«Нижняя Масловка» - настоящий метрострой!

May 27, 2015 23:40

«Нижняя Масловка» - единственная станция Третьего пересадочного контура, которая осталась запроектирована станцией глубокого заложения. Она расположена на Бутырской заставе, рядом с Савёловским вокзалом и будет образовывать пересадочный узел со ст. «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Подробнее о «Нижней Масловке» вы можете почитать на моём сайте.

Но почему же это настоящий метрострой? Быть может даже последний настоящий метрострой? Всё последнее время направление развития метро таково, что станции стремятся проектировать мелкого заложения. Строить такие станции быстрее, дешевле, людям они зачастую удобнее, так как можно быстро спуститься на платформу, но иногда и наоборот, когда из-за мелкого заложения станция проектируется не там, где надо, а там, где можно. Станция мелкого заложения строится в котловане: много железобетона, временной крепи и механизации. То, что вы увидите ниже, это - совсем другое строительство. Это шахтные стволы, подходные выработки, вагонетки, чугун и много-много ручного труда. Это настоящий метрострой!

Вот достроят Люблинско-Дмитровскую линию, закончат «Нижнюю Масловку», и... Пока ещё проектируется центральный участок Калининско-Солнцевской линии со станциями глубокого заложения «Дорогомиловская», «Плющиха» и «Волхонка», но и они уже под вопросом. А что будет дальше? Один железобетон в котловане?

Ну а пока совершим эту увлекательную прогулку.


Для того, чтобы вы смогли ориентироваться в фотографиях, я сделал вот такую схемку:



На плане горных выработок обозначен рабочий ствол (красным кружком), пройденные выработки (красным контуром), направления забоев (синими стрелками) и подписаны основные готовые объекты.

1. А пока небольшое отступление: сейчас работы на станции ведёт СМУ-8 Метростроя, но начинал станцию строить её генеральный подрядчик СМУ Ингеоком своими силами. По проекту на станции должны быть построены два ствола: рабочий и вентиляционный. На фото как раз вентиляционный (за противопожарным щитом притаился), его так до конца и не удалось пройти - наткнулись на водоносный горизонт. Ну а мы спускаемся по рабочему стволу.



2. С двух сторон рабочего ствола находятся рудничные дворы (руддворы). Именно сюда привозят вагонетки с извлечённой породой, которую по стволу поднимают наверх.



3. Мы идёт от восточного руддвора по подходной штольне к восточному торцу станции.



4. Здесь (в отличие от западной штольни) откатка производится электровозами: троллей над головой под напряжением!



5. Сейчас штольня заканчивается в том месте, где справа от неё, направлением на запад будут открыты три забоя: левый и правый станционные тоннели и штольня к среднему станционному тоннелю, будущему центральному залу станции.



6. Пока во всём восточном торце открыт только один забой, отсюда ведут проходку левого станционного тоннеля.



7. Забой левого станционного тоннеля, здесь пройдено пока лишь 15 колец.



8. Для сборки колец уже смонтирован блокоукладчик. Целиком в кадр он не влез, вот его нижняя часть.



9. А вот - верхняя.



10. Проходка ведётся в чрезвычайно прочном известняке буро-взрывным способом. Шурфы для взрывчатки хорошо видны на лбу забоя.



11. Возвращаемся к стволу и обходим его кругом. С обратной стороны находится западный руддвор. Здесь откатка выполняется дизелевозами, и троллея над головой нет.



12. Идём по западной подходной штольне. Первый забой направо - склад взрывчатых веществ. Он надёжно прикрыт от основных выработок в целях безопасности.



13. Далее направо ещё одна штольня, её проходят дальше на запад к будущей тягово-понизительной подстанции, которая будет расположена между перегонными тоннелями «Петровский парк» - «Нижняя Масловка».



14. Чуть вперёд и направо, и мы попадаем в огромное помещение, это - демонтажная камера для тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК), который сейчас ведёт проходку левого перегонного тоннеля от ст. «Петровский парк» к ст. «Нижняя Масловка»



15. Демонтажная камера не будет иметь вид полного цилиндра из чугунных тюбингов, лотковая часть будет стянута железобетоном.



16. Но в длину она пройдена полностью, все 37 колец.



17. За затяжкой лба забоя как раз то место, куда придёт ТМПК. А лотковая часть ещё дорабатывается комбайном на гусеничном ходу.



18. Сразу за левой демонтажной камерой - небольшой забой, где работу ведут мини-экскаватором.



19. Здесь будет находиться часть блока технических помещений диаметром сначала 6 м, но далее и все 9,5 м, то есть равным центральному залу станции.



Немного видео:

image Click to view



20. Ещё чуть вперёд, и мы попадаем к кресту выработок. Налево вовсю идёт проходка правого станционного тоннеля.



21. Большая часть из 40 с лишним пройденных колец не является платформенным участком. Здесь слева тоже будут технические помещения. И диаметр тоннеля (фактически, ещё не станционного, а перегонного) здесь 7,5 м.



22. Однако, там, где открыт забой, уже начата проходка собственно станционного тоннеля диаметром уже 8,5 м.



23. Возвращаемся обратно к поперечной штольне и сразу упираемся в забой правой демонтажной камеры.



24. Она будет такой же как почти готовая левая.



25. Камеру уже начали раскрывать на полный диаметр: первые три кольца на фото.



Это последний забой, и нам остаётся только вернуться назад к стволу и подняться наверх.

26. Знакомый многим знаменитый фотограф и блогер Александр Попов, он же russos.



Благодарю за замечательно организованную съёмку пресс-службы Департамента строительства Москвы и Мосметростроя.

ТПК, Нижняя Масловка

Previous post Next post
Up