Сергей Чупринин. «Одуванчик»: Обыкновенная история

Feb 26, 2010 17:26

Ура! Выпускник филфака РГУ, редактор самиздатовского журнала «Одуванчик», руководитель университетской литстудии (он же - главный редактор журнала «Знамя», доктор филологических наук, профессор, известный литературный критик) Сергей Чупринин откликнулся на нашу просьбу поделиться воспоминаниями о студенческой «филологической» юности, друзьях-приятелях, педагогах-наставниках... И, конечно же, о первом известном ростовском самиздате - журнале «Одуванчик». То, что он сохранен, найден и отныне доступен для интересующихся (спасибо Сергею Чупринину!) - в рамках нашего проекта сродни находке кумранских рукописей. Да простят меня за это сравнение...

В октябрятах я не состоял. И пионером карьеры не сделал: классе в шестом меня выдвинули, правда, членом совета отряда, но на следующую же четверть переизбрали - за нулевую активность. Которая подтвердилась и в комсомоле; я ни разу, кажется, не выступил ни на одном из бесчисленных собраний, от общественный работы уклонялся, в задушевных беседах с партийными кураторами замечен не был.
А что до самой партии…
Вступить в ее ряды мне предлагали трижды. И всякий раз потому, что начальству приходила в голову идея пересадить меня, нижнего чина, на какую-нибудь среднеруководящую должность, От сладкой участи заведовать райкомовским отделом пропаганды в Тацинке или отделом такой же пропаганды в ростовской газете «Комсомолец» я отбился без труда. И без видимых потерь. Чего не скажу о сюжете, случившемся десятилетием позже, уже в «Литературной газете».
- Как вы относитесь к своим непосредственным руководителям? - в лоб спросил вызвавший меня к себе Виталий Александрович Сырокомский, первый зам. главного редактора и - фактически - краеугольная опора и надежда этого нашего достославного «Гайд-парка при социализме». Я неопределенно хмыкнул, и тогда Сыр, как все мы его звали, через стол протянул мне заранее заготовленную и уже подписанную им бумагу. «Вот моя рекомендация, Пишите заявление - и сегодня же в партбюро; квоту для вас райком уже выделил». А видя, что я все еще мнусь, по-отечески добавил: «Запомните: лучше дураками командовать, чем всю жизнь им подчиняться».
Чеканностью формулы, все объяснявшей в партийном строительстве тех лет, я был искренне восхищен, хотя рекомендацию все ж таки не взял. «Идите», - хмуро сказал мне Сыр, но в дверях притормозил: «Вы у нас сколько сейчас получаете? Двести двадцать рублей? С сегодняшнего дня будет сто восемьдесят».
И я снова восхитился. Как неотвратимостью возмездия, так и его - бархатное уже было время, застойное - очевидной для нас обоих несмертельностью.
Впрочем, о «Литгазете», где я доблестно прослужил тринадцать лет, как-нибудь потом, а пока - о ростовском филфаке образца одна тысяча девятьсот шестьдесят шестого года. Когда в сентябре было принято не вести первокурсников в аудиторию, а усаживать их, полуочухавшихся, в грузовики с брезентовым верхом и отправлять в областную глубинку.
На картошку - так это тогда называлось.
Нас, однако же, привезли на сбор винограда, поселили в свежеотстроенном коровнике, прибавив наскоро сбитые нары к кроватям с панцирными сетками, выдали матрасы и простынки - словом, три недели, проведенные в винсовхозе № 2, были, как я сейчас понимаю, счастьем.
Днем мы делали вид, что работаем. А по вечерам… О, по вечерам! Леша Прийма, набросив фуфаечку, привезенную мною из Тацинки, на привезенный им из Москвы элегантный свитерок («Это Андрюшка Вознесенский подарил!!!») уходил в ночь охмурять стихами то очередную Лауру, то внеочередную Беатрису. Саша Петров - соблазнять (или нам завистливо казалось, что соблазнять) доверчивых однокурсниц и безыскусных селянок. Ребята, пришедшие учиться после армии, сосредотачивались на заквашивании молодого вина и его внимательной дегустации.
