Реформатские священники Аллан Бусак, Бейерс Науде и Йоханнес ван дер Кемп

Mar 17, 2012 18:12


Аллан Бусак
Allan Boesak
[Аллан Бусак]


Аллан Обри Бусак (Allan Aubrey Boesak) (р. 23.02.1945 в Какамасе (Kakamas, Северный Кейп) - южноафриканский священник Голландской реформатской церкви (ГРЦ), политик и борец против апартхейда, капский цветной по расово-этнической принадлежности.

Бусак стал известен как «теолог освобождения» после выхода в свет его докторской работы («Прощай, невинность», 1976). В течение следующих примерно 10 лет он продолжал писать книги, сборники статей, проповедей и т. д., которые тепло принимались. Его речь против апартхейда стала основой композиции британской электронной группы «The Shamen».


В 1982 Бусак был избран президентом Всемирного альянса реформатских церквей (World Alliance of Reformed Churches) и занимал эту должность до 1991.

В 1980-е он прославился как ярый критик и противник политики Националистической партии. Он принял активное участие в борьбе против апартхейда в качестве главы Объединенного демократического фронта (ОДФ) (United Democratic Front ) в 1983-91. В 1991 Бусак был избран председателем отделения АНК в Западном Кейпе.

Бусак оставил свой пост в ГРЦ в 1990 после того, как всплыли детали внебрачной связи с телеведущей Элной Ботой (Elna Botha); вскоре они поженились.


В к. 1990-х Бусак, в то время председатель отделения АНК в Западном Кейпе, был обвинен в хищении средств на сумму более 400 000 рандов. Эти деньги предназначались для развития проектов Фонда Бусака за мир и справедливость (Boesak 's Foundation for Peace and Justice) в провинции и по-видимому, переданы Бусаком в частный трастовый фонд. После расследования 24.03.1999 Бусак был признан виновным в мошенничестве. В 2000 он сел в тюрьму, в 2001 был выпущен, отбыв чуть более 1 года из 3 лет. Хотя Бусака после его освобождения мог помиловать президент Мбеки, этого не произошло, т. к. правительство считает, что он не признался в совершении преступления. Тем не менее 15.01.2005 было объявлено, что он помилован, а его судимость будет снята. Перед ним официально извинились и восстановили в сане в к. 2004.

В 2008, будучи в то время председателем капского синода Объединённых реформатских церквей Южной Африки (Uniting Reformed Church in Southern Africa) Бусак поверг в шок многих высокопоставленных руководителей церкви, объявил, что подаст в отставку со всех своих посты в церкви из-за того, что церковь поддерживает дискриминацию гомосексуалистов. Бусак ссылался Белхарскую (Belhar) декларацию против апартхейда от 1986, которая критиковала все форм дискриминации. Он сказал, что церковь должна радушно принимать геев и лесбиянок, проводить церемонии их бракосочетания и назначать геев священниками. Бусак впервые выступил