Забытый наследник вещего Олега. Часть 2. Судьба Олега II

Mar 18, 2023 08:03

Часть 1

Поход Олега в Крым

Однажды к киевской пристани в устье реки Почайны причаливает богато украшенная ладья. На её борту находятся послы василевса ромеев Романа I Лакапина. С собой они привезли много золотых монет и ещё больше обещаний. Взамен империя хочет, чтобы острые русские мечи обратились против хазар.



Эти события можно условно датировать второй половиной 30-х годов Х века (более точной даты история не сохранила). В это время между Византийской империей и Хазарией разгорелся жестокий конфликт. Интересы Византии и Хазарии в Северном Причерноморье были прямо противоположны. Власти империи всегда рассматривали безопасность крымских владений в качестве первоочередной задачи внешней политики. Ведь на Таманском полуострове и в Адыгее находились многочисленные источники нефти - важнейшего компонента секретного оружия Византии, так называемого «греческого огня». А принятие Хазарией иудаизма вносило в политические распри заметный оттенок религиозного противоборства.

Дошло до того, что василевс Роман I повелел всем живущим в империи евреям принять христианство. Византийские евреи толпами хлынули в сопредельные страны, в том числе в Хазарию, где царь Иосиф, разъярённый преследованием единоверцев, обрушил гонения на христиан.

Военные силы империи были заняты сразу на многих фронтах. На востоке Византия вела войну с арабами, на западе - с итальянскими герцогами и сарацинскими пиратами, на Балканах пыталась сдержать амбиции болгарских царей. Поэтому бороться с каганатом приходилось чужими руками. Так послы императора очутились на берегах Днепра.

Олег II свято соблюдал договор дружбы с империей ромеев, заключённый его отцом. Ещё в 924 году, когда болгарский царь Симеон с огромным войском осадил Константинополь, «светлый князь» готов был прийти на помощь ромейской столице. Вероятно, в это же время, стремясь к более тесным союзным отношениям с Ромейской державой, он принял крещение с именем Александр. Сделано это было в расчёте на повышение политического престижа. Константин Багрянородный свидетельствует, что вожди «северных народов», в том числе и русов, неоднократно просили василевсов послать им «что-нибудь из царских одеяний или венцов, или из мантий ради какой-либо их службы и услуги…». Судя по тому, что в арабских и еврейских источниках Олег II носит титул «царя русов», некий «царский венец» действительно был им получен.

В русско-византийском договоре 944 года упоминается киевская церковь пророка Ильи. Вероятно, это первый христианский храм в Киеве. И возведён он был, по всей видимости, новокрещёным князем Олегом/Александром.

Выполняя просьбу Романа I, Олег наносит удар по владениям Хазарии в Восточном Крыму. В 936 году русские ладьи врываются в Керченский пролив и захватывают портовый город, названный в Кембриджской рукописи С-м-к-рай. По всей видимости, под этим названием скрывается Фанагория или Таматарха-Тмуторокань. Нападение было хорошо подготовлено. Олег совершил нападение в то время, когда в С-м-к-рае не было градоначальника. Организовать оборону было некому. В темноте русы подплыли к С-м-к-раю, и той же ночью город оказался в руках Олега.

Городская казна ограблена, жители обложены данью. Богатую добычу Олег отослал в Киев, сам же с дружиной засел в С-м-к-рае. Используя город как военную базу, он принимается грабить хазарские поселения в Крыму и хазарских купцов.

Каганат наносит ответный удар

Хазарская торговля терпит огромный ущерб. Но собственных сил для войны с Русью у Хазарии тоже нет. Восстановить порядок в регионе хазарские власти поручают чёрным булгарам. Эта приазовская орда подчинялась хазарам с VII века, но сохраняла автономию. Арабы называли земли чёрных булгар Внутренней Булгарией, в отличие от Булгарии Внешней - на Волге. По словам анонимного автора географического трактата «Худуд аль-Алам» («Границы мира»), чёрные булгары - «народ храбрый, воинственный, внушающий ужас». Их отношения с русами носили неприкрыто враждебный характер: «Внутренняя Булгария находится в состоянии войны со всей Русью».

