Война с Абвером... 1943 -й.

Oct 02, 2016 23:58



Не сказать что допрос перебежавшего к немцам бойца 192-й отдельной штрафной роты, лишенного воинского звания бывшего капитана Василия Мокина неизвестен историкам. Напротив, достоверность содержащихся в протоколе данных является предметом яростных споров в тех узких кругах что знают об его существовании, настолько тяжкое впечатление он производит.

Лично у меня, результатом прочтения данного текста стало появление откровенной  злобы к криворуким сталинским Органам очень успешно проводящим массовые операции с сотнями тысяч фальсифицированных дел и проявляющим столь  же откровенную беспомощность к действиям реальных разведсетей противника. Ну и немного, наверное жалости, что не могу посадить особистов 18 Армии (от начальника ВКР до последней машинистки) на баржу, и утопить нахер в Черном Море.

Те кто вообще понимает о чем речь, меня поймут. Наличие годами  успешно действующих резидентур противника на уровне стрелковых дивизий и танковых бригад, есть признак абсолютной беспомощности контрразведчиков  в своем ремесле, даже само по себе, а ведь этим дело возможно не исчерпывается. Об этом  однако позже.

Начнем с самого документа, вызывающего такие споры. Достаточно сказать что Алексей Кузнецов, автор образцового исторического исследования "Большой Десант" придерживается такого мнения

"...Про "Мокина" есть такие показания в РО 5-го ак, точно. С вероятностью 99,9% этот перебежчик - клоун и плохиш, надеявшийся за свой рассказ получить бочку варенья и корзину печенья. Настоящий капитан В.А. Мокин погиб в Эльтигене 6.12.43, а этот якобы был в бегах с начала ноября по начало декабря, причем бегал на другой стороне пролива. СКА-0111, на котором погиб Ширяев и часть штаба 1331 сп, подорвался на мине, но остался на плаву, свидетелей взрыва осталось достаточно, в документах нет ни малейших сомнений, что катер подорвался на минном заграждении.

Зондерфюрер, который допрашивал "Мокина", резюмировал: показания кажутся малодостоверными, производит впечатление беспокойного и нервного человека. 28.12.43 этот кадр был передан "для дальнейшей оценки" в подразделение "Геркулес" (не знаю, абвер это или СД). В общем, не факт, что он получил свое печенье...."

С которым я и рад бы согласится, но не получается, слишком много в документе оказалось проверяемых подробностей и неприятных совпадений.

В этой связи перейдем наконец к упомянутому документу:

[Протокол допроса Мокина]5 АК КП, 28.12.1943 г.
Отдел разведки

Допрос перебежчика.

23.12.1943 г. перебежавший в районе севернее Керчи разжалованный капитан 192-й штрафной роты 318-й стрелковой дивизии показал:

1. Личность.

Мокин Василий, 1919 года рождения, уроженец г. Новгорода, русский, член партии. Закончил транспортный техникум в Новосибирске. Был капитаном, командиром батареи 122-мм минометов 1331-го стрелкового полка 318-й стрелковой дивизии. 12.12.1943 г. за дезертирство был разжалован, получил 10 лет с направлением на фронт искупать вину. Направлен был в 192-ю штрафную роту при 318-й стрелковой дивизии. 18.12.1943 г. эта рота в составе 180 чел. в Кротово была посажена на четыре катера для высадки на плацдарме у Еникале (Керченский полуостров). Немецкая артиллерия накрыла катер в 200 м от берега, часть людей спаслась. Катер с частью людей утонул. Командир роты погиб. Воспользовавшись создавшейся обстановкой, Мокин и еще три штрафника сбежали.

При высадке десанта на плацдарме у Эльтигена 1.11.1943 г. катер перебежчика тоже был потоплен, но люди спаслись. Это было у Железного рога (мыс). Спасшиеся были направлены в населенный пункт Соленое озеро. Утром 2.11.1943 г. они снова были посажены на катер для десантирования, но высадка не удалась, и они снова возвратились в Соленое озеро. Оттуда он решил бежать и находился в бегах до начала декабря. В начале декабря он был арестован в Старотитаровской и 12.12.1943 г. предстал перед судом трибунала 18-й армии. Был осужден и оказался в 192-й штрафной роте.

