Европействующий африканист. Интервью с Аполлоном Давидсоном Игорь Сид
Интервью опубликовано в некотором сокращении в журнале ИТАР-ТАСС «Эхо планеты» № 25, 20-26.06.2003 под редакторским заглавием «Профессор Давидсон: «Надо понимать, откуда расизм и ксенофобия»»
[Отрывки]
Его хорошо знают все, интересующиеся Африкой. Знаком он и читателям «Эха планеты», на страницах которого публиковались, в частности, его письма из Кейптауна... Профессор Давидсон - директор Центра африканских исследований Института всеобщей истории Российской Академии Наук и Центра российских исследований Университета Кейптауна (ЮАР), президент Международной Ассоциации британских исследований.
Аполлон Борисович Давидсон
Мы встретились в просторной профессорской квартире в высотке на Ленинских горах. Комнаты переполнены книгами, в том числе авторскими экземплярами собственных трудов. Он написал несколько книг не только по истории Африки, но и по истории России. Неудивительно, что когда в 1999 в честь 70-летия Давидсона была организована международная конференция, то её тематику обозначили очень широко, что и нашло отражение в названии: «Афроцентризм и евроцентризм в современном мире».
-Аполлон Борисович, почему Вы занялись Африкой? «Решил заняться историей Африки, говорит, что причиной тому - книги его детства». - пишет в биографической работе о Давидсоне Ирина Филатова. А не было ли каких-то эпизодов, видящихся сейчас как знаковые или «судьбоносные» - важные знакомства, какие-либо размышления?
С Мбеки.
- С чего всё начиналось? Отец мой, до революции купец, промышленник, довольно богатый человек, был репрессирован. Я совсем недавно решился запросить его дело... Очень трудно запросить дело близкого тебе человека, ты понимаешь, насколько это тебе будет тяжело... Годы и годы я не делал этого. Дело мне прислали из Питера, и я его читал. Грустно это всё, грустно - не то слово... В 1928 его сослали первый раз, на 5 лет в Северо-Западную Сибирь, и потом он с маленькими перерывами по ссылкам был до 1956, так что я, в общем, его почти не видел. Моя мать не была ему женой, но поехала к нему в Сибирь. Там её называли “декабристкой”. Она потом говорила, что никогда в жизни, ни до, ни после, не видела так много интересных людей сразу... Там я родился в 1929, в таежной деревне Ермаково.
Позже, в Питере, были прекрасные дореволюционные домашние библиотеки. Они потом сгорели, во время блокады, потому что печурки топили, и я в том числе, этими книжками. Среди них была книжка «Бурская героиня Роза Бургер, или Золотоискатели в Трансваале», она произвела на меня большое впечатление. Ну, и Жюль Верн, и Майн Рид, которого я тогда прочитал всего... Человеком, от которого я очень много получил, был Георгий Леонидович Григорьев. Оба деда у него были действительными статскими советниками, поэтому его не брали в университет. Он стал лучшим в Питере специалистом по автоматической телефонии... А в душе был историком, писал очень интересные работы, писал в стол. У него была прекрасная библиотека, и я читал об Африке, и обо всём прочем. Такие же «недобитые интеллигенты» гнездились в Ленинграде в Публичной библиотеке, или Библиотеке Академии Наук. Их по анкетным данным не брали на работу, они ходили в библиотеку, как пьяницы в пивную... Читали, за стенками закопчённых шкафов, делились с молодёжью вроде меня своими соображениями о жизни, там я узнавал обо всём, в том числе и об Африке.
Потом, я ведь жил в соседнем доме с тем, где жил Гумилёв! А ещё... Тогда историки, занимаясь Европой или нашей страной, как будто слалом делали между цитатами классиков марксизма-ленинизма. Все статьи начинались со слов: «...Товарищ Сталин сказал то-то. Так вот, я приведу факты, которые подтверждают его мысль...» Но это было скучно. А Африка была континентом, о котором почти не было высказываний, потому можно было немножко свободней рассуждать. Но была ещё 1 причина, о которой я никогда, пожалуй, не говорил и не писал. Я хотел заниматься Россией, но декан факультета, профессор Мавродин, который меня очень любил, и с которым я мог говорить очень откровенно, ответил на это: «Я слышал, что товарищ Сталин сказал, что историей славян должны заниматься славяне, а у Вас только 50 % славянской крови...» (А я думала, что 0 % ;-))) - Р.)Он сказал это очень по-доброму, так раздумчиво... А к России я потом всё равно пришёл, потому что, о чём бы историк тутошний не писал, всё чужое можно понять только через своё... Поэтому, в общем, половина всего, что я написал в жизни, и книжек в том числе - о России. А если я писал об Африке, то писал, в очень большой степени понимая её проблемы через то, что я видел в своей стране...