А мы шли гулять и разговаривать.
То вчетвером, но чаще по двое.
Леня Рязанцев, Боря Колесников, Алик Лукьянченко и я - сказать, что мы тогда стали неразлучными друзьями, было бы преувеличением. Но нам было интересно друг с другом разговаривать - о политике, о литературе, о том, как в университете жизнь пойдет, и, первее всего, о том, что с нами станет, когда мы из студентов вырастем.
Леня Рязанцев, тоже, кстати, уже побывавший в солдатах, здесь, безусловно, лидировал. Прежде всего, потому, что его запросы были круче наших. Человек абсолютно сверхъестественного, я бы даже сказал, феерического честолюбия, он точно знал, что к пятидесяти годам станет членом Политбюро. А на вопрос о том, что же будет после пятидесяти, только многозначительно жмурился. Твердил, что времени нельзя терять уже сейчас. И не терял: получил, по возвращении в Ростов, ответственный пост старосты (не помню уж - курса или группы), нахватал всяких там общественных поручений, на ходу, что называется, подметки рвал, их выполняя, - и был сбит на фальстарте, когда все мы, его однокурсиники, не сговариваясь, дружно отказались избрать Леню и своим комсомольским секретарем, и членом общеуниверситетского уже комитета ВЛКСМ. Причина-то понятна: если уж отличников везде не любят, то вообразите, как все мы тогда относились к кандидатам в кремлевские мечтатели. Леня кое-как проучится с нами еще пару курсов, потом уйдет на заочный, диплом получит не вдруг и, по слухам, проведет жизнь, заведуя кинопередвижками где-то в облсовпрофе.
Он и умрет раньше других. Но тогда, в винсовхозе № 2, мы, пусть даже подтрунивая, относились к Лене как к своему - товарищу по судьбам, по стихам.
В стихах и в разговоре о стихах первенствовал, конечно, Алик. Звездою курса был, разумеется, не он, а Леша Прийма, который и вел себя, как звезда, но Алик был авторитетнее, что ли, вменяемее и к нам ближе, хотя пижонил несусветно, может быть, даже дендил, так что прозвище «Маркиз», полученное им год спустя, звучало бы вполне уместно уже и тогда, на первой нашей «картошке»,
О Боре Колесникове говорить труднее, поскольку амбициозен-то он был, как и все мы, весьма, но амбициозен как-то неопределенно, несфокусированно. Если Леня Рязанцев уйдет в Политбюро, Олег Лукьянченко, вне всяких сомнений, станет поэтом или, тоже вариант, прозаиком, а мне уготована, как тогда казалось, участь вузовского преподавателя, то кем же будет Боря?.. Он то собирался разработать всеобщую концепцию Прекрасного, то намеревался блистать в журналистике, то еще что-нибудь эпохальное. А кончилось все Сыктывкаром, куда он после университета попал по распределению и откуда собирался удрать при первой возможности, но потом как-то осел, укоренился и стал в последние двадцать лет, как рассказывают, матерым зюгановцем и плакальшиком по Советскому Союзу, который мы все потеряли.
Кто бы мог подумать, что так оно развернется? Тогда, на станичных дорожках, где мы чего только не выдумывали и выдумали, в частности, свой «Одуванчик»?
Имя рукодельному студенческому журналу было придумано, разумеется, позже. И его формат, как теперь выражаются, тоже. Полгода спустя, когда я впервые в спецхране университетской библиотеки увидел комплекты классического «Аполлона», мне стало понятно, на что в идеале стоило бы равняться. Как и то стало ясно, что наших более чем скромных ресурсов на это все равно недостанет, и, следовательно, нечего в мечтах заноситься. Дело надо делать, господа!
