ЮАР: каким будет завтрашний день?

Jun 02, 2012 19:07

А вот для сравнения отрывки из другой книжки того же автора, написанной несколькими годами ранее. И не говорите, что он колебался вместе с линией партии - сама знаю! ;-)

Асоян Б. Р. ЮАР: Каким будет завтрашний день? - М.: Сов. Россия, 1985. - 111 с.

ЮАР - явление уникальное в современном мире. Это единственное государство, где расовая дискриминация является официальной нормой, а естественное общение людей с разным цветом кожи - преступлением. Здесь проживает единственная в мире крупная белая община, в которой все классы имеют прислугу.

На запрос о возможности получения визы было сказано, что ответ придёт через 2 месяца. Таковы инструкции по отношению к гостю из-за «железного занавеса».

Среди «белого племени»

Система апартеида превращает тех, кого она призвана защищать, в закомплексованных существ. В белой общине шутят: легче помочь африканцу взорвать завод, чем пригласить его на чашку кофе.

В белой ЮАР боятся думать о революционной ситуации. «У нас нет революционной ситуации, но в любой момент всё может полететь к чёрту», - сказал 1 бизнесмен.

Буры считают себя «белым племенем» Африки, новой «нацией», выкованной в тяжёлых схватках с природой, туземцами и англичанами. Всех остальных европейцев они называют второсортными гражданами, даже если часть из них прибыла в Южную Африку несколько поколений назад. Англоязычные южноафриканцы платят африканерам той же монетой, выставляя их в виде тупых и упрямых людей, начисто лишённых чувства юмора.

«Мы [белые] ходим в разные университеты и школы. Обе общины имеют свои банки и страховые компании, благотворительные общества и профессиональные организации. Вы не поверите, до чего глубока пропасть между нами».

Из-за притока иммигрантов число буров в %-ном отношении снизилось. Для них становится всё более сложно сохранять лидирующую роль в обществе. Новоприбывающие - англичане, немцы, итальянцы - вовсе не собираются присоединяться к африканерам. Они могут голосовать за Националистическую партию, но умирать за «африканерские идеалы» не станут.

Африканеры считаются наиболее консервативной частью белого населения. От них правящая идеология ожидает полной поддержки всех актов правительства.

При этом многочисленные прихожане выходят из ГРЦ в знак протеста против поддержки святыми отцами политики апартеида. Она дошла до того, что в проповедях ставила правительство Претории выше Господа Бога. «ГРЦ стала простым идеологическим придатком Националистической партии». Лидеры ГРЦ нападали на собственные «чёрные» филиалы, которые клеймились как «непатриотичные, либеральные и коммунистические».

В 06.1982 123 священника-африканера написали открытое письмо с резкой критикой политики Националистической партии. Они призывали отменить ряд законов, «несовместимых с библейскими принципами справедливости и уважения человеческого достоинства». Некоторых из них предупредили о возможности судебного преследования в случае повторения протеста.

В 10.1982 состоялся «запрет» Кристиана Бейерса Науде. Другой видный деятель ГРЦ, Франс Гельденхьюс, ушёл со своего поста из-за засилья «Брудербонда».

Косметическая операция

В стране ощущается серьёзная нехватка квалифицированных кадров почти во всех областях. Это происходит из-за того, что африканцы всегда были лишены возможности получить «белое» образование и «белые» профессии. Правительство Боты было вынуждено отменить ограничения для африканцев на ряд профессий.

03.09.1984 был создан 3-палатный парламент: 178 белых + 85 цветных + 45 азиатов.

В этом же году с Мозамбиком было заключено соглашение о ненападении.

Одиннадцатый бантустан

«Белые забывают об апартеиде, пересекая родную границу».

Карел Бошоф, бывший глава «Брудербонда» предложил создать 10 независимых чёрных бантустанов, а потом образовать свой собственный белый бантустан, в котором будут жить и работать только белые министры, рабочие, мусорщики, официанты.

