Танаис после Чеснока. 2002. Касьянов освоил три миллиона рублей незаметно?

Mar 25, 2011 20:45

Основным аргументом в процессе снятия Чеснока с должности директора музея-заповедника "Танаис" была, как мы помним, уверенность Министерства культуры РО в том, что Валерий Федорович не сможет грамотно освоить 3 млн. рублей, которые должны были скоро поступить в музей. Именно для эффективного освоения этой небывалой суммы (до 2000 года музей финансировался в объемах от 30 до 50 тыс. рублей в год, по официальным же сведениям) и был назначен на должность директора заповедника Василий Касьянов, занимавший до этого должность заместителя министра культуры РО.
Однако, за полтора года борьбы с Чесноком и несколько месяцев управления музеем новым начальством (до середины 2002) Минкульту РО удалось только полностью развалить действовавшее при Чесноке музейное хозяйство.
Был закрыт ряд уникальных туристических программ, привлекавших посетителей.
В 2002 финансирование археологических исследований на территории музея-заповедника было полностью прекращено. Новый директор Василий Касьянов ввел дополнительные платы для ученых и студентов: иностранные археологи теперь должны были не только платить за право на раскопки, но также за аренду танаисских помещений для проживания (без каких бы то ни было удобств); российские же экспедиции стали формироваться на полностью платной основе: за право копать, жить (в палатках) и питаться теперь должны были платить сами археологи. При этом возможность для археологов хотя бы частично сократить расходы, отказавшись, например от дорогостоящего питания в столовой, была исключена.
В результате количество участников российских экспедиций резко сократилось. Вместо них в Танаисе появились т.н. "вольные археологи" - далекий от науки сборный молодняк.
Посещение Танаиса "посторонними во внерабочие часы" было строго запрещено, как и временное проживание на территории заповедника кого бы то ни было, кроме его сотрудников и членов экспедиций - с Танаисом, как "творческой дачей" для художников, поэтов и музыкантов было решительно покончено.
С 2002 прекратил действовать на территории музея и традиционный летний детский лагерь Татьяны Бабушкиной.
Зато на территории музея расположились несколько коммерческих палаток - шашлычная и т.д. (разумеется, также за арендную плату).
Экономность нового начальства дошла до того, что даже необходимые расходы на закрепление археологических раскопов были аннулированы.
К этому времени обнаружилось, что трех миллионов рублей, которые должны были быть выделены на музей в 2000, уже нет.
Результатом "новых порядков" в Танаисе за год с лишним стал только архитектурный эскиз будущего грандиозного музейного центра, подготовленный некой петербургской конторой (видел ли его кто-нибудь?), и мелкое переустройство музейной территории, прежде всего - оборудование кабинета директора.
Это статья, в которой Касьянов жалуется местной прессе на отсутствие средств и утверждает, что найдены первые инвесторы из числа "мелких предпринимателей" :) под строительство нового туристического комплекса.
"Вася, где деньги?" - никто так и не спросил. Где они?

Станет ли Танаис центром мирового туризма?
Виктория Стеклова, "Седьмая столица", 3 сентября 2002

Археологический музей-заповедник Танаис в своем роде уникальный, памятников такого масштаба в нашем регионе больше нет. Но чтобы сохранить его, необходимо постоянное финансирование. Смогут ли ужиться вместе бизнесмены, готовые вложить средства в Танаис и научная общественность, заинтересованная в продолжении исследовательских работ на территории древнего города?



Сегодня Танаис представляет собой печальное зрелище. Многие открытые ранее археологами фрагменты городища рушатся, скрываются под метровыми слоями пыли и земли. Бездействует Музей живой истории, аналогов которому в России нет; территория древнего города замусорена, на ней ведутся строительные работы. Для поддержания археологического комплекса в нормальном состоянии необходимо проводить на его территории соответствующие работы, но денег на это крайне мало, также как и на новые исследования.