Хан чёрных булгар, по всей видимости, принял иудаизм. Кембриджский документ называет его «досточтимый Песах». Этот человек оказался талантливым военачальником. Глубокий Керченский пролив, в котором господствовал русский флот, был непреодолимой преградой для булгарской конницы. Войско Песаха вторглось в Крым с севера, через Перекопский перешеек. Прежде всего Песах ударил по византийским владениям на южном побережье Крыма, протянувшимся от Херсонеса до Керчи. Эта линия приморских укреплений империи состояла более чем из 30 городов, крепостей, замков и монастырей. Песаху удалось овладеть тремя городами, в которых были истреблены все жители, от мала до велика. Херсонесу повезло больше - его крепкие стены спасли город от разгрома.

Покончив с местью Византии, войско Песаха устремляется к С-м-краю. Олег с дружиной запирается в городе, но не выдерживает осады и, потеряв многих людей, уплывает восвояси.

Напомню, что обо всех этих событиях мы знаем благодаря Кембриджской рукописи. Далее в ней говорится, что Песах не удовлетворился восстановлением власти Хазарии над Восточным Крымом и совершил поход в глубь Русской земли. Война Песаха с Олегом будто бы продолжалась четыре месяца - почти весь «военный сезон» того времени. В конце концов русы были снова побеждены: Олег подчинился Песаху и вернул всю захваченную в С-м-к-рае добычу.

На основании этих данных некоторые историки находят возможным говорить о покорении Русской земли Хазарским каганатом. Однако это чересчур смелый вывод. Нет ни малейших сомнений, что в этой части Кембриджской рукописи история перерастает в ура-патриотический роман. Исторические реалии исчезают, события происходят в безвоздушной среде авторского вымысла. Куда, например, девались печенеги? Ведь совершить переход от Азовского моря к Киеву, минуя их кочевья, было невозможно. Но их в рассказе Кембриджского документа будто не существует. Нечего и говорить о том, что покорение Русской земли силами одной булгарской орды в первой половине Х века было уже совершенно немыслимым делом. Недаром современник событий - византийский император Константин Багрянородный - ничего не знает о подчинении «Росии» хазарам.

Для лаврового венка «досточтимого Песаха» все эти факты столь же пагубны, как осенняя буря - для увядшей листвы на деревьях.

И тем не менее неудача Олега в Крыму действительно имела следствием его поражение в Русской земле. Но здесь победителем наследника вещего Олега стал не опытный военачальник дряхлевшего каганата, а юный предводитель киевских дружин, князь Игорь.

Изгнание Олега из Киева. Моравское княжение

Причина, по которой Олег должен был уступить киевский стол своему сопернику проста - к 936 году Игорь достиг совершеннолетия и, по всей видимости, заявил о своих правах. Правда, до открытого столкновения не дошло. Согласно известиям моравских летописей, Олег вовремя заметил, что теряет поддержку в Русской земле. Тогда, забрав все свои сокровища, он бежал в Великую Моравию.

Недолгая история этого славянского государства вела отсчёт от падения в начале IX века Аварского каганата, когда многие славянские племена, прежде подчинённые аварам, признали вассальную зависимость от Франкской империи. В их числе был и моравский князь Моймир I (умер около 846). Он исправно посылал ко двору восточнофранкских государей ежегодную дань - 120 быков и 500 марок, а когда пассаусский епископ Регинхар потребовал от него принять христианство, то покорно сменил веру отцов.