В недрах «Брудербонда» разработан проект «Оранж», по которому наиболее богатая (Так в тексте. - Р.) часть ЮАР - предположительно в районе Оранжевой реки к западу от Кимберли - должна стать «совершенно белой». 11-й бантустан будет называть «Оранжия». (Что получилось из этих планов - можно прочитать здесь. - Р.)

Кто пойдёт в мусорщики? «Если мы очень захотим, - гордо ответил южноафриканец под общий хохот, - то станем и мусорщиками».

Однако сказка про «Оранжию» вызывает мало энтузиазма у здравомыслящих южноафриканцев. «Ни за какие деньги я не стану жить в этой «Оранжии», - заявил обозреватель газеты Александер де Кок. - Да и не только я. У кого хватит совести стать гражданином такого «государства»?»

Лидеры фашистской «Возрождённой националистической партии» (ХНП) Яап Мараис и женской организации «Каппи коммандо» («Армия в юбках») Мария ван Зил выступают против реформ Боты. САБРА (Южноафриканское бюро расовых отношений), возглавляемое Бошофом - также против. После его ухода с поста председателя «Брудербонда» на его место назначили представителя «либералов» Яана ван Ланге.

В 05.1983 Олаф Шойер издал брошюру, в которой причислил к «красным», заговором которых являются реформы, Боту, американцев Ч. Крокера и «агента КГБ» Киссинджера. А президент Мозамбика Самора Машел, по его мнению, должен быть диктатором всей Южной Африки (С_аут А_фрика, МО_замбик, Р_одезия, А_нгола).

Тотальная милитаризация

В стране удлинился строк обязательной военной службы. Стала обязательной военная подготовка для белых мужчин до 55 лет. Есть планы призыва на военную службу белых женщин. К 1987 общий мобилизационный потенциал может достигнуть 1 млн.

«В случае необходимости мы можем поставить под ружьё практически всё белое население за считанные часы». Но пойдут ли защищать апартеид все белые ЮАР? Сомнительно. В Европе и Америке живёт несколько тысяч молодых южноафриканцев, бежавших от службы. Каждый год с целью уклонения эмигрирует примерно 3000 чел.

В ЮАР некоторые призывники предпочитают службе тюремную камеру. Например, Майкл Вивейрос за отказ служить в армии по религиозным и этическим соображениям посажен на 18 мес. Всего в 1982 за это сели около 500 человек. С заключёнными обращаются крайне жестоко, избивают, пытают, доводят до психического расстройства.

В 1983 было узаконено освобождение от воинской службы религиозных отказников с заменой службы в армии в течение 4 лет (Это ж офигеть можно сколько лет тратил на уничтожение себе подобных белый парень вместо того чтобы заниматься делом! - Р.) общественно полезным трудом сроком на 6 лет. Остальных сажают на 6 лет. «Эта мера равносильна рабству», - заявил депутат парламента от оппозиции. «Этому режиму наплевать и на жизнь собственной молодёжи».

«Я придерживаюсь либеральных взглядов, но не настолько, чтобы нее пойти в армию», - заявил 1 бизнесмен.

Серая стена

В ЮАР издаётся больше 700 газет и журналов - больше остальной Африки, из них примерно 70 % - англоязычные, меньше 30 % - на африкаансе. Остальные - для чёрных и цветных.

Пресса в основном контролируется 4 частными корпорациями: «Аргус», «Ассоциированные газеты ЮАР» - СААН (принадлежит «Англо-Америкен Корпорейшен»), «Перскор» и «Насионале Перс» (ими владеет африканерская буржуазия). Государству принадлежит больше 50 газет на английском, африкаансе и всех африканских языках.

Принято считать, что большая часть англоязычной прессы отражает взгляды оппозиционной части белого общества, т. к. печатает критикующие правительство статьи. Это даёт возможность говорить о «свободе печати». В то же время критика со стороны белой «оппозиции» не вредит позициям правительства.

Если «критикам» из стана англоязычных белых Претория лишь грозит пальцем, то на протест чёрных отвечает репрессиями.

Закон «О неразглашении тайны следствия» запрещает публикацию материалов о смерти заключённого в тюремных застенках «без письменного заключения министерства юстиции». Этот закон был принят после смерти Стива Бико.

