VIII. Светлое будущее без «чёрных пятен»
Термин «апартеид» впервые был употреблён 26.03.1943 в газете «Ди Бюргер». 25.01.1944 Малан употребил его в речи в парламенте, имея в виду прежде всего размежевание с англичанами.
В 1948 была прекращена массовая иммиграция из Европы. Поощрялась лишь иммиграция из Германии и Нидерландов.
В короткое время большинство ключевых постов в госаппарате, армии, полиции, государственных корпорациях оказались в руках африканеров, прежде всего членов «Брудербонда».
Был принят закон, увеличивавший срок получения южноафриканского гражданства с 2 до 5 лет - тем самым от участия в политической жизни отсекали недавних иммигрантов из Великобритании.
В 1949 места в парламенте получили депутаты от ЮЗА.
Затем, покончив с «уитлендерами», НП занялась «сварт хефар» - чёрной угрозой.
Через 6 лет лишили избирательного права цветных Капской колонии. Верховный суд объявил это решение неконституционным. Малан создал «Верховный суд парламента», который узурпировал надзор за конституционностью законов. В 1955 Стрийдом увеличил количество сенаторов почти в 2 раза и добился принятия этого закона.
Англоязычная пресса критиковала новых сенаторов.
В 1953 группа белых политиков создала Либеральную партию, вскоре её запретили, т. к. она была многорасовой.
В 1957 было создано объединение либеральных белых женщин «Чёрные шарфы».
Лидеры африканеров совершили явный просчёт, отдалив от себя цветных. Герцог обещал им равные с белыми права. В жилах большинства их текла африканерская кровь, они говорили на африкаансе, молились тому же богу. Цветные при благоприятных обстоятельствах могли заметно улучшить численный показатель белых перед лицом пресловутой «чёрной угрозы» Но правительство Малана лишило себя этой возможности.
Малан начал с «мелкого апартеида» - таблички «для белых» и «для небелых»
В 1950 был принят закон о регистрации населения. Многим людям пришлось уйти с работы, переехать, развестись - освящённый церковью брак НП сделал недействительным.
В 1984 преподаватель Кейптаунского университета дю Тоитсообщил, что в жилах белых южноафриканцев - больше 7 % «смешанной» крови. Это подтвердил Ханс Хеезе в исследовании «Группы без границ». Предки многих известнейших африканерских семей сожительствовали с рабынями. Среди членов парламента он насчитал 18 человек со смешанной кровью.
На практике если не могли разобраться, к какой расе отнести ребёнка, его сажали в тюрьму.
В 1957-85 действовал закон об аморальном поведении, запрещавший белым интимные связи с людьми другой расы.
В 1950 был принят закон о расселении по расовым группам. осуществлялось насильственное переселение без предоставления жилья. Так были переселены 4 млн. чел. за 40 лет.
Фервурд яростно нападал на всех врагов африканеров - англичан, евреев и чёрных. На него оказали сильное влияние идеи Гитлера, с которыми он, будучи студентом, познакомился в Германии. Но он избегал нацистской аргументации. Требуя привилегий для африканеров, он уверял, что так «будет лучше для других рас».
Переход к светлому будущему планировался так. Начать экономическое развитие резерватов, к ним приписать все чёрных. Там они сохранят свою самобытность. постепенно они превратятся в самоуправляющиеся государства, которые образуют конфедерацию с Южной Африкой. чёрные уедут из городов в резерваты, а белые не будут опасаться конкуренции чёрных. Фервурд обещал вождям (хотя это вызвало недовольную реакцию со стороны многих африканеров) увеличить территорию резерватов и вложить в их развитие капиталы.
В 1952-86 действовал закон об отмене пропусков и координации документов. На самом деле, прямо по Оруэллу, он подразумевал введение туземных пропусков.
В 1984 чёрный марафонец должен был во время бега иметь при себе пропуск. Полиция решила, что достаточно будет приколоть на майку ксерокопию 1-й страницы.
В 1059 был принят закон о реформировании университетского образования. Небелым было запрещено поступать в белые университеты под угрозой отчисления. Многие белые преподаватели и студенты выступали против него.
04.1960 белый фермер Давид Пратт стрелял в Фервурда.
10.1060 прошёл референдум об объявлении Южной Африки республикой. 850 458 проголосовали за, 775 878 - против.
Выход из Содружества не вызвал всеобщего ликования даже среди белых южноафриканцев. «Правительство не отличило свободу от одиночества», - выразилась «Стар».
Денационализация африканцев, вытеснение их из городов в резерваты было безумной идеей. Скорее всего, вожди африканеров просто не хотели знать неприятные факты.
