10 ноября 1989 в выставочном павильоне "ГлавСевКавСтрой" в Парке Строителей Ростова-на-Дону прошло загадочное мероприятие - "Музыкальные вечера памяти древнеегипетской царицы любви Клеопатры" (по другим версиям - «Праздник любви великой царицы Клеопатры» или "Ночи Клеопатры"), почти не оставившее следов в местной прессе, и практически никак до сих пор не освещенное во всем бескрайнем интернете.
Между тем, Тимофей и товарищи, судя по всему, готовились к мероприятию серьезно. Специально к празднику была написана песенка "Клеопатра, мы хотим тебя любить - воу оу", разработана сценография площадки, придуман концепт ("радикальный праздник для народа": в качестве участников приглашены бомжи, обитающие в районе ж/д вокзала); было даже произведено публичное политическое "позиционирование" акции: организаторы заявили, что "Клеопатра" - это хэппининг, который проводит группа "левых" художников".
Макет декораций к "Клеопатре".
Архив Михаила Шелудько.
Не знаю, кто, кроме собственно "Пекинов", принимал участие в "Клеопатре", но еще, как минимум, одна группа
была - "Третий этаж" из Белой Калитвы, огранизованная в 1987 при участии Ивана Трофимова
dezhurnyi, будущего "Запрещенного барабанщика", уже тогда весьма политизированного - "лево-радикального" - человека (Иван о своей тогдашней группе
пишет: "вторая же песенка, разученная на мои стихи, называлась "Я жгу Париж", по мотивам книжки известного польско-французского большевика-писателя Бруно Ясенского").
Характерно так же, что тогдашний приятель Тимы
Кирилл Серебренников в акции участвовать отказался: "Потом была акция "Ночи Клеопатры", но я повел себя как "суперстар" и отказался участвовать, отчасти потому, что помещение было совсем к этому не приспособлено". Впрочем, Кира ничем не намекает на политическую подоплеку своего отказа, нажимая в объяснении, как обычно, на свое развитое чувство собственного достоинства и высокий профессионализм.
Из неблагоприятного "бэкграунда", кроме "неприспособленной площадки", упоминаемой К.С., Иван Трофимов
упоминает плохое самочувствие Тимы: "Тиме тогда еще с сердцем плохо совсем стало - еле допел, барбитураты по-моему" (последнее отнесем к области недоказуемых гипотез).
Тима на "Клеопатре". Фото - Эдуард Срапионов. Архив - Руслан Ясаев
Может быть, просто "акция не удалась", поэтому никто не хочет по доброй воле о ней вспоминать? Или просто публика ее "не приняла"?
Разыскивая свидетелей и спрашивая у них - как это все организовывалось, что там происходило, и почему это событие не было широко освещено? - получила исчерпывающий ответ от Ольги Эмдиной, работавшей тогда в фирме, имевшей отношение к организации этого действа: "Да, крышевал это дело Володя Плетенецкий (в то время - директор НПФ "Сфера"- А.Б.), который Тиму ценил чрезвычайно высоко. Организовывалось все так, что Тима пару раз прибегал к Володе, и они шушукались. Вывеску повесили чуть не в день события. Парк и павильон на самом деле принадлежали Управлению народного образования, а у "Сферы" была с ними совместная деятельность типа оформление и организация выставок. Не знаю, провел ли Володя это дело как мероприятие управы, скорее нет, и отсутствие широковещательной рекламы, очевидно, было тому причиной. В общем, это был экспромт.
В тот раз мне удалось немножко поболтаться по павильону в самом начале действия, но ничего особенного я не увидела. Бомжи стеснялись, хихикали и жались к стенке, остальные только разогревались. Ну, говорят, народ как-то повеселился, но без особенных разрушений. Я думаю, поэтому и фидбэк был слабым, - но по-моему контркультурные жесты вообще всегда можно оценить только когда накапливается серия таких жестов и вырисовываются фигуры, - а это происходит неизбежно ретроактивно.
Что-то мелькнуло в газетах и телевизоре (приезжал, по-моему-таки телевизор), но большого шума не было. Что-то мелькнуло в теленовостях, что-то написали в "Вечерке". Время, ты помнишь, было смутное, линия партии потеряна, новой еще не объявили, отделы культуры газет-телевизора и рады были бы уцепиться за "новое искусство", но Тима с бомжами для них все-таки был чересчур (да и вообще андерграунд сроду не был городским украшением), а сильно вякать против тоже как-то страшно, пока непонятно, откуда ветер дует.
В общем, это был компромисс - Тима из уважения и, несомненно, по Володиной просьбе, как-то контролировал ситуацию, чтобы не вышло скандала. Но это был и триумф маргинальности всех сторон - бомжи, чиновники, насельники Тиминой мастерской - все были растеряны и не на своем месте, так что художественный результат в сумме, как мы теперь понимаем, оказался предельно точным, лучше это время, пожалуй, и не описать".
А потом я еще раз посмотрела публикацию об этом мероприятии, случившуюся в газете "Комсомолец" от 17 ноября 1989 в рубрике "Семь пятниц". Как говорит Ксения Агалли
kasya, эту газету имеющая и даже частично вывешивавшая ее
тут, "Там вообще сверху речь идет о певце Маликове, а внизу описывающая выставку-концерт-хеппенинг заметка "Братуханы приветствуют Клеопатру", где в лестных выражениях упоминается пальто художника Тимофеева - как нечто самое интересное на этом действе".
На скане видно начало этой заметки:
"Братуханы, наш спонсор - советско-американское предприятие ХАД-ДОН", - таким ошеломляющим заявлением встретил нас на следующий день выставочный зал павильона строителей, где группа "левых" художников при поддержке части рокеров попыталась организовать нечто среднее между рок-фестом и хэппинингом..."
Так что в картинку "Клеопатры", как "торжествующей маргинальности всего", так хорошо описанную Ольгой, можно смело добавить еще одну задействованную в акции соц. группу - т.н. "братуханов", не буду уточнять этого всем понятного самонаименования. А то ведь они не только еще существуют, но и, типа, процветают: ООО "Хад-Дон" - это блюз-рок-ресторан (Буденновский, 37), про который
тут написано, что "у заведения есть аура: в нём побывали натуральные знаменитости, вроде американских блюзменов и Йена Гиллана". Наверно, в рамках мирового турне Deep Purple в 2004? Круто.
Да, и последнее. Стоит упомянуть, что идея с бомжами была доведена через пару лет до логического конца мастером "крайнего жеста" Авдеем Тер-Оганьяном в его "Галерее в Трехпрудном". Акция называлась "Милосердие". На ней бомжи были представлены уже в чистом виде в качестве выставочных экспонатов.
Тут Авдей сравнивает эту акцию с лево-радикальными опытами сильнейшего политического художника Сантьяго Сьерра.
"Милосердие". 1991. К.Реунов, А.Тер-Оганьян
И все-таки прошу вас, друзья, напишите - что же собственно было во время этого Тиминого хеппининга? Кто участвовал, что пели, как публика реагировала, много ли ее было, что было потом и т.д.?