Закон «О стратегических объектах» запрещает сообщать о происшествиях на них. «Газеты не могут помещать свои сообщения без письменного разрешения министерства юстиции, даже если предприятия «Дженерал моторс» сгорят дотла».

Алистер Спаркс (редактор йоханнесбургской газеты «Рэнд Дэйли Мэйл») был «запрещён». Рекс Гбисон, Тертиус Майбург, Клив Кингсли, Юджин Хуго - оштрафованы за попытку напечатать материалы о причастности разведки ЮАР к мятежу на Сейшелах в 1981.

В 10.1981 южноафриканское общество слепых призвало предоставить дополнительные средства на помощь солдатам, потерявшим зрение в Анголе. Министерство обороны ответило, что и всего 7 человек, и дополнительная помощь не нужна.

Могут ли нанести ущерб престижу страны, её государственной безопасности похороны павшего в бою солдата? Ещё какой! Ведь если хоронить открыто, то враг может узнать о количестве потерь и «раструбить» об этом по всему миру, а это, в свою очередь, отрицательно скажется на моральном духе белого населения, что может привести к подрыву боеспособности армии, и т. д., и т. п.

Военная цензура запретила печатать сообщение о похоронах погибшего в Анголе, хотя на них был почти весь город.

В похоронках, которые почтальоны приносят матерям белых солдат, часто написано: погиб в результат несчастного случая. И зря родственники будут пытаться докопаться до истины. В лучшем случае военное ведомство посоветует им удовлетвориться данным объяснениям во избежание неприятностей.

Закон «О внутренней безопасности» определяет коммунизм как любую доктрину или программу, «имеющую целью добиться политических, социальных или экономических изменений в ЮАР путём организации беспорядков или волнений». Необязательно совершать преступление, чтобы быть наказанным - достаточно плохо думать (Так в тексте. - Р.) о режиме.

Пропагандисты из Претории находят коммунизм даже в церкви, если она не согласна с апартеидом. Реакционный йоханнесбургский журнал «Ту зе пойнт» обвинил Всемирный совет церквей в «чудовищном заговоре с целью преподнести ЮАР на тарелочке международному коммунизму». «Всемирный совет церквей и марксизм-ленинизм - это засекреченные КУЛЬТЫ, в которых меньшинство интеллектуально эксплуатирует подавленные и забитые массы».

Наказания за нарушения [«белой чистоты] так строги, что невольно закрадывается мысль о каких-то старых «грехах», которые буры хотят скрыть за излишней жестокостью своих законов. Кстати, действительно, в жилах многих потомков первых поселенцев течёт африканская, чёрная кровь! Время от времени в той или иной африканерской семье, гордящейся своим происхождением, на свет появляется темнокожий младенец с курчавыми волосами. Многие ярые защитники апартеида по внешнему виду не отличаются от цветных.

«Каждый раз, когда меня спрашивают, откуда я, мне приходится краснеть», - говорит бизнесмен. - На меня сразу смотрят как на потенциального негодяя. И самое поразительное, что я сам иногда считаю себя таковым. Апартеид развил в нас потрясающий комплекс неполноценности».

Особенной любви к угнетателям с белой кожей африканцы не испытывают. И вряд ли найдётся нормальный человек, который осудил бы их за это.

В заколдованном круге нищеты

ЮАР производит продовольствия больше любой другой африканской страны и даже экспортирует его. А смертность среди африканцев в ЮАР - 1 из самых высоких в Африке.

В 1980 африканцы, живущие в бантустанах, составляли 53 % населения. Но при этом на бантустаны идёт 3 % бюджета страны. Бантустаны - это резервуары дешёвой рабочей силы, но они уже перенасытили рынок неквалифицированного труда.

Кайзер Мантазима (Транскей) получает 3000 рандов в месяц, Леннокс Себе (Сискей) и Лукас Мангопе (Бопутатсвана) - 3500, Патрик Мпета (Венда) - 4000 с 1976. Совсем неплохо для главы государства, который никогда (Выделено автором. - Р.) не сидел за партой! Мпета добавил себе ещё 6000 в год.