Но и в этом Южная Африка - не исключение. В истории сколько угодно примеров того, как народы и их вожди отбрасывали разумные пути развития, вбирали самый губительный, самый кровавый и, сплотившись в стройные ряды, шли по нему, ободряя себя воинственными криками и песнями, вселяя ужас в соседей, пока наконец не упирались в стену или не оказывались на краю бездонной пропасти.
П. Бота говорил: ««Мы, возможно, не лучше, чем другие страны, но уж совершенно точно не хуже их».
Многие авторитетные учёные предупреждали Фервурда об опасности избранного курса. Фоган (?) указывал следующие обстоятельства:
1) В городах примерно 60 % населения составляют чёрные.
2) Многие из них никогда не видели своих «отечеств».
3) Они заключали браки с представителями других племён.
4) В основной массе городские африканцы выработали особый образ жизни.
Выселение в племенные отечества сравнивали с геноцидом.
Ф. Томлинсон говорил, что в резерватах - экономическая отсталость, малая территория и раздробленность. Надо развивать их.
04.1955 Стрийдом заявил: «Единственный путь поддержания европейского превосходства - это господство. Единственный способ поддержания господства - ликвидация избирательного права для неевропейцев».
«Национальные государства» представляли собой МЕЛКИЕ ПЯТНА мелкие пятна, разбросанные в северных и восточных районах ЮАР. Квандебеле состоял из 10 островков, Квазулу - из 10, Бопутатсвана - из 7. Всего 10 бантустанов состояло из 200 осколков!
(
Вот так выглядели эти осколочки. Понятно, что они никак не могли стать независимыми. Разве что Транскей был достаточно крупным и монолитным, чтобы претендовать на гордое звание государства, а не резервации для хранения туземцев в свежемороженном виде. - Р.)
К ним хотели присоединить 3 британских протектората - Бечуаналенд, Свазиленд и Басутоленд. Лондон был против. Южная Африка даже пригрозила ему экономическими санкциями. Но сделка не состоялась.
06.09.1966 парламентский посыльный Деметро Тсафендас, который лечился в 8 психиатрических больницах, 4 раза ударил Фервурда ножом в грудь и живот. От полученных ран тот скончался.
После него премьер-министром стал Форстер, бывший генерал «Оссева Брандваг», пронацистской организации, сидевший за это в 1939-45. В своих законах систему бантустанов он сделал похожей на систему концлагерей (Так в тексте. - Р.) в нацистской Германии. Туда выселяли тех, кто считался ненужным белым.
Африканцами должна была управлять чёрная мелкобуржуазная элита - осуществлять контроль рабочей силы.
Но африканцы не хотели жить на этих бесплодных территориях. Примерно 60 % населения бантустанов составляли женщины. Примерно 13 % были лишены средств к существованию.
В Бопутатсване были введены налог на велосипед, на празднование дня независимости, покупку автомобиля для вождя.
Среди белых 1 врач приходился на 330 чел., в бантустанах - на 10-40 тыс. Средняя продолжительность жизни белых составляла 70 лет, африканцев - 52.
Закон 1968 о труде чёрного населения запрещает нанимать детей младше 18 лет, но это не соблюдается, особенно в сельском хозяйстве.Фермеры не заинтересованы в образовании своих работников.
Экономика бантустанов находится в эмбриональном состоянии. Они существуют за счёт финансовых влияний ЮАР. На 37 % населения (12 млн. чел.) выделяется 9 % национального бюджета. БОльшая часть уходит на содержание аппарата. Значительная часть разворовывается.
В 1986 «король наркотиков» Вито Палаззоло (он же Роберт ван Палас-Колбатшенко), осуждённый на 5,5 лет, бежал из швейцарской тюрьмы в Южную Африку. Там он с членом парламента от НП де Понтесом основал фирму. Они планировали создать в Сискее банк по типу швейцарского с секретными счетами для друзей Палаззоло по преступному миру и др. Премьер бантустана Леннокс Себе согласился, но потом отказался от обязательств.
В Бопутатсване Лукас Мангопе совместно с Солом Керзнером создал игорный комплекс. Он сотрудничал и с израильтянином Шабтом Калмановичем, связанным с международной торговлей наркотиками.
Транскей с 1963 возглавлял Кайзер Матанзима. Больше 10 лет длилось царство террора для 2 млн. человек, живших ещё уже, чем до независимости. В 1987 произошёл переворот, пост президента заняла Стелла Сихкау. Она была уличена в коррупции и свергнута генералом Банту Халомиса.