Его племянник Ростислав был совсем другим человеком. Он стремился к политической и церковной независимости. В 855 году Ростислав отбил вторжение немецкого короля Людовика II и с этого времени прекратил выплату дани. А в 862 году он пригласил в страну священников из Ромейской империи, чтобы вывести Моравию из церковного подчинения Пассаусской кафедре. Православными миссионерами были братья Константин (Кирилл) и Мефодий, создатели славянской азбуки и первые профессиональные переводчики на славянский язык богослужебных текстов.

В 871 году племянник князя Ростислава по имени Святополк обманом захватил дядю в плен и отправил в Регенсбург, к Людовику II. Там моравскому князю вынесли смертный приговор, но затем «из милости» ослепили и заточили в монастырскую темницу.

При Святополке Великая Моравия пережила кратковременный расцвет. Вассальное подчинение немцам было окончательно сброшено, славянская держава в центре Европы приросла новыми землями - в Словакии, Чехии, Малой Польше, Паннонии и Словении.

Сыновья Святополка поделили державу отца и немедленно затеяли междоусобицу. Это облегчило покорение страны новым захватчикам - мадьярам.

В IX веке мадьярская орда под давлением печенегов откочевала из донских степей в междуречье Днепра и Днестра. Но печенеги и там не оставляют своих врагов в покое. В 894 году, в то время когда мадьяры грабят моравских славян, их собственные кочевья подвергаются опустошительному набегу печенежской конницы. Следующей весной мадьярская орда снимается с насиженных мест и, пройдя по восточным склонам Карпат, оседает в Паннонии, в долине реки Тисы. На языке окрестных славянских племён пришельцы получают имя венгров (или угров - от булгарского «он огур» - «десять частей (родов)»).

В Европе появление венгров вызывает панику. Одетые в звериные шкуры и словно сросшиеся со своими малорослыми, но выносливыми лошадями, они наводят ужас одним своим видом. Лучшие европейские армии не в силах им противостоять. Венгры осыпают неприятеля тучей стрел, а затем стремительным ударом прорывают вражеский строй. При неудаче они обращаются в притворное бегство, и когда враг ломает свои боевые порядки, устремляясь в погоню, - разом оборачиваются и всей ордой обрушиваются на преследователей. Пощады к побеждённым они не знают.

Ближайшей жертвой венгерских набегов становится государство Моймировичей - Великая Моравия.

В 907 году битва при Прешпорке (так называлась тогда современная Братислава) кладёт конец династии Моймировичей и могуществу Великой Моравии. Однако её угасание растягивается ещё на полстолетия.

Противостоять набегам венгров можно в союзе с Чехией, Польшей или Германией. Но это повлечёт за собой вассальную зависимость от этих государств. Между тем моравская знать желает во что бы то ни стало сохранить независимость. Для этого ей нужен такой князь, который не присоединит Моравию к своим собственным владениям.

Появление в Моравии знатного беглеца из Русской земли позволяет удачно решить эту задачу. Как повествует моравское летописание, в 939 году знатнейшие моравы, приняв во внимание высокие доблести Олега, предложили ему моравскую корону и сделали великим князем.

Правление Олега пришлось на последнее десятилетие существования Великоморавского государства. Судя по всему, ему удалось ненадолго задержать окончательный распад моравской державы. Исследования венгерских и чехословацких археологов установили, что в первой половине Х века на территории Моравии по-прежнему существовали процветающие городские и сельские поселения, действовали епископии, исправно платившие Риму «дань святого Петра», не было заброшено ни одного кладбища. Резкая убыль населения произошла лишь во второй половине столетия.

К концу 40-х годов Х столетия чаша весов начинает всё явственнее склоняться в сторону венгров. Они разоряют ряд крупных городов и захватывают саму моравскую столицу - Велеград, где покоились останки одного из братьев-просветителей, святого Мефодия. Растущая угроза полного краха государства заставляет Олега обратиться за помощью к бывшему сопернику за киевский стол. Состоялось примирение. С этого момента в войске Олега постоянно присутствуют русские дружины. Впрочем, военное счастье всё равно отворачивается от Олега в Моравии, как и ранее в Русской земле. Решительное сражение разыгралось в 949 году при Брюнне. Вначале Олег сильно потеснил венгров и уже торжествовал победу, когда его войско вдруг попало в засаду, было окружено и разбито наголову.