Мокин затем рассказал, что он осенью 1941 г., с частью сил 176-й стрелковой дивизии, возле Большого Токмака (50 км севернее Мелитополя) попал в немецкий плен. С помощью своего брата, который уже работал на немцев, был привлечен к агентурной работе. В течение короткого времени его обучал один старший лейтенант.

Затем его в составе группы из шести чел. с рацией перебросили через линию фронта с целью разложения Красной Армии. Он получил документы на имя лейтенанта. Руководителем группы был майор Калягин. Немецкую службу, которой подчинялся, не знает. Через некоторое время он потерял связь со своей группой. Весной 1943 г. встретил в 796-м артиллерийском полку капитана Назаренко, который входил в его группу, и стал вместе с ним работать. Руководил ими майор Зайцев - помощник начальник оперативного отдела штаба 18-й армии. Майора Зайцева перебежчик лично не видел.

Перед высадкой десанта на Эльтиген перебежчик получил от Назаренко задание: взорвать катер, на котором будет переправляться штаб 1331-го стрелкового полка. Это ему удалось. На борт судна было погружено четыре ящика с минами для минометов, туда он незаметно положил взрывное устройство. Катер взорвался во время переправы через Керченский пролив и весь штаб полка утонул или погиб. Перебежчик слышал, что капитан Назаренко арестован и это заставило его бежать из части.

2. О 18-й армии.

18-я армия с 129-й гв. СД и двумя полками 117-й гв. СД ушла с Таманского полуострова. Там остались пока остатки других армейских частей.

3. Десант у Баксы (Керченский полуостров).

414-я СД находится со своими частями на плацдарме в районе Джанкоя. Части дивизии переправлены ночью. Тылы находятся пока на Таманском полуострове. В один стрелковый полк собраны все остатки 318-й СД, в том числе 100 чел. из 1331-го СП тоже находятся на плацдарме. Перебежчик видел там же артиллерию и ракетные установки. Последние были не на автомашинах, а закопаны в землю. В районе высоты 104,3 он видел 6 закопанных танков, а в двух км юго-западнее этой высоты он видел КП, откуда, вероятно, маршал Тимошенко будет руководить наступлением. [52]

Севернее Кроткое находится дивизион гаубиц и там же стоят шесть 203-мм орудий.

4. Намерения противника.

В ночь с 6 на 7 декабря 1943 г. он слышал в Старотитаровской разговор старших офицеров, что должно начаться большое наступление, если замерзнет Керченский пролив. Это наступление будет поддержано с севера. В нем примут участие и корабли Черноморского флота, которые будут поддерживать артогнем высадку десанта у Феодосии. В наступлении будет принимать участие и Азовская флотилия. Недавно одна банда (партизаны - Авт.) юго-западнее Ялты была усилена и получила снабжение при помощи авиации и быстроходных катеров. Кроме того, будет еще высажена одна бандгруппа в районе Евпатории. Эта группа должна вырасти силой до полка и в необходимом случае занять важные места на перекрестках дорог в тылу у немцев. Быстроходные катера выходят из Анапы и Новороссийска в 16.00 (русское время) и возвращаются на следующий день около полудня. На аэродроме в Анапе стоят четырехмоторные самолеты для снабжения с воздуха.

В районе между Анапой и Новороссийском находится много войск. Там предположительно создается новая Приморская армия, которая должна получить наименование 2-я десантная.

5. Разное.

В Старотитаровской в середине декабря слышал шум моторов танковых частей. Одна батарея 152-мм пушек прошла в направлении Темрюка. Он рассказывает о большом количестве самолетов на аэродромах. На аэродроме в Старотитаровской находится около 100 Ил-2 и 50 истребителей. Все эти машины стоят открыто. В районе Соленое озеро - Старотитаровская видел много У-2, которые снабжают плацдарм на Эльтигене. Он также говорит, что войска плохо снабжаются, часто нет табака и сахара.