В 1990 в Сискее власть захватил генерал Джошуа Гкозо, что вызвало всеобщее ликование.
Говорилось: «Любой племенной вождь может застрелить или бросить за решётку любого из племени».
В 1986 П. Бота разрешил бантустанам вводить свои репрессивные законы.
Южноафриканская пропаганда утверждала: «Чёрные никогда не были и не будут едины», что чёрные неспособны участвовать в решении общенациональных задач, раз между собой не могут договориться.
Отсутствие единства характерно не только для чёрных. Раскол, постоянная вражда и стремление к господству являются постоянной особенностью белой общины. Однако никому и в голову не придёт требовать создания отдельных «бантустанов» для африканеров, англичан, немцев, французов и т. д. (Это написано ещё до создания Орании. - Р.).
С самого начала бантустаны были нацелены на раскол среди чёрных, на разрыв сложившихся связей.
Ещё в 1960-е оппозиция говорила об опасности бантустанов для стабильности в ЮАР.
1) Наличие собственной армии.
2) Они являются базой для преступников.
3) Они могут быть базой и для революционеров.
4) Теряется контроль над границей.
IX. Законы и беззаконие апартеида
В белых школах в классе не более 20 человек, преподают учителя с университетским образованием. Потом молодой человек поступает в престижный «белый» университет. На образование белых тратится в 11 раз больше, чем на чёрных. В 1982 меньше 1,5 % чёрных попадали в старшие классы. В школах для чёрных часто даже нет крыши.
Чёрный врач не может работать в больнице, где есть белая медсестра, не может отменить лечение, назначенное белым врачом.
ЮАР занимает первое место по числу смертных приговоров. «Пока судейскую мантию может надеть только белый, африканцы будут получать незаслуженно суровые приговоры».
Закон о терроризме от 1967 позволяет арестовать подозреваемого и держать его неопределённо долгий срок, и полиция не обязана отвечать на запросы семьи и адвокатов.
Церковь проповедует апартеид не только на земле, но и на небесах. У белых есть свой рай и очень небольшой ад (только для коммунистов). У чёрных - в основном ад, но есть и свой рай (расположенный, скорее всего, на самом неблагоприятном участке неба), куда попадают исключительно те, кто покорно принимает расовую дискриминацию.
В 02.1986 ван Зил Слабберт ушёл с поста члена парламента.
В н. 1987 из НП вышло несколько видных деятелей, вкл. Д. Уорела и С. Тербланша.
X. Наступил ли век пигмеев
К н. 1990-х госаппарат примерно на 90 % состоял из африканеров. % частного капитала в руках африканеров вырос от 9,6 в 1948 до 20,8 к 1975, шахт - от 1 до 18, руководящих постов в экономике - от 16 до 38. Крупные африканерские корпорации, прежде всего группа страховых компаний «Санлам», успешно боролись с «Англо-Америкэн». Корпорация «Рембрандт» и банк «Фолкскас» завоевали новые позиции.
Апартеид не позволял чёрным заниматься «белым трудом». Но если закон запрещает, то его обходят. Предприниматели меняли названия рабочих мест. Или повышали белого работника, а на его место приглашали чёрного специалиста под видом неквалифицированного рабочего.
Правительство начало финансировать программы обучения промышленных рабочих.
В Соуэто началось строительство квартала для преуспевающих африканцев, среди которых появились миллионеры. В 1975 военнослужащие-африканцы получили равные права с белыми - чёрный офицер мог командовать белыми солдатами.
За 1970-76 зарплата чёрных выросла на 51,3 % (белых - на 3,8 %), а в горнорудной промышленности - на 390 %!
В 1979 было введено единое гражданство для всех южноафриканцев.
В 1986 у всех появились одинаковые удостоверения личности.
В 1985 разрешили браки и половые отношения между людьми разных рас.
В этом же году все политические партии сняли ограничения на членство по расовому признаку.
Мандела говорил: «Мы жалуемся не на то, что мы бедны по сравнению с народами других стран, а на то, что мы бедны по сравнению с белыми в нашей собственной стране».
Бюрократы тормозили реформы. В 1987 примерно 40 % работоспособных африканеров и 1/3 белых находилась на государственной службе.
В сер. 1980-х Хериберт Адам говорил: «Формула стабильности в ЮАР = всеобщее избирательное право + единое гражданство».
Заявления П. Боты были похожи на высказывания Иди Амина. Они доказывали родство системы апартеида со всеми тоталитарными системами, которые почти одинаковыми методами создали обстановку общего скудоумия.
Белые южноафриканцы считали себя частью западного мира, причём не худшей его частью.
