Для кого писалась Повесть временных лет?

Apr 12, 2023 09:03


Фигуры выдающихся исторических деятелей выглядят вдвойне привлекательными, если их политические деяния сопровождаются общим культурным подъёмом страны. Подобное сочетание мы наблюдаем на Руси в первой четверти XII века, в правление Владимира Мономаха. Это было время блестящего взлёта древнерусской культуры, памятники которой с той поры сделались неотъемлемой частью мирового культурного достояния.



Особенно замечательна тяга русских людей того времени к образованию. Это стремление отлично иллюстрирует одна археологическая находка - деревянная прялка, на которой какая-то учившаяся грамоте девушка нацарапала древнерусский алфавит. В 1086 году сестра Владимира Мономаха уже основала в Киеве специальную школу для девушек - кстати говоря, первое женское учебное заведение в Европе. А Киево-Печерский монастырь превратился в высшее учебное заведение, ничем не уступавшее тогдашним западноевропейским университетам. При Мономахе русские города становились территориями почти поголовной грамотности. Нигде в мире тогда не наблюдалось ничего подобного.



Повесть временных лет. Лаврентьевский список 1377 года -древнейший из сохранившихся

Поэтому совсем не случайно было появление на Руси в конце XI -первой четверти XII века целого ряда замечательных литературных произведений. Венцом древнерусской литературы того времени стала монументальная «Повесть временных лет». Ни один народ мира не имеет исторического труда, в котором бы на протяжении почти восьми столетий, год за годом летописцы фиксировали историю своей страны. При этом поразителен историко-географический кругозор составителей нашей древней летописи. Если, скажем, западноевропейские хронисты вообще редко заглядывали за пределы своей округи, то «Повесть временных лет» живо интересуется всем происходящим на огромном пространстве от Британии до Китая. Позже Достоевский назовёт это качество «всечеловечностью» русского национального духа.

Кстати, скажем несколько слов и об общепринятом названии нашей древней летописи - по первым словам, с которых она начинается: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, и кто в Киеве первее нача княжити».

Между тем название это для современного человека уже не совсем понятно. Действительно, какой смысл имеет выражение «временные лета»?

Самое распространённое толкование гласит, что «временных» в данном контексте значит «минувших», «прошедших». Действительно, уже составитель так называемого Тверского сборника, живший в конце XV - начале XVI века, перевёл летописное название следующим образом: «Повести древних лет». Следуя этой традиции, академик Лихачёв в своём классическом переводе летописи на современный язык тоже начинает так: «Вот повести минувших лет…».

Однако у слова «временной» есть и другое значение: «не всегда, не вечно существующий; земной, преходящий». Смысловой упор тут делает на противопоставлении течения «временных» (то есть земных) лет - неподвижной вечности, в которой пребывает сакральный, небесный мир.

И вот это значение древний летописец несомненно имел в виду. Дело в том, что «Повесть временных лет» предназначалась, собственно, не князьям, не образованным современникам летописца и даже не потомкам. Подразумевалось, что главным её читателем был сам Господь Бог. Летопись отмечала дела и события, по которым будут судить Русскую землю на Страшном суде. Это был своеобразный отчёт о прегрешениях и праведных поступках нескольких поколений русских людей. Не случайно, волынский князь Мстислав, против которого жители Берестья подняли мятеж (1289), пригрозил им, что «вписал есмь в летописец коромолу их».

Таким образом, наши далёкие предки не воспринимали «Повесть временных лет» просто как историческое сочинение, или рассказ о прошлом. «Временные лета» для них были чётко ограниченным отрезком времени, протяжённостью в 7000 лет: они начинались с сотворения мира, имели «сюжетную кульминацию» в виде крещения Русской земли и заканчивались Страшным судом, который, согласно пасхальным таблицам, должен был наступить в 1492 году от Рождества Христова. Описывая прошлое, летописец имел в виду будущее, а название летописи призывало помнить не о минувшем, а о вечном.

И, может быть, ни в какой другой области древнерусской жизни объединительные тенденции не проявлялись с такой силой, не были так заметны, как в области культуры. С культурологической точки зрения процесс децентрализации, обособления земель и волостей, собственно, и был не чем иным, как просачиванием господствующей культуры, - а она была, по существу, единой культурой, - от элиты немногих крупных городов вширь по всем землям и вглубь общества - вниз по социальной лестнице. Киев даже в период своего политического упадка продолжал служить источником права, богатства, знания и искусства для всей тогдашней Руси. Получая волости в отчинное владение, князья старались устроиться там по-киевски путём перенесения в свои областные грады как столичных формы архитектуры, так и столичных общественных вкусов и понятий. Таким образом «в разные углы Руси вносились обстановка и формы жизни, снятые с одного образца… Перелётные птицы Русской земли, князья со своими дружинами, всюду разносили семена культуры, какая росла и расцветала в средоточии земли, в Киеве» [Ключевский. Сочинения, I, с. 207]. А эта господствующая культура приучала смотреть на подвластные русским князьям земли как на что-то цельное. Устами первых же своих представителей она выработала синтетическую модель самосознания, опиравшуюся на понятия общей территории под названием «Русь», «Русская земля», общей истории, общей законной династии, общего «словенского» языка, который един с «русскым», и общей веры. Все эти ключевые моменты национально-государственной и религиозной идентичности запечатлевались и в сознании местных обществ, прививая им более широкий кругозор и возвышая до идеи общего отечества, благодаря чему к началу XIII в. мысль о земском единстве Русской земли укоренилась в гораздо большем числе голов, чем когда-либо прежде.

Рябь на поверхности древнерусской политической жизни не должна заслонить от нас её глубинное течение. Иными словами, главным содержанием периода «раздробленности» были всё-таки не хаотические княжеские склоки, а поиски путей восстановления нарушенного равновесия. К рассмотрению успехов и неудач этой политики мы и обратимся в нашей следующей лекции.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Вышла в свет моя новая книга "Суворов". Буду рад новым читателям!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу вам экземпляр!



ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

летописи, заметки

Previous post Next post
Up