Примечание. Высказывания перебежчика вызывают сомнения. Он сам производит впечатление неспокойного, рассеянного{52.1}.

Допрашивал: подпись - Зондерфюрер (К)


До начала проверки протокола по данным сайта "Память народа", определимся за что там можно зацепиться.

Перечисляем:

1. Гибель на СКА-0111 штаба 1331 стрелкового полка в результате диверсии - взрыва взрывного устройства подложенного Мокиным в ящик с 120 мм минами.

2. Детали реальной биографии Мокина - возможность вербовки читай нахождение в окружении, служба в 176 сд и т.д.

3. Наличие в фондах ОБД "Память Народа" информации о его возможных подельниках, таких как - капитан Назаренко, майор Калягин и самое главное майор Зайцев - якобы целый зам.начальника оперативного отдела штаба 18 Армии. От заявки на последнего, основной источник военной информации бездарно проваленной Центром "Красной Капеллы" - обер лейтенант Шульце-Бойзен, начинает выглядеть немного блекло. Наличие агентуры на уровне начальника/зам.начальника оперативного отдела Полевой Армии/Армейского Корпуса, не говоря о выше, историками советских спецслужб в годы второй мировой войны не зафиксировано.

С катера и начнем. Который кстати, вовсе не затонул.




Кликабельно:



Сразу скажу что не считаю себя достаточно компетентным чтобы спорить с А.Я. Кузнецовым по его теме в целом, однако некоторые выдвинутые им тезисы стоило бы уточнить.

Довод про свидетелей это откровенно несерьезно - люди видели катер с разрушенной кормой, что им было делать кроме как грешить на подрыв на морской мине?

Из отрывочных данных, которые я прямо цитировать не буду за общей малоценностью, нам известно что СКА-0111 подорвался кормой, потерял ход, однако поступление воды в машинное отделение удалось остановить, что в общем катер (весьма живучее по конструкции суденышко) и спасло.

Подполковник Ширяев с своим штабом при взрыве видимо находились в кают компании и рядом с ней, что и привело к тяжелым потерям, погибло 14 военнослужащих 1331 сп и двое членов экипажа катера.

В нашем контексте, нас интересует вопрос мог бы взрыв ящика (нескольких ящиков) с 120 мм минами быть принят на подрыв на мине заграждения?

Если исходить из предположения, что взрыв был непосредственно под днищем, коли на не затонувшем катере погибло сразу 16 человек, вопрос на не слишком ли малые повреждения принес взрыв полста и более килограммов ВВ, действительно напрашивается. " В машинное отделение начала сочиться вода" ага. Если глянуть на схему катера  мина зацепившая СКА где то в районе кают-компании или румпельного отделения, должна была просто испарить деревянное днище катера в районе этих двух отсеков и изрешетить осколками окружающие. Если не оторвать корму вовсе - такие случаи в войну бывали.
http://www.navweaps.com/Weapons/WAMGER_Mines.php

Вариант с взрывом ящика(ящиков) 120 мм мин как ни странно проверить сложнее. Мы просто не знаем, где на катере размещались боеприпасы при перевозке- на верхней палубе, или в помещениях, чтобы не увеличивать центровку корабля.

Определенную ясность с подрывом на мине /диверсией на СКА-0111 может принести только дефектная ведомость катера, описывающая его повреждения в ходе производства ремонта или/и другие подобные документы технарей ЧФ. До поднятия этих документов в архивах тема остается открытой. Пока остаются возможными оба варианта.

Изучение биографии капитана Мокина определенно играет на версию А.Я. Кузнецова о некоем хитреце выдающем себя за него.

Хотя и не более того. Поскольку такой хитрец не может не понимать, что как только количество несуразностей превысит некую черту - его просто шлепнут, а не подарят банку варенья и корзину печенья. Я вообще не верю, что в немецком плену найдется рядовой идиот называющий себя реальной фамилией погибшего капитана и выдающий себя за агента. Для немецкого зондерфюрера в общем все равно кто перед ним - капитан Мокин или рядовой Мокеев, отсутствие же данных об агенте М. после проверки грозит расстрельным рвом куда вероятнее чем лагерем военнопленных.