В 01.1989 Бота заболел. Депутаты парламента и министры ощутили свободу высказывать свои мысли. Особенно радовались молодые члены парламента. Их предупреждали, чтобы они молчали 3 года. Ежегодную конференцию НП открыли без Боты. Он передал письмо, в котором просил объявить о желании уйти в отставку с поста лидера партии. М. б, он надеялся, что его отставку отвергнут. Но руководство приняло её (как утверждают некоторые, с большой поспешностью опасаясь, как бы он не передумал).
Новые выборы заняли 3 часа. Министр конституционного развития, ставленник Боты Крис Хьюнис, Р. Бота и Б. дю Плесси проиграли.
Бота несколько дней после выписки не здоровался с Ф. де Клерком.
В СМИ говорили: «Единственное, что остаётся решить - уйдёт ли президент добровольно или его придётся выбросить», «Неужели президент думает, что он ещё кому-то нужен?»
НП стала более либеральной, чем сам Бота.
Отец Ф. де Клерка, Ян, был министром при Стрийдоме, Фервурде и Форстере, президентом сената. Дед - членом парламента. Дядя - премьер-министром при Стрийдоме. Брат Вимпи был главным редактором издания «Раппорт», в 1987 ушёл из НП и участвовал в создании Демократической партии.
Де Клерк кончил юридический факультет в престижном университете Почефструма. В 1972 был избран в парламент. В 1978 получил пост министра.
В 03.198 он был избран лидером НП в Трансваале. Это оплот африканерского консерватизма. Избиратели - фермеры, мелкая городская буржуазия, чиновники, рабочие. По численности трансваальское отделение превосходит все остальные. В 1948-87 большинство членов парламента от НП были из Трансвааля. Лидер трансваальского отделения - основной претендент на пост лидера НП. На де Клерка сделал ставку как на правого.
На гибель Нейла Агетта де Клерк отозвался так: «Он погиб за своё дело». Первой его реакцией был гнев: «Это будет использовано против нас».
Это реакция характерная и вполне объяснимая для представителя верховного эшелона власти государственного общества. В наших руководящих кругах многие примерно так же встретили сообщение о гибели южнокорейского «Боинга».
«Брудербонд» с н. 1980-х разработал стратегию и тактику перехода к новой форме правления, допускавшей участие чёрных, постепенную отмену законов апартеида при сохранении гарантий прав и интересов белых. Это влияло на де Клерка.
«Бизнес дей» выразилась так: «Правительство само по себе отвратительно. Чем его меньше, тем лучше».
В отличие от своих предшественников, де Клерк не только обещал, но и выполнял свои обещания.
В 1990 де Клерк полностью выполнил наказ британского премьер-министра Гарольда Макмиллана всем преуспевающим политикам: всегда придерживаться главного принципа спортивной гребли - не отрывать глаз от 1 направления и изо всех сил двигаться в противоположном.
XI. Победа «заключённого № 1»
Е. Евтушенко выразился: «Неуслышанность не есть опоздание».
Энгельс сформулировал: «История - деятельность преследующего свои цели человека». Современная история Южной Африки во многом складывалась под влиянием Манделы, который сумел понять и предсказать ход событий на долгие годы вперёд.
В Южной Африке никогда не было недостатка в героях. Вся известная нам история Южной Африки изобилует громкими именами. В каждом поколении возникали великие характеры, которые увлекали за собой людей на неправое или правое дело. Иногда даже может показаться, что в Южной Африке таких личностей было больше, чем где бы то ни было. М. б., причина в том, что в этой стране никогда не спадало высокое напряжение расовых противоречий, веками 1 часть этого сложного организма стремилась отторгнуть другую, и в этом постоянном взаимоотторжении создалась среда, благоприятная для рождения героев. Брехт говорил по этому поводу так: «Несчастна та страна, которая постоянно нуждается в героях».
Многие удивляются: почему дети из уважаемых и влиятельных африканерских семей, потомки первых поселенцев - «сливки общества» - вдруг уходят в партизанские отряды АНК?..
Усиление угнетения со стороны НП помогло объединиться борцам против апартеида.
В 1952 по призыву АНК прошла кампания ненасильственного сопротивления - последняя попытка УБЕДИТЬ выделено авт. белых. Она получила поддержку сына М. Ганди Манилала, который жил в Натале.
Число членов АНК выросло с 7 до 100 тыс.
«Обычно революции не происходят из-за того, что люди стоят в очереди не в «ту» железнодорожную кассу. Но в условия Южной Африки нет ничего более революционного», - заметил английский журналист Дуглас Браун.
