Этот текст был написан к "круглой" дате писателя и опубликован в журнале "Ковчег". Но не следует считать, что это лишь дань празднику. Нина Огнева - не тот критик, который будет лицемерить и льстить ради "датской" темы. Она пишет об Олеге Лукьянченко искренне и правдиво.
Олегу Алексеевичу Лукьянченко - шестьдесят.
Филолог, прозаик, публицист. Романтик, лирик, философ… Внук знаменитого филолога Серебряного века Фаддея Зелинского, унаследовавший от предков все качества, необходимые писателю, Олег Лукьянченко, прежде всего, приверженец подлинности - в литературе и в жизни. Идёт ли речь о создании художественного произведения, учебного текста, публицистического материала, либо в качестве задачи стоят оценка стороннего текста, выражение социальной позиции, способ межличностного общения. Органичность, целостность личности, которой исходно присуща неприемлемость фальши, в совокупности с утончённым и профессионально развитым стилистическим чутьём - вот фундамент, на котором возводится здание под названием Художественная Литература. У Олега Лукьянченко есть книга лирической прозы «Невидимый дом». Заголовки разделов, каждый из которых знаменует определённый этап в творчестве автора и, одновременно, период жизни нашего парадоксального в своих метаниях-терзаниях отечества, вполне соответствуют общему замыслу: «Этаж первый», «Этаж второй»… Этажи духовного роста. Этажи нравственного развития. Невидимое зашоренным взглядом обывателя, но зримое внутренним оком чуткого читателя Здание Бытия - с его прошлым, настоящим и гипотетическим (а скорее - желанным) будущим - сложено кирпичик к кирпичику (строка к строке) подлинным художником слова - сегодняшним юбиляром.
За годы творческого пути опубликованы десятки повестей, рассказов, очерков, издано множество учебных пособий, три романа. И в каждой строке, вышедшей из-под пера талантливого, наделённого неповторимой индивидуальностью прозаика, отражаются его не менее своеобразные личностные особенности, его характер, нравственные принципы, судьба. Как нельзя более точно выражают позицию писателя-гуманиста его собственные слова: «Я знаю, что проза - продолжение жизни. Я знаю: чтобы создать прозу, надо прежде её прожить - только тогда каждое написанное слово станет живым семенем, хранящим бесконечность мига, распахнутую на вертикали перед каждым, кто захочет это семя прорастить».
В каком бы жанре ни писал Лукьянченко - будь то откровенно сатирическое повествование («У нас в Подонске», «Похождения советского филолога»), либо авантюрный роман («Курортная идиллия на фоне трупов», «Мусорный век»), либо цикл новелл, пронизанных лиризмом и своеобразной романтикой шестидесятых, - везде читатель слышит неповторимую авторскую интонацию. Фазиль Искандер писал: «Как бы умен или красноречив ни был тот или иной писатель, но если мы не чувствуем его собственного стиля, который нас подхватывает, значит, у этого писателя нет высшей духовной правды, ради которой он пишет». В творчестве Олега Лукьянченко, несомненно, содержится та самая высшая духовная правда. «…Барьеры преодолимы, непонимания преходящи, мифы исчерпаны, я верю, что все мы нужны друг другу…» - эти строки писателя обращены к нам - его друзьям, читателям, коллегам, от имени которых позволю себе высказать пожелание юбиляру его же собственными словами из рассказа «И непременно голосом моим…»: «Просто оставаться собой. Идти своей дорогой…»