Не будь данного протокола, биографию поднявшегося из сержантов, кавалера двух боевых орденов капитана Мокина можно было бы считать безупречной.










Отмечу, упомянутое им пленение под Мелитополем в документах не отражено. Донесение о пропаже без вести в 1942 году к делу видимо не относится, это летний погром 1942 года, в результате которого немцы вышли к Кавказу, а вышедший из окружения командир взвода 176 сд сержант Мокин, попал в 318 стрелковую дивизию.




Варианта тут выплывает два. Либо в протоколе действительно фантазии неизвестного, либо... Василий Мокин был из тех кто просто хотел жить. Выскочив из ада лагеря под Большим Токмаком, человек случайно или намеренно оторвался от переходящей фронт группы немецких агентов, выбросил фальшивые документы и знаки различия лейтенанта, назвался своим настоящим именем, прошел проверку и вполне честно воевал за СССР ровно до тех пор, пока случайно не встретил в артполку одного из членов своей группы, который все это время на немцев работу не прекращал. Который в два счета ему доказал, что коготочек увяз - всей птичке пропасть. А дальше, Василий Мокин снова захотел жить.

Как он захотел жить и после эвакуации с Эльтигена (видимо став одним из немногих кого эвакуировали катерами) и попав в плен к немцам после высадки под Керчью 192 ошр. В откровенную ложь допрашивающему его зондерфюреру по своим действиям в ноябре-декабре, дабы избежать вопроса а не слишком ли добросовестно немецкий агент подходил к своим основным должностным обязанностям, верится больше, чем в дезертира больше месяца скрывающегося на набитом войсками и органами войсковой администрации Таманском полуострове.

Кстати сказать, в арест Назаренко как причину нервного срыва и панической попытки дезертирства члена его группы можно в принципе и поверить. Далее пара дней блужданий, задержание, арест, трибунал, срок и разжалование в рядовые, 192 ошр, высадка под Керчью и стремительный переход к противнику. В данном случае человек точно очень хотел жить.

В этой связи, во весь рост встает фигура капитана Назаренко. Который, увы, в Подвиге Народа тоже присутствует.

И как это ни печально, рассказ Мокина документам по его биографии в общем не противоречит. Вплоть до пятнахи за измену Родине и отсутствию контактов с женой с 1941 года, когда адъютант старший (НШ) 101 орб,  187 стрелковой  или 101 танковой дивизии, пропал без вести.










И коли Подвиг подтвердил наличие Назаренко, сам бог велел проверить руководителя их шпионской группы майора Зайцева, ибо шпион в оперативном отделе штаба армии означает настоящие реки крови для входящих в нее частей.

Сразу скажу, найти его я не надеялся. И даже не удивился, отсутствию каких либо следов "майора Зайцева" в штабе 18-й армии. Вот только природная настырность не позволила оставить эту тему в покое, поскольку лично "Зайцева" допрашиваемый не видел, да и вообще, рядовой агент каким рисует себя Мокин не та фигура которой рассказывают большие и правдивые подробности про руководителя своей группы.

Я захватил тему шире - и что неприятно, похожего Зайцева нашел. Причем, что печально, "майор Зайцев",  замначальника оперативного отдела штаба 9-й и 6-й Армий  , в ОБД увы один-единственный.
















И что еще более печально, на него таки есть документы о пропаже без вести в июле 1942 года, через полгода после появления которых появляется и очередной  наградной.




Да, я знаю, что 6-я  Армия Юго-Западного фронта , в 1943 году воевала весьма даже далеко от 18-й.  Да, совпадение званий, фамилий и должностей может быть случайным. Да я знаю, что Мокин мог не знать ни только подлинного звания и занимаемой должности, но и фамилии руководителя своей группы.  Как относится к данным документам пусть каждый решает сам. Отмечу только, что  передали данного перебежчика все же в "Подразделение Геркулес" а не лагерь военнопленных

СМЕРШ, История ВОВ

Previous post Next post
Up