна на филфаке РГУ (с 1991 по 1995 оборгисовцы его возглавляли). Так же друзья посещали вечера литобъединения «Дон», где и познакомились с Элеонорой Леончик («Лира»), которая стала патронессой группы, организовав их первые два-три выступления. 27 января 1990 года - день Рождения ОБОРГИСа, тогда состоялся первый вечер органической поэзии, программа называлась «Голос из-под полы», в смысле из подполья, из андеграунда. За несколько дней до выступления появилось название объединения, в первый состав которого вошли Игорь Губенко, Андрей Колоколов, Андрей Бакеев, Владислав Задорожный и Сергей Никифоров (нынешний состав существует с 2003 года). Началась бурная жизнь ОБОРГИСа: выступления на фестивалях, квартирниках, выход книг, их презентация, организация собственных вечеров, на которые приглашался большой круг «друзей ОБОРГИСа»… Одно время стихотворцы печатались в газете «Arty», которую издавал Пётр Шумаков. Поэты выступали в Доме кино, в Доме культуры строителей, в Доме культуры слепых, в Союзе театральных деятелй, в Лендворце, в «Дунькином клубе», в клубе «Баба Люба», в Публичной билиотеке, на филфаке РГУ. «Наше выступление - всегда шоу, иначе не интересно», - говорит Андрей Колоколов. Девиз выступлений ОБОРГИСа: «Задавайте любые вопросы, и вы получите любые ответы!»
Да, скучать любителям ОБОРГИСа не приходится: на Всероссийском поэтическом фестивале в 1992 году в Ростове (который длился 11 дней!), по сценарию, Владислав Задорожный должен был взорвать пиротехнический факел во время выступления, но он испугался, что факел обожжёт ему руки, от страха перепутал строчки и бросил факел на пол. Увидев это, из-за кулис выскочил Игорь Губенко с чайником в руках и начал поливать злосчастный факел. Звукооператор разволновался, что ему испортят аппаратуру водой, начал вопить: «Топчите факел ногами!» На сцену полезли панки, ОБОРГИС чуть не выгнали. Выступление называлось ЧК ГОО (Чудесное Кружение Головы Органического Обряда» - поэты читали под музыку, кружась). «Но этот инцидент с поливанием из чайника не был запланированным, - поясняет Андрей Колоколов, - мы импровизировали. Обычно случайности, происходящие на наших вечерах, публика воспринимает, как закономерности, как нечто заранее продуманное». «Но сцена, - говорит Дмитрий Афанасьев, - это не отражение моего естества, это опыт проживания: прожить самому и показать зрителю».
Иногда выступление поэтов пугает публику, особенно организаторов. В 2005 г. оборгисовцев выгнали со сцены Лендворца, отключили микрофон. (В тот вечер Надя Делаланд предложила перейти в фойе, где и продолжилось чтение неофициальной поэзии: часть зала присоединилась к местному андеграунду.) Друзья говорят, что так происходит не потому, что они делают что-то непристойное на сцене, а потому, что их поэтика и стиль значительно отличаются от лирики основной массы графоманов, и чтобы их понять, нужно немножко подумать, а люди не делают этого мыслительного усилия и отвергают то, что непонятно и непривычно. Но у ОБОРГИСа есть своя публика: «На фестивале мне даже подарили шарик, на котором маркером была написана цитата из моего стихотворения», - вспоминает Игорь Губенко.
Оборгисовцы ведут свою родословную от Велимира Хлебникова и поэтов ОБЭРИУ. «Мне хотелось бы добиться органического существования такого произведения, в котором отдельные звуки или буквы играли бы роль отдельных произведений, - говорит Дмитрий Афанасьев. - У людей много уровней восприятия, мне важнее глубоко интеллектуальный уровень. Когда вы слушаете музыкальное произведение, которое вам очень понравится в будущем, в первый раз, оно производит на вас впечатление хаоса. И только потом вы начинаете понимать, как красиво и гениально это сделано. То же происходит и в стихах». Не только стихи, но и прозу пишут Валерий Уколов и Андрей Колоколов, который, кстати, смысла в разделении творчества на поэзию и прозу не видит. В 2008 году вышла обаятельная книга А. Колоколова «Поктоб Папа», презентация которой также состоялась в студии Оксаны Бегма. «Наше творчество похоже на эффект двадцать пятого кадра - самое главное ускользает от сознания. Нас не совсем правильно называть авангардистами, - говорят поэты, - классификации в искусстве условны. Мы не агрессивны, мы ни с кем не боремся, в нас нет отрицания, присущего постмодернизму, мы признаём, что в мире есть серьёзные вещи. Мы не считаем, что искусство мертво».

Наталья Козлова
PRO ROSTOV №4

Бородин Алексей, 1990-е, манифесты, литература, Афанасьев Дмитрий, фото, Уколов Валерий, Колоколов Андрей, Губенко Игорь, 1989, ОБОРГИС, статьи, 1991

Previous post Next post
Up