И мы стали делать. Начав, само собою, с дележа портфелей. «Чур, я буду главным редактором», - забежал вперед Леня Рязанцев. Но товарищи мои, к которым на какое-то время присоединились Юра Хренов и Саша Тимофеев, были неумолимы, так что бодливой корове и тут бог рога не дал. Главным, без всякого вроде бы голосования, поставили меня, а Леню утешили ролью ответственного секретаря. «С правом решающего голоса, ну или пусть хотя бы только с правом вето», - твердил Леня. Великодушно сошлись на том, что право вето будет у каждого из членов редколлегии (убей бог, не помню, чтобы кто-нибудь из них этим правом воспользовался).
Хотя бы потому, что редакторские амбиции нас распирали, а выбор наличных (и приличных) текстов был, увы, невелик. Леша Прийма, которому голову кружили тогдашняя «Юность» с тогдашней «Комсомольской правдой», дал, конечно, стихи на открытие первого номера, но в общем-то нашим «цыплячьим» журналом не слишком интересовался. С Сашей Петровым, хотя он и напечатался разок, прочные отношения у «Одуванчика» как-то не сложились. Значит, надо было выкручиваться самим, что-то из брошенного на полпути дописывая, а что-то и вовсе начиная с нуля. Я вот, например, срочно сочинил свою первую большую статью, все о том же Прийме, и, поскольку прозы нам постоянно не хватало, чуть ли не на спор написал два рассказа, так и оставшиеся в моей биографии единственными.
И мало-помалу - не то чтобы в спешке, но с постоянными взаимными понуканиями и бурными заседаниями почтенной редколлегии - прошло несколько месяцев. Пока наконец не было придумано название («Одуванчик», если кто не знает, это прозвище, какое носил наш курсовой куратор Александр Иванович), пока все собранное и отобранное нами не было перепечатано на машинке («Эрика берет четыре копии»!), пока Саша Тимофеев не нарисовал обложку, и мы торжественно не отнесли один - «обязательный» - экземпляр в университетскую библиотеку на Пушкинской.
Знаменитыми мы не проснулись. Но и опальными, - по крайней мере, на первых порах - тоже. Леонид Григорьевич Григорьян, который к этому времени уже стал для меня в литературе царем, богом и воинским начальником - великодушно похвалил, но безо всякого энтузиазма. Факультетское партбюро во главе с доцентом Ольгой Васильевной Астафьевой, само собою, экстренно собралось, чтобы осудить Лешины стихи про «вернувшуюся непогоду тридцать седьмого года», но и тут дело ограничилось устным внушением.
Зато наполеоновские притязания почтенной редколлегии (но не исключаю, впрочем, что только самого главного редактора) росли как на дрожжах. Если первый номер вышел как журнал 1-го курса, второй - как факультетский, то 3-й, общеуниверситетский был напечатан тиражом уже в 10 (!) экземпляров, а 4-й, не ровен Бог, мог бы заявить о себе и как об общегородском студенческом издании.
Но он не вышел и даже собран не был.
По многим причинам.
Прежде всего, моим сочленам по почтенной редколлегии, похоже, потихонечку надоело играть в одну и ту же игру: слишком морочно, а творческий ресурс, как ни выкручивайся, скуден. Рано или поздно журнальчик все равно бы прикрыли, и с последствиями, но не они нас - по молодости - пугали, тем более что мы к концу третьего курса ввязались в новую забаву, со временем оказавшуюся еще более рисковой. Зав. кафедрой журналистики Яков Романович Симкин, хранивший по отношению к «Одуванчику» дружелюбный нейтралитет, передал мне бразды управления факультетской литгруппой. Ну, и мы, разумеется, были рады стараться: тут же объявили ее общеуниверситетской, да и не группой, а, черт побери, студией (по отчетам она, кажется, проходила как «литературное объединение студентов и аспирантов РГУ»).