Эти события знаменуют гибель Великой Моравии. Уже в следующем 950 году император Константин Багрянородный записывает в своем трактате «Об управлении империей», что Великая Моравия «совершенно уничтожена венграми и захвачена ими». По его словам, моравские беженцы толпами хлынули в сопредельные страны: «Венгры, явившись, совершенно разгромили их и завладели их страною, в которой живут и ныне. Остатки населения рассеялись, перебежав к булгарам, туркам, хорватам и к прочим народам».

Русская земля тоже принимает беженцев из Моравии. Неподалеку от Чернигова, на правом берегу Десны, даже возникает целый Моравский город - Моравийск, или Моравск. Другое моравское поселение в Русской земле - Моравица - находилось западнее Киева, неподалеку от Луцка.

Массовое присутствие на Руси выходцев из Великой Моравии подтверждается многими археологическими находками. Окрестности Киева и Чернигова усеяны древними могилами, относящимися к первой половине Х века. Для них характерно смешение языческой и христианской обрядности. Некоторое время их относили к скандинавским погребениям. Но это большая натяжка. В 1978 году в сборнике статей «Древняя Русь и славяне» историк и археолог Сергей Сергеевич Ширинский опубликовал небольшую статью «Археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии». По результатам его исследования оказалось, что множество дружинных могил Киева и Чернигова по характеру и деталям захоронений полностью идентичны погребениям знати на территории Великой Моравии.

А что же Олег?

Сведения о конце его жизни скудны. Знаменательно то, что последние годы он провёл в Киеве, своём бывшем стольном граде. Западнославянские писатели сообщают, что, потерпев поражение от венгров, Олег вначале бежал в Польшу, откуда в дальнейшем перебрался на Русь. Вдова умершего к тому времени князя Игоря, княгиня Ольга, с почётом приняла знатного беглеца.

Вместе с Олегом на Русь прибыло множество моравских христиан. Они привезли с собой церковные книги, переведённые на славянский язык Кириллом и Мефодием, а также сочинения их учеников. Благодаря этому Русская земля станет основной хранительницей богатого духовного наследства солунских братьев-просветителей. Моравские переселенцы приносят на Русь и свои фольклорные сказания, которые дадут удивительные ростки на русской почве. Но об этом чуть позже.

История обрекла на неудачу как военные предприятия Олега, так и его государственную деятельность. И на первый взгляд может показаться, что его фигура не стоит того, чтобы спасать её от забвения. Но за ним числится одно деяние, одна духовная победа, которая перевешивает все его поражения и делает его имя значимым для русской истории. Через несколько лет после приезда в Киев Олег убедил княгиню Ольгу креститься. Отсюда начинается отсчёт к тому культурно-цивилизационному выбору, который тремя десятилетиями спустя сделает креститель Руси князь Владимир.

Бывший «царь русов» и государь Великой Моравии умер в 967 году, незадолго до кончины приютившей его княгини Ольги.

Эпилог. Илья, богатырь из Моравии

Наша история началась на Волге, а заканчивается на Оке, в Муромской земле, в селе Карачарово. Сегодня это - один из микрорайонов города Мурома.

Все мы с детства знаем, что именно здесь родился и 33 года пролежал на печи с парализованными ногами могучий русский богатырь Илья Муромец. Здесь к нему пришло чудесное исцеление, отсюда он отправился совершать свои богатырские подвиги, ставшие сюжетами десятков русских былин.

Казалось бы, где, как не здесь, живут знатоки и слагатели этих былин!? Разве не жителям Карачарова и Мурома подобает больше всех славить своего самого знаменитого земляка?

