Новосибирский фантаст Вячеслав Шалыгин

Mar 26, 2023 01:33


Создавая миры
22.03.2023

Новосибирский писатель-фантаст с всероссийской известностью Вячеслав Шалыгин в своё время создал трилогию по миру компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R, по одной из этих книг - «Обратный отсчёт» - чуть было не сняли фильм совместно с Голливудом, но грянул кризис. Он создаёт свои миры, заглядывая в далёкое будущее, так в цикле произведений «Абсолютный воин» описывает расу суперлюдей, овладевших новейшими технологиями и заселивших планеты и спутники Солнечной системы. Шалыгин занимается общественной работой, входит в состав жюри многих конкурсов, вот уже 20 лет является членом Совета по фантастической и приключенческой литературе при Союзе писателей России, дружит с известными фантастами современности, при этом остаётся удивительно скромным человеком, работает врачом УЗИ. Дважды входил в писательский пул Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно», который ежегодно проводит Новосибирская государственная областная научная библиотека.

***
Родился 09.02.1968 в Новосибирске. После окончания школы поступил в Новосибирский мединститут, после 1-го курса был призван в армию. В 1988 вернулся и продолжил учёбу. В 1999 вышел первый роман писателя «Экзамен для гуманоидов». Наиболее активный период творчества - 2000-17, написал 57 романов и повестей, общий тираж - 1,5 млн экземпляров. Среди созданных им циклов книг: «Частный детектив Вадим Туманов», «Воины звёзд», «Преображенские», «Провокатор», «Сокол», «Абсолютный воин».

***
Это интервью мы записывали в Новосибирской областной юношеской библиотеке, на встрече, посвящённой 55-летию писателя, и часть из этих вопросов ему задали юные читатели.

- Вячеслав Владимирович, это правда, что ваш писательский талант открылся в 6-м классе?
- Это был рассказ на заданную тему. Учитель биологии решила нас заинтересовать, мы как раз изучали геологические периоды - пермский, триасовый, юрский. Чтобы в голове это всё уложилось, она предложила написать рассказ. В это время на Земле росли гигантские хвощи и папоротники, я написал о том, как люди попадают туда на машине времени и начинают это всё изучать. В моём рассказе не было ничего оригинального, но он был построен по законам жанра - завязка, развитие событий, кульминация, поворот сюжета, развязка. Учитель вывела меня к доске, я прочитал рассказ, всем понравилось, в основном потому, что целый урок можно было ничего не делать. После этого я начал пробовать писать - наивно, по-детски. Хотелось, конечно, где-то засветиться, в юности, как все, писал стихи, отсылал их в «Уральский следопыт», но из этого ничего не получилось. Где-то у родителей эти мои детские опыты до сих пор лежат.


- Родители как-то связаны с литературой?
- Нет, у нас династия врачей, и я её продолжаю, и дочь моя. Она работает травматологом, я занимаюсь ультразвуковой диагностикой, отец был рентгенологом, брат - хирург. А вторая часть нашего семейства - преподаватели и учителя.


- Профессиональные знания вам в писательстве помогают?
- Безусловно, в каждой моей книге есть какой-нибудь доктор. И приятелей-писателей консультирую. Семья фантастов - большая, по всей стране и за рубежом. Мы, в отличие от других писателей, детективистов, например, частенько собираемся. Раньше это было организовано, существовало несколько конвентов писателей и любителей фантастики - Роскон в Москве, Интерпресскон в Питере, «Звёздный мост» в Харькове. Мы собирались по 2 раза в год в разных городах, общались, обменивались опытом, поэтому все знакомы и дружны.


- Был период, когда вы ушли из медицины и целиком посвятили себя творчеству, а сейчас снова работаете врачом. Почему?
- Если бы я не ушёл в 1990-х в писательство, не было бы такой производительности тогда - 2 богам служить нельзя. Последние 7-8 лет я действительно ближе к медицине. Во-первых, потому что тогда книги были книгами, а не электронными текстами, как сейчас, и я мог на это жить нормально. Сейчас всё иначе, писательство стало, скорее, хобби. Гонорар начисляется с бумажных изданий, у меня выходит по 1-2 книги в год. Невозможно жить в мире, который ты выдумываешь, нужно жить в реальном, приходится зарабатывать. Я работаю в первичном звене - в Центре амбулаторной помощи, поэтому весь интеллектуальный и прочий потенциал задействован.