При этом доход в Квазулу - 8,33 ранда на душу населения, в Бопутатсване и Сискее - 35,83, в Транскее - 25, Венда - 19,16. В «независимых» бантустанах процветают коррупция и репрессии.

«Независимость - это просто-напросто хитрый механизм, чтобы вытеснить чёрных с их родины - ЮАР».

А. Спаркс: «Апартеид ослабляет безопасность ЮАР через создание бантустанов. В них сгонят обездоленных людей. Правительство надеется стабилизировать обстановку в тауншипах, но фактически переносит заразу в сельские районы. В случае конфликта они выступят на стороне партизан. Главная задача в партизанской войне - завоевать умы и сердца чёрного населения. А мы потеряли их ещё до того, как война началась».

За что убили Нейла Агетта

Пусть попробует африканец подойти на улице к белой женщине и спросить её, предположим, где находится почта. Он автоматически становится отвратительным преступником, посягнувшим на честь белой женщины. В былые времена разъярённая толпа линчевала бы такого на месте. Сегодня его закуёт в наручники полицейский и бросит в зарешёченный тюремный фургон.

Нейл Агетт - секретарь трансваальского отделения африканского профсоюза рабочих пищевой и консервной промышленности. Как только его имя замелькало в списка неблагонадежных, ему сразу дали ясно понять, что все пути в белом обществе для него закрыты, что ему не будет снисхождения, если он хоть чуть-чуть переступит закон.

Его арестовали в 11.1981 и нашли повешенным 06.01.1982.

Иветт Брейтенбах, соратница Агетта.

Гибель Агетта привела в лагерь борцов против апартеида многих белых южноафриканцев. И самое показательное - людей среднего и пожилого возраста, т. е. тех на кого традиционно опирались «твердолобые».

После его смерти ассоциация здравоохранения ЮАР решила сделать доброе дело и предложила правительству список мер по улучшению обращения с заключёнными. Министр законности и порядка ле Гранж заявил, что не примет подобные предложения.

Африканера Аурета ван Хеердена, студенческого лидера, майор Артур Кронрайт связывает и оставляет так в течение 2 дней под строгим надзором. Когда же и потом тот отказывается дать показания, против себя, его пытают электрическим током, подвешивают к потолку и т. д. Словом, обращаются с ним как с «чёрным террористом», о чём неизменно повторяют ему. И не понимают, безумные, что тем самым не одного ван Хеердена превращают в своего врага на всю жизнь, а десятки и сотни его белых друзей, которые его глазами увидят ту систему, которую им предлагают защищать.

Барбара Хоган стала первой белой женщиной, осуждённой за политическое преступление.

А приговор Манделе гласил: пожизненная тюрьма + 68 лет.

Спросите любого белого, расист ли он. 99 из 100 с возмущением ответят «нет». Но добавят, что они просто не любят чёрных, потому что у тех «совершенно другая культура», «другой» уровень образования, «другие» обычаи. И вообще вся их жизнь от рождения до смерти «не похожа на нашу».

Международная конвенция против преступлений апартеида и наказании за него принята на 28-й сессии ГА ООН 30.11.1973. До 1985 ни 1 западная страна не ратифицировала конвенцию.

В 1980 был составлен список лиц, замешанных в преступлениях апартеида - 144 чел. Каждый белый в ЮАР - соучастник этих преступлений.

«Нет нормального спорта в ненормальном обществе»

Раньше, когда в ЮАР проводились международные соревнования, чёрный южноафриканец, как правило, болел за приезжих. Игра своей команды, составленной только из белых, не могла вызвать у него приязненных чувств. В сер. 1970-х африканцы стали бойкотировать соревнования в ЮАР с участием иностранных спортсменов.

В 04.1983 в открытом чемпионате ЮАР по теннису участвовали игроки из США, Великобритании, Испании, Австрии, Италии, Аргентины. Южноафриканский теннисист Кевин Куррен участвовал в Уимблондонском турнире летом 1983 и дошёл до полуфинала, победив маститого Джимми Коннорса.