Начали, конечно, с невинных разборов наших собственноручных невинных творений, а когда это дело всем прискучило, пустились во все тяжкие: стали читать друг другу лекции (Олег вот, например, растолковывал нам азы экзистенциализма), устраивать обзоры толстых журналов, и прежде всего, конечно, крамольного «Нового мира», затевать шумные дискуссии, и тут уж народ к нам со всех факультетов потянулся. Особенно после дискуссии о Маяковском, где аспирант-философ Марк Масарский блестяще деконструировал, как сейчас бы сказали, его советское наследие, а оскорбленный этим святотатством Женя Касьяненко, что учился двумя курсами младше нас, ударился в истерику и с маленькой, но агрессивной группой поддержки покинул зал, крича что-то невнятное, но угрожающее об окопавшихся в студии антисоветчиках.
Репрессий не было. Меня, во всяком случае, никуда не вызывали и ни из университета, ни из комсомола не выпихивали. И моих ближайших товарищей тоже. Но прошел поганый слушок, что такой-то (называли имя студента-поэта, ныне уже покойного) «стучит», и сначала один, потом другой из неблизких нашему кругу приятелей по страшному секрету признались мне, что их-то как раз «тягали», брали письменные показания и о студии, и о Масарском, и обо мне, грешном.
Кто знает, будь давление посильнее и побольнее, большинство из нас наверняка спасовало бы, а кого-нибудь из настоящих буйных, наверное, вытолкнули бы в диссиденты (тогда, после суда над Синявским-Даниэлем и «пражской весны» процесс формирования правозащитного движения уже пошел, но до Ростова, правда, еще не докатился). Но нас, повторяю, впрямую не трогали, а если не трогают, то почему бы не отметить в студии восьмидесятилетие со дня рождения Пастернака?
Мы и отметили - при большом скоплении досужей публики и при маячившем в заднем ряду безымянном господине в кожаном пальто.
Скандала опять-таки не случилось. Но уже на следующее утро пушкинистка Ольга Васильевна Астафьева (я у нее до этой истории мирно писал курсовые по Гумилеву и акмеизму) обескураженно сказала: «А мы ведь вам собирались рекомендацию в очную аспирантуру дать…». «А диплом?» - глупо спросил я. «Диплом пишите у кого-нибудь другого».
И Яков Романович Симкин, к нам всегда присматривавшийся, как мне казалось сочувственно, тоже подошел в университетском коридоре: «Притормозите. Сейчас вот сессия начнется, потом каникулы… Глядишь, оно само собою и рассеется».
Диплом после каникул - «Жан-Жак Руссо и Лев Толстой как критики культуры» - я писал и защищал уже по кафедре зарубежной литературы, у замечательного и давно уже ныне покойного Георгия Сергеевича Петелина. А рекомендации в аспирантуру, конечно, не получил, так что мысли об университетской карьере рассеялись дымом и пришлось мне отправляться по распределению учителем в Быстрогорскую среднюю школу Тацинского района. Повинны ли наши литстудийные дерзости в том, что Алика Лукьянченко призвали на два года на армейскую службу, лучше спросить у него самого.
Так и закончилась эта обыкновенная - для тех лет - история.
Что мне досталось?
Три потрепанных номера «Одуванчика» в шкафу, а теперь вот уже и в Интернете.
Дружба - на всю жизнь - с ростовским писателем Олегом Алексеевичем Лукьянченко.
Воспоминания - прежде всего, почему-то о спрятавшихся за городским театром кафешках «Каскад» и «Ротонда» где иногда под коньячок, иногда под «Донское белое» и креманки (их называли приманками) с мороженым обычно проходили заседания нашей редколлегии.
И шутка судьбы, давшей мне возможность спустя двадцать пять лет после «Одуванчика» снова стать главным редактором.
Только уже на это раз журнала «Знамя».

Симкин Яков, воспоминания, филфак, Одуванчик, РГУ, самиздат, Прийма Алексей, Лукьянченко Олег, Чупринин Сергей

Previous post Next post
Up