- Ваш герой в повести «Найти героя» думает одно, а действует иначе, потому что его мысли известны тем, кто за ним следит. Человек - это ведь то, что он думает?
- Это была попытка на пике творчества, так сказать, написать какую-то притчу, попытаться переосмыслить - что из себя представляет человек, как он думает, проследить ход его мыслей. До этого я тренировался, как правильно конструировать миры, описать всё, что происходит там. А здесь уже начались изыскания внутреннего мира героя, чтобы он был убедительным, необычным, ярким.

- Там и конструкция неожиданная: Земле грозит катастрофа, и это такая ловушка, потому что один из главных страхов человечества - это потерять земную твердь под ногами, но в конце оказывается, что герой вовсе не тот, кем кажется, и сама катастрофа - обман…
- И в жизни так часто происходит. Если всмотреться, часть того, что нас окружает, - пустышка, а другая половина, которую все считают незначительной, вдруг оказывается фундаментом, настоящим, за что стоит бороться. Приведу грубый пример: реальное производство и биржа. Считается, что самые большие деньги крутятся на бирже, а производство - черновая рутина, но ведь без него и биржи не будет. Вот и разбираемся с этим через внутренний мир героя.

- Можете назвать 5 книг в жанре фантастики, которые оказали на вас влияние?
- Назвать могу не конкретные книги, а авторов, которые стали для меня ориентиром. Если говорить о глобальности миров - это Айзек Азимов, Роберт Хайнлан, Роджер Желязны. Если про динамичность развития сюжета - тут Гарри Гаррисон, мне посчастливилось быть знакомым с ним, в 2008 встречались. Если про элегантность сюжета - это Роджер Желязны, братья Стругацкие, Александр Беляев. А ещё авторы, которые никакого отношения к фантастике не имеют, например, Ильф и Петров, в юности романы «12 стульев» и «Золотой телёнок» были моими настольными книгами.

- По вашему роману «Обратный отсчёт» чуть было не сняли фильм в Голливуде. Почему не случилось?
- Уже был написан авторский литературный сценарий, дело было в 2008, а поскольку финансирование было «буржуйское» и у них там грянул кризис, этот проект свернули. Сумма была приличная, в актёрском составе - 80% приглашённых звёзд, в эпизодической роли полковника Паркера должен был сниматься Брюс Уиллис. Тогда уже был опыт «Ночного дозора» - это же голливудская совместная история, хотели в эту волну попасть. Но не случилось - значит, не судьба.

- Как вы придумываете своих героев?
- Вообще, герой любой книги - это сам автор, просто он берёт какие-то черты знакомых или незнакомых людей, пропускает через себя и создаёт образ в соответствии с задачами, которые стоят перед ним по сюжету. Так что приходится отчасти быть актёром, проигрывая внутри себя эту новую жизнь, новую ипостась.

- Кто из ваших героев вам ближе всего?
- Есть герой, с которым я больше всего общаюсь, - это Андрей Лунёв, он начал свой путь с вселенной S.T.A.L.K.E.R. Когда эта игра только задумывалась, нас, Алексея Калугина, Василия Орехова, Романа Глушкова, в целом человек семь, пригласили её создатели и предложили написать серию книг на эту тему, самой игры ещё не было - показали только серию карточек. Так что мы не были ограничены, и каждый создавал своего героя для этой серии. Я создал своего Лунёва, написал трилогию - «Обратный отсчёт», «Чёрный ангел» и «Тринадцатый сектор», а потом он отошёл в другую вселенную, затем в третью, в общем, начал путешествовать по мирам. И получилось так, что мы с ним сроднились, 10 книг с его участием написано. А так все любимые, они как дети мне дороги, даже отрицательные персонажи.

- Вы хотели бы жить в одной из своих вселенных?
- Нет, потому что любая вселенная строится на конфликте, а хочется жить спокойно. Было время, когда мы с Калугиным и Глушковым создавали вселенную «Сезона катастроф», то есть сначала придумали её, а потом каждый из нас написал серию своих книг. И в процессе творчества мы всё время обменивались информацией, у нас были перекрёстные события и герои. А сейчас, оказалось, мы практически живём в такое время, многое было предсказано, а это были 2013-14.

- Вы придумали уже довольно много миров. Фантазия не иссякла, не становится со временем всё сложнее придумывать?
- Сейчас сложнее, потому что я отвлекаюсь на другие вещи, а когда занимался только творчеством, это было процессом, когда одно за другое цепляется. Каждый день появляются какие-то зацепки в реальном мире, они могут подсказать детали для сюжета. Просто нужно смотреть по сторонам, наблюдать, слушать внимательно, анализировать, - вокруг нас много фантастического, реальность - топливо для фантазии.

Новосибирск, !околокультурное, литература, !новосибирское, здравоохранение, !российское

Previous post Next post
Up