Настоящий спорт руководствуется главным олимпийским принципом - равных возможностей для всех спортсменов. Чёрного южноафриканца покупают не только за деньги - ему обещают «белые» привилегии, конечно, в ограниченном объёме, но всё же больше, чем его «неспортивным собратьям». Он может более свободно посещать стадионы и спортивные площадки, куда африканцев обычно не пускают, у него есть возможность выехать за границу. Таким спортсменам неплохо платят, их фотографии появляются в газетах, о них говорят в «белых» компаниях.

«В Йоханнесбурге чёрному спортсмену отказывают в тренировках на муниципальном стадионе, кроме 1 дня в неделю, да и то - когда вокруг нет белых!» («Стар», 25.03.1982)

«Лицо ЮАР, м. б., и меняется. Но не лицу этой страны нужно меняться, а его сердцу и душе...»

В 07.1983, польстившись на высокие гонорары, в ЮАР приехали Дж. Коннорс и Иван Лендл.

Среди известных спортсменов, которые отвергли притязания расистов, - Мухаммед Али, (Не понимаю, как расистам не противно было приглашать его к себе «бога бокса, олимпийца, чернокожего кумира» (© Долматовский). - Р.), Джон Макинрой и др.
В 1984 южноафриканцы выступили на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе в составе команды Великобритании. Южноафриканка Зола Бадд бежала на дистанции 1500 м за Великобританию. Для этого ей за 10 дней оформили британское подданство.

Денис Брутус - председатель южноафриканского нерасового олимпийского комитета.

Часто говорят, что спорт - это вторая религия белых южноафриканцев.

Мафия и бизнес Соломона Кертцнера

Кертцнер - управляющий корпорацией «Ньюко», которая владеет десятками гостиниц, предприятий, плантаций в странах Южной Африки. Он приглашает в ЮАР «звёзд» из Америки или Европы и выплачивает им баснословные гонорары.

По всем стандартам южноафриканского «белого» общества он - настоящий белый. Занимается спортом, даже был чемпионом университета в 1954-55. И сейчас не бросает спорт - теннис, горные лыжи.

Когда в журналистской компании заходит разговор о миллионах Кертцнера, на языке у всех верится слово «мафия». Хотя прямы доказательств нет, множество фактов наводят на мысль о тайных связях Кертцнера с международным преступным миром. А учитывая, что все его действия так или иначе санкционируются правительством ЮАР, то естественно, что та же тень падает и на режим Претории.

Вот что наводит на такие мысли:
1) Увлечение игорным бизнесом.
2) Строительство гигантских увеселительных заведений в бантустанах.
3) Вербовка «культурных» наёмников.
4) Давняя дружба с Фрэнком Синатрой, известного своими связями с мафией.
5) Стремление проникнуть на американский рынок азартных игр в Сан-Антонио - вторая столица после Лас-Вегаса.
6) Прорасистское лобби и журналисты в США.

Тяга к азартным играм принимает массовый характер вследствие обострения внутренних проблем в стране, кризиса доверия к властям, неверия в благополучие завтрашнего дня.

В пуританском обществе, каковым считает себя «белая» ЮАР, каждый уважающий себя гражданин и сегодня обязан регулярно ходить в церковь, безоговорочно слушаться своих пастырей и глядеть на мир глазами сквозь церковные витражи.

Цензоры Претории сейчас стали меньше внимания уделять порнографической литературе (2,9 % порнографии по данным Андре дю Туа, зав. кафедрой политической философии в университете Стелленбоша). Все силы уходят на борьбу с проникновением «вражеской идеологии».

Чёткие симптомы «игорной» болезни появились к к. 1960-х, когда сопротивление апартеиду в разных формах стало охватывать всё больше южноафриканцев всех цветов кожи. «Средний» белый южноафриканец (не обязательно противник режима) уже не удовлетворён тем, что ему предлагают святые отцы. Он хочет делать именно то, что ему так строго запрещают: выпить рюмку в воскресенье, почитать запрещённые книги и посмотреть фильмы, поиграть в азартные игры.