...
Недавно, буквально месяца 3 назад, опубликовали в «Известиях», с моей точки зрения, очень тревожную статистику... Проведены опросы: как относится население в нашей стране к зарубежным странам. Получается так, что к очень многим странам, если не ко всем, за последние годы - с 1995 по 2002 - отношение у нас ухудшилось. В том числе к Англии. То есть людей, симпатизирующих зарубежным странам, стало меньше. Людей, которые не доверяют зарубежным странам - стало больше. Ужасно, если это свидетельствует о росте ксенофобии... (И надо разобраться, что стало причиной тому - нехорошесть наших граждан или нехорошесть поведения этих самых зарубежных стран? - Р.) И вот, что касается таких ассоциаций как наша, то их роль становится еще важнее.
- Чему учит нас опыт Иракского кризиса?
- Нам надо понимать, что народы стран, которые раньше назывались колониальными или зависимыми, потом стали называться отсталыми, а теперь развивающимися - это пять шестых человечества. У них, конечно, накопилась обида на мир белого человека. Потому что Европа ими командовала полтысячи лет. Можно на это закрывать глаза, но это так. Вместе с тем это зависть и неприязнь бедных к богатым. Разные религиозные и этнические моменты. И само по себе это было бы, может быть, не так страшно, но многие правители пытаются спекулировать на этом. И они будут натравливать свои народы на Европу, на Америку, и - никуда не деться - на нас тоже! Отводить ненависть народов против самих себя, - за свои огрехи, за свои ошибки - в русло ненависти к белому человеку. То, что делает, например, Роберт Мугабе в Зимбабве. Он выступает прямо против белого человека. И тот же ливийский лидер Каддафи говорил: выгнать из Африки всех белых! Не только американцев или англичан. И предлагал последовать примеру Ливии, которая изгнала 20 тысяч итальянцев.
Расизм народов Третьего мира - это ответ на столетия белого расизма. Такой раскачивающийся маятник. Потому что ответом на их расизм будут наши бритоголовые, и все прочее. Все это может раскачивать друг друга и усиливать...
При этом в Западной Европе идет сейчас параллельно и другой процесс - взаимного притирания. Англичанки и француженки выходят замуж за арабов... Это противоположные процессы, и какой из них будет сильнее, покажет время. Но 2-3 поколения, я думаю, конфронтация будет преобладать.
Когда я изложил на одной конференции эти соображения, после меня взял слово Глеб Павловский и еще больше усилил то, что я сказал. Сказал, что Африка - это резерв терроризма...
Сейчас ведь одна из самых важных проблем, и политических и научных - это то, как отзовется в XXI в. распад империй. Потому что XX век - это век распада империй. Начиная с 1917 и вокруг него, когда распалась и Российская, и Германская, и Оттоманская империи, и Австро-Венгерская, и кончая тем, что произошло в последние десятилетия XX в., когда распались все. Мы пока не осознали значения всего этого. Представьте, ведь распад Австро-Венгерской монархии - он ощущается и сейчас: то, что происходит в Югославии. Прошло 80, и 90 лет, а все взрывы и взрывы на этой территории... Важно было бы представить себе, к каким последствиям этот распад приведет, как это все скажется. Как сложатся отношения между бывшими метрополиями - то есть Европой - и этими странами. Тут очень интересный аспект: а как себя чувствует интеллигенция развивающихся стран в этих условиях? В истории человечества, начиная с Римской империи, это была очень большая проблема. Интелигенция провинции воспитывается, как правило, в духе центра. А потом империя распадается. Как же быть этой интеллигенции, что должно возобладать - та культура, которую им привили в центре, или голос крови?
- Об этом, кажется, пишет суданский писатель Салих Ат-Тайиб, к роману которого Вы писали предисловие: «заклинаю вас не быть детьми 2 культур, иначе это разорвет ваши души...»
- Джохар Дудаев был генерал Советской Армии, командовал элитной дивизией, Яндарбиев был членом Союза Советских Писателей, Масхадов - полковником Советской Армии, Шамиль Басаев - советским лейтенантом. Мы этих людей клеймим - будем считать, что правильно, - но наступит время, когда мы попытаемся проанализировать, через какие психические сложности они прошли! Перед ними ведь тоже был этот выбор. Они же все были воспитаны в духе русской, или правильнее сказать, советской культуры и идеологии. И та же самая проблема у жителей бывших французских, английских, португальских и всех других колоний...