Раскопки древнего города периодически ведутся ещё с XIX века, но только три года назад удалось выяснить: площадь его значительно больше, чем археологи предполагали ранее. Определить границы древнего городища донским археологам помогли коллеги из Владимирского университета. Ими был открыт оборонительный ров, найдены остатки средневековых построек, датируемых 7-8 вв. нашей эры. Также на территории Танаиса ведут работы польская и немецкая экспедиции. Делают они это за свой счёт: проводят первичную реставрацию найденного, консервируют объекты, при этом все находки остаются в музее-заповеднике. Больше того, из-за недостатка финансирования администрация Танаиса в этом году вынуждена была брать с экспедиций деньги за проживание на территории музея-заповедника. Единственная выгода энтузиастов заключается в написании научных работ на нашем материале.

Тем не менее раскопки идут, и даже дают результаты, способные изменить многие устоявшиеся представления. Например, не так давно считалось, что 15-20 тыс. лет назад на территории нынешнего Танаиса находилась холодная степь, по которой бродили бизоны, дикие лошади, мамонты. Современные исследования доказали: это была лесостепь, где росли теплолюбивые деревья, такие как лещина, дуб, липа. Люди, селившиеся на донской земле, на одном и том же месте жили дольше, чем считалось ранее, - примерно по году. Они имели хорошие жилища, круглый год охотились.

В этом году на территории Танаиса археологи открыли новую башню. Архитектура башни № 3, как её теперь называют, прекрасно сохранилась. Специалисты определили, что с момента возникновения она перестраивалась два раза: в конце I века до н. э. и после разрушения Танаиса в середине II века. На её примере можно проследить всю историю обороны города, на ней отразились все катастрофы, когда-то постигшие город. Внутри башни археологи обнаружили уникальную находку - круглые каменные ядра. Шесть ядер были аккуратно сложены внутри в одном из башенных помещений. Наличие ядер даёт основание полагать, что существовало и оружие, при помощи которого их использовали. К слову сказать, в Танаисе вообще очень редко находят оружие.

Не так давно в Танаисе был раскопан и старинный некрополь, в котором обнаружено колоссальное количество предметов старины разных периодов - начиная со II века до нашей эры и заканчивая V веком нашей эры. Сейчас раскопки некрополя приостановлены, они продолжатся, как только поступит следующая часть финансирования.

Существует ещё одна проблема - варварское отношение строительных, дорожных, газопроводных организаций. В прошлом году трения происходили с министерством газовой промышленности, в этом - расширяется трасса Ростов-Таганрог. Из-за трассы археологи вынуждены быстро закладывать раскопки там, где будет располагаться техника для строительства дороги, предположительно в этих местах находятся ещё как минимум три стоянки. Получается, что дорожники попросту разрушают национальное достояние. А ведь данный участок, называемый Каменная балка, - это ещё и природный заповедник, где обитают и произрастают редкие виды насекомых и растений. Дорожники уже сейчас засыпали дамбу, после чего изменился водный режим и стали гибнуть животные и растения.

Для сохранения уникального наследия, оставшегося нам от предков, необходим комплексный подход к решению проблемы. Сейчас готов эскизный вариант реконструкции музейного комплекса, выполненный архитектором Гавриловым из Санкт-Петербурга. С 2003 года планируется приступить к строительству музейного комплекса площадью около 6 тыс. кв. метров. Но всё опять упирается в деньги. Недавно открытый региональный общественный фонд содействия социально-экономическому развитию « Танаис » предлагает привлечь к проекту представителей малого бизнеса, первые желающие найдены.

Но не повернётся ли сотрудничество музея-заповедника с предпринимателями далеко не лучшим образом для Танаиса ? Бизнесмены более заинтересованы в быстром получение дивидендов, нежели в обеспечении полноценной базы для работы археологов и представителей научного мира. Будущее Танаиса они представляют в виде развлекательного комплекса, наподобие Левбердона, куда романтика привлечёт богатых посетителей. С таким отношением мы можем потерять уникальный памятник старины, ведь на его изучение необходимо еще много времени, и для этой работы тоже нужны благоприятные условия.

Удастся ли сделать Танаис центром мирового туризма и вместе с тем не погубить огромную кладезь непознанного и неизученного? Не превратится ли памятник древности в закрытую зону, куда смогут попасть только люди с очень хорошим материальным положением? Этого пока что, не знает никто.

Касьянов Василий, Чеснок Валерий, статьи, Танаис, 2002, археологи

Previous post Next post
Up