Правительство ЮАР решило выпустить пар и ослабить моральные запреты. За границей можно совершить любой аморальный поступок, даже читать запрещённую политическую литературу и вступать в половую связь с представителями других рас (самый страшный грех).

Правительство решило легализовать игорные дома. Но как это сделать, не нарушая закона? Выход подсказал Кертцнер. Бантустаны! Практически лишённые промышленности и сельского хозяйства, огни сочтут за манну небесную любые доходы. И казино формально будут не в ЮАР, а за счёт доходов можно оплачивать правителей бантустанов.

Пар выпускается не за границей, где контроль организовать сложно, а фактически в родных стенах, под рукой. В увеселительные заведения можно пускать и африканцев.

Идея Кертцнера нашла поддержку среди идеологов расизма, которые рассудили, что в результате «белая» ЮАР сохранится морально чистой. а «чёрная» - ничего не потеряет, поскольку и так погрязла во грехе.

В 1978 началось строительство Сан-Сити.

В ЮАР по воскресеньям закрыты кинотеатры и бары, и кальвинистские священники в своих проповедях предостерегают прихожан от греховных соблазнов. А прихожане в это время играют в казино или смотрят порно совсем недалеко от церкви.

Планы Кертцнера распространились на Лесото, Свазиленд, Ботсвану, другие бантустаны. и даже на США, где он собирается построить казино в Атлантик-Сити.

Среди артистов, принявших приглашения Кертцнера выступить в ЮАР, - Рэй Чарльз, (Он же чёрный?!.. - Р.) Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, Род Стюарт, «Бони М».

После США у Кертцнера самые тёплые отношения сложились с Израилем. Чаще всех выступают в Сан-Сити «гости» из Тель-Авива. Причём Кертцнер не ограничивается пропагандой израильского искусства, а организует концерты и культурные программы для сбора средств «в помощь Израилю, страдающему от постоянной агрессии со стороны арабов».

В Израиле ценят щедрость Кертцнера и оказывают ему помощь в проникновении в США. Израиль признал Бопутатсвану.

Отказались приехать в ЮАР «Битлз» и «Роллинг стоунз», М. Брандо и Й. Менухин. Многие кинорежиссёры не разрешают продавать свои фильмы в ЮАР.

Каким будет завтрашний день?

В романе Н. Гордимер «Люди Джулая» описывается, как взорвутся чёрные тауншипы и выбросят на белые города толпы разъярённых людей. Наступит конец вообще белому человеку в Южной Африке. У главного героя романа Бэмфорда Смайлза остаётся только ружьё. С чем пришёл белый человек в этот мир, с тем и уйдёт. Смайлзы слыли либералами, даже разрешили слуге Джулаю жить с женщиной в его каморке на заднем дворе.

Бэмфорд спасается с помощью слуги, который везёт его в деревню за 600 км от Йоханнесбурга.

Представьте себе на минуту, что в сегодняшней ЮАР такой вот Бэмфорд решает спасти от верной гибели своего чёрного слугу (или хорошего знакомого) и привозит его к себе домой, укрывает от полиции, кормит, поит и не задаёт лишних вопросов. Представить себе такое практически невозможно. У среднего белого южноафриканца ход мыслей чётко запрограммирован: поможешь чёрному - тебе же не поздоровится. ( И, судя по роману Бринка «Сухой белый сезон», это мнение совершенно оправдано. - Р.)

У Джулая же вопросов не возникает: оказать помощь попавшему в беду для него естественно. Правда, его родственников удивляет появление белого человека в их деревне, но Джулай всё объясняет - и любопытство уступает место сочувствию.

Джулай сбрасывает с себя оковы раба, становится всё более независимым и всё больше удивляется тому, как он мог считать этих белых самыми умными, сильными, справедливыми.

Уже не белый баас, а чёрный бой становится главным в этой новой семье. Теперь уже от Джулая зависит само существование Смайлза. Им бежать больше некуда.

ЮАР, !южноафриканское

Previous post Next post
Up