Действительно, в Муроме ещё в XIX веке любили показывать достопримечательности, связанные с именем славного русского богатыря: старое русло реки Оки, которое Илья якобы завалил деревьями, колодец, из которого он напился перед отъездом в Киев и т. д. Но вот что странно: все эти памятные места были связаны с содержанием одной-единственной былины об «исцелении» Ильи каликами перехожими. А никаких других былин об Илье местные жители и не знали.

Выходит, в Муромской земле былины об Илье появились позже, чем где-либо ещё?

Этнографы, собиратели устных народных сказаний подметили и другую странность: во всех самых древних былинах Илья выступает уже пожилым человеком, старшим товарищем Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Вместе с тем о его молодости ничего не говорится. Народная фантазия редко оставляет такие вещи без внимания. И вот для объяснения, почему Илья так поздно начал свою богатырскую службу у князя Владимира, и появляется былина о добром молодце, который 30 лет и 3 года просидел на одном месте, а затем чудом исцелился. Как выяснили филологи, этот сюжет - один из позднейших в цикле былин об Илье.

Время его появления учёные относят к середине - второй половине XVII века, уже после того, как во времена Смуты прославился уроженец Муромской земли - атаман Илейка Муромец. Встав по главе целого полчища терских казаков, он объявил себя царевичем Петром - сыном последнего Рюриковича, царя Фёдора Иоанновича, который на самом деле произвёл на свет одну только дочь, которая умерла в младенчестве. Илейка выказал недюжинные военные таланты. Он одержал несколько побед над царскими воеводами, захватил Тулу и, вместе с Иваном Болотниковым готовился идти на Москву. Но затем фортуна покинула его. Царь Шуйский собрал стотысячную рать, взял Тулу в кольцо и заставил осаждённых сдаться. Илейку в числе других отправили в Москву и там повесили.

Но именно с этого времени былинный богатырь Илья становится «Муромцем» и «старым казаком», плавающем на Соколе-корабле с Ермаком (а позднее - и со Стенькой Разиным) по «Хвалынскому» (Каспийскому) морю.

Между тем в древнейших былинах богатырь Илья носит совсем другое прозвище - не Муромец, а Муравленин или Моровлин. В 1915 году собирательница былин Озаровская записала со слов пинежской сказительницы Кривополеновой, 82-х лет, былину об «Илье Муровиче и Калине-царе». Зафиксирована и форма «Моравец».

Всё встанет на свои места, если вспомнить, что слова «мравленин», «моровлянин» в древнерусских источниках имеют значение: «выходец из Моравии». Вместе с тем в русском языке буква В может переходить в М. Тот самый город Моровийск в Черниговской земле, населённый выходцами из Моравии, в летописных сводах XVII века называется уже Муромск. Так, богатырь Илья Муровлянин из великоморавского эпоса превращается в русского силача Илью Муромца и переселяется на берега Оки - родину казака Илейки Муромца. Ну и не забудем, что былинный Илья накрепко связан с богатырём Святогором, от которого получает свой волшебный меч-кладенец. А Святыми горами в древней Руси называли Карпатские горы - восточную границу Великой Моравии.

В былинах, отразивших древнейший слой славянского фольклора, Илья Муромец три года служит «у короля тальянского» (итальянского), и ездит в Царьград «дорогою латынскою» (то есть вдоль Дуная по мощёной дороге, построенной ещё во времена Римской империи). Киев он обороняет, находясь на заставе в «степях Цицарских» (цесарских, то есть австрийских, придунайских), да и сам этот Киев стоит не где-нибудь, а на Дунае.

Все эти детали перекочуют в русские былины из моравских сказаний, принесённых на Русь во времена Олега II.

Таков последний - фольклорный - мост из древней Руси в Великую Моравию, о котором я хотел вам рассказать. И этот мост тоже был наведён благодаря деятельности нашего героя - забытого наследника вещего Олега.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)



ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Рюриковичи, генеалогия, заметки

Previous post Next post
Up