Именно традиции ненасильственного сопротивления лежали в основе тактики АНК в течение 50 лет. В первые годы Мандела полностью разделял убеждения М. Ганди. 30.05.1961 он заявил: «Судя по всему, нам придётся закрыть эту главу ненасильственной политики».
12.06.1964 на Ривонийском процессе судья Квартус де Вет вынес приговор подсудимым: Мандела, У. Сисулу, Д. Голдберг, Ахмед Катрада, Г. Мбеки, Раймонд Мхлаба, Эндрю Млангени, Элиас Матсоаледи.
Мандела сумел создать в тюрьме настоящий университет. Молодые люди с незаконченным средним образованием выходили на свободу с дипломом вуза, который оканчивали заочно с помощью Манделы.
Американца Эдварда Кеннеди сочли слишком «левым» для посещения Манделы.
В «Полсмооре» он имел возможность слушать радио ЮАР, получал несколько южноафриканских газет, лондонскую «Гардиан» и американский еженедельник «Тайм». Ему разрешили собрать в камере небольшую библиотеку.
В 1980-е произошёл внезапный рост авторитета Манделы среди белых.
В 1986 Бота заявил: Пусть СССР освободит Анатолия Щаранского, разрешит вернуться в Москву Сахарову, а ангольцы отдадут попавшего в плен капитана воздушных сил ЮАР дю Туа - тогда освободят и Манделу. Эти требования были выполнены, но Мандела остался в тюрьме.
У Боты до последних дней его правления не возникало и мысли встретиться с Манделой, побеседовать с ним. У него не пробудилось даже простого любопытства: всё-таки его пленник был 1 из самых известных в мире людей.
В 06.1987 Бота заявил: В том, что Манделу не освобождают, виноваты лидеры АНК, которые «живут в роскоши в других странах» и не позволяют «прежним и уже постаревшим руководителям» принять великодушные условия правительства.
18.07.1988 проправительственная газете «Белд» заявила, что Манделу надо освободить. Её редактор был вхож к Боте и хорошо знал министра информации ван дер Мерве.
В 1964 Мандела говорил: «Без должного руководства и контроля вспышки терроризма вызовут такое ожесточение между расами, которого не вызывает даже война».
Нельзя исключить, что помощники Боты иногда заглядывали в речи Манделы, выуживали оттуда разные идеи. Порой так и подмывало обвинить Преторию в политическом плагиате.
После освобождения Мандела заявил: Мы делаем различие между людьми, которые служат системе, и самой системой».
С самого начала бойцы «Умконто» имели очень строгие инструкции. От них требовалось всеми способами избегать человеческих жертв, боевые действия вести только против военно-экономических объектов апартеида. Даже когда правительство обрушило на население всю мощь своего карательного аппарата, АНК не отвечал мщением.»Умконто» было средством давления на расистский режим, вполне законным и, надо сказать, вполне умеренным для тех поистине варварских условий, в которых существовали чёрные.
В свои 10-15 лет они научились убивать, выслеживать и безжалостно карать предателей. Они не представляют другой жизни. Они менее склонны к компромиссам и более жестоки, чем их отцы. Они считают, что против белых нужно бороться теми же средствами, что и белые против африканцев. Нужно убивать - и чем больше, тем лучше.
Мандела по своим взглядам расходится с коммунистами, он африканский националист. «На меня оказали влияние марксистские идеи. Это верно в отношении многих глав правительств независимых государств - Ганди, Неру, Нкрума, Насер. Все мы признаём необходимость какой-то формы социализма, чтобы наш народ мог нагнать развитые страны мира и преодолеть нищету. Но это не значит, что мы марксисты».
«Коммунисты считают парламентскую систему Запада недемократичной и реакционной. Я же, напротив, поклонник такой системы». Он считал, что в ЮАР удастся создать общество, в котором соединится всё лучшее, что есть на Западе и на Востоке.
Говорили, что Манделе, приверженцу методистской церкви, подобает осудить насилие. «Да, я христианин, но в нашей ситуации насилие вполне может сочетаться с концепцией христианства. У нас нет другого выбора. Мы вынуждены защищаться. Более того, христианин может и должен оправдывать насилие, обращённое против несправедливой власти. Вспомните, как Иисус Христос изгонял менял из Храма».
Его оппоненты ссылались на то, что М. Л. Кинг отказался от насилия. «Такой аргумент некорректен, т. к. положение чёрных южноафриканцев и американских негров несравнимо. Белая община США гораздо либеральнее, чем в ЮАР, и действия государственной власти ограничиваются законом».
Оливер Тамбо дал оценку: «Наша борьба - не за гражданские права, это национально-освободительная борьба».