Сергей Васильевич Цветков

Apr 26, 2012 14:36

Решил написать кое-что в память о Сергее Васильевиче Цветкове. Не буду говорить банальных дежурных фраз. Хотя бы потому, что человеком Сергей Васильевич был далеко не банальным.

Не будучи собственно профессиональным учёным-историком С.В. Цветков страстно полюбил историю, буквально жил ей, став замечательным популяризатором исторического знания. Он мечтал раскрыть специфику славянской и русской истории и культуры, понять "загадочную славянскую душу", а для того обратился к её корням и истокам: к проблемам происхождения и начальных этапов истории славян и рождения Руси. С.В. Цветков вслед за целой плеядой выдающихся учёных (от А.А. Шахматова до В.В. Седова) считал, что славяне испытали огромное разностороннее влияние кельтского мира. Настолько сильное, что, по его мнению, их можно было рассматривать как часть кельтской цивилизации. Со свойственной ему увлечённостью Сергей Васильевич пытался собрать все доступные данные о кельтско-славянских связях [Славяне и кельты (СПб., 2005); В поисках Славянской Прародины (СПб., 2007); Торговые пути. Корабли кельтов и славян (в соавторстве с И.И. Черниковым. СПб., 2008)]. Будучи поэтом и романтиком он, пожалуй, даже слишком увлёкся и искал следы кельтского влияния буквально повсюду, но в плане популяризации темы "кельтского вклада" в славянскую историю его работы сыграли важную роль, привлекли к ней внимание как специалистов, так и широкого круга любителей истории.

С.В. Цветков обратился и к двум судьбоносным моментам ранней истории Руси. Его монография "Поход русов на Константинополь в 860 году и начало Руси" (СПб., 2010) посвящена событию, знаменовавшему собой выход формирующейся Руси на международную арену. Проведя всесторонний анализ данных о походе русов на Константинополь в 860 году на широком фоне восточноевропейской истории и международных отношений, Сергей Васильевич показал, что он мог быть предпринят только весьма уже значительным политическим объединением (развивая идеи В.В. Седова и Е.С. Галкиной, он локализовал его в днепровско-донецком регионе), прошедшим к тому времени определённый путь развития. Незадолго до смерти С.В. Цветков сдал в печать книгу "Рюрик", которая вот-вот должна выйти. В книге анализируются все известные данные о Рюрике и разные версии его происхождения. При этом сам Сергей Васильевич отстаивает гипотезу о южнобалтийском происхождении Рюрика.

Не будучи сам профессиональным историком, Сергей Васильевич мечтал объединить исследователей славянской и древнерусской истории в едином творческом порыве, для чего при поддержке ЮНЕСКО провёл на высочайшем уровне в 2010 и 2011 гг. конференции "Начала Русского мира" (по итогам первой из них издан сборник, по итогам второй сборник в печати), в которых приняли участие исследователи из России, Беларуси, Украины, Греции, Франции, Швеции. Я участвовал в обоих этих замечательных конференциях, познакомился с рядом интересных людей. Там царил дух подлинного научного демократизма: выступали учёные, придерживающиеся самых разных взглядов по самым разным проблемам. На заседаниях секций, круглых столов и в кулуарах шли нередко жаркие, но всегда корректные и конструктивные дискуссии.

Ко всему тому, чем он занимался, С.В. Цветков подходил творчески, можно даже сказать поэтически. Именно Сергею Васильевичу принадлежит замечательная идея отмечать 25 июня (когда русы отступили от стен Константинополя, заключив первый мирный договор с Византией, означавший по словам исследователя древнерусской дипломатии А.Н. Сахарова "дипломатическое признание" Руси) День Древней Руси.

Все кто знал Сергея Васильевича Цветкова, должны сохранить о нём добрую память. И по мере сил поддержать и проджолжить начатые им дела. Изучать и осмыслять историю кельтского мира и его влияние на наших предков, как материальное, так и духовное (как он поэтически говорил, влияние "загадочной кельтской души" на "загадочную славянскую душу"), исторические истоки Руси и её появление на международной арене, специфику российского исторического процесса, а главное стараться объединить усилия самых разных исследователей в том едином творческом порыве, который виделся Сергею Васильевичу.

Будем помнить его. Писателя. Историка. Поэта. И просто романтика.

in memoriam

Previous post Next post
Up