Основы российской государственности - новый курс для вузов

Mar 26, 2023 01:54


Гражданская азбука
17.03.2023

Если в текущем учебном году для школьников и студентов младших курсов ссузов ввели новый предмет «Разговоры о важном», то с 01.09.2023 вузы тоже не останутся в стороне: в них вводится курс «Основы российской государственности». Формируют его программу в рамках отдельного проекта, названного «ДНК России». В его рамках запланирована серия научных конференций во всех федеральных округах - и первым в этом списке оказался Новосибирск. На своей площадке конференцию проекта «ДНК России» принял Новосибирский государственный университет экономики и управления, прошла она при поддержке минобрнауки РФ, общества «Знание» и правительства Новосибирской области.

2 дня шла работа в тематических группах, каждая из которых работала над «своей» частью курса - специалисты обсуждали предложенные проекты и предлагали свои уточнения.

В общих чертах «Основы российской государственности» выглядят так. Основных блоков 72-часового курса - 5.
* В блоке «Что такое Россия?» студенты должны узнать, как формировались российское государство и его национальная идентичность, как шло расширение и освоение территории страны. Предусмотрена, разумеется, региональная привязка.
* Блок «Основы российской цивилизации» познакомит молодых людей с цивилизационным учением философа Николая Данилевского и основными ценностями, отличающими цивилизацию России от остальных.
* Развитие эта тема получит в следующем блоке - «Российское мировоззрение и ценностные константы российской цивилизации». В качестве «констант» предлагаются такие, как «суверенное государство», «стойкость и устойчивость», «освоение нового».
* Потом студентов познакомят с политическим устройством России, сделав упор на «уникальность федеративной модели» и «демократичность системы».
* Завершится курс информацией о месте России в современном мире.

В качестве примеров к каждому блоку предлагаются различные образы, связанные с историей России (Куликовская битва), её географией (Байкал) и современной политикой (среди таковых есть, в частности, умерший в 2018 постпред в ООН Виталий Чуркин).

- Представленный проект - это результат работы почти 2000 преподавателей из 86 университетов страны. Проект концепции, основные подходы к осознанию ключевых проблемных узлов истории российской государственности - всё было сформировано ими. Этими результатами мы делимся на конференциях, дополним их прозвучавшими там наработками, затем подготовим итоговый документ для представления в министерство науки и высшего образования. Когда концепция преподавания курса будет принята в окончательном варианте, мы приступим к написанию пособий. Мы хотим, чтобы будущее наших детей было защищено, и пусть будущее нашей страны, несмотря на некоторые сомнения, будет реально великим, - рассказал научный руководитель проекта «ДНК России», профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Андрей Полосин.

Наталья Лукьянова, и. о. директора Школы базовой инженерной подготовки Томского технологического университета, доктор философских наук:
- Мы не призываем что-то любить или не любить, мы говорим о том, что правильно, а что неправильно. Конечно, студенты будут воспринимать курс через призму критических мыслей и современной политической ситуации, и мы должны быть к этому готовы. Наша задача - объяснить студентам, как мы должны или не должны реагировать на современную повестку.

Владислав Кокоулин, профессор юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации, доктор исторических наук:
- На мой взгляд, основной проблемой будет не столько содержание курса, сколько необходимость в кратчайшие сроки подготовить преподавателей. Ведь курс носит мультидисциплинарный характер, а значит, его преподаватель должен в равной степени владеть как историческими знаниями, так и философскими, политологическими, социологическими и культурологическими.

***
Сие сообщение вызывает ряд вопросов.
1) Как у России может быть ДНК? ДНК может быть у живущих в ней людей (и других организмов), но с вопросами цивилизации генетика не связана.
2) Почему в 1-м блоке повторяют только что изученную в школе историю России? Кто именно осваивал территорию, по мнению автором цикла? Вообще-то на территории РФ люди жили с каменного века, но при чём здесь цивилизация?
3) Почему из множества исторических концепций студентам решили преподавать именно Данилевского (между прочим, довольно-таки старую)? [Подозреваю - потому что она носит откровенно националистический характер] Почему нет альтернативы? Кто вообще решили, что эта теория соответствует реальности?
4) Зачем отнимать у бедных студентов время от освоения профессии?
5) Как будут относиться к студентам, которые не согласны с изложенным выше?
6) Чем так велик Чуркин, что его надо изучать в вузах?
7) Неужели в «других цивилизациях» люди не ценят «суверенное государство», «стойкость и устойчивость [чего? и какая разница?]», «освоение нового»?
8) Как изучение этого цикла поможет защитить будущее (детей или взрослых)?
9) Кто и на основании чего определяет, что правильно, а что неправильно, как мы должны или не должны реагировать на современную повестку? Для кого правильно? Кому должны?

В общем, многабукаф и красивых слов.

!политическое, !российское, российская политика

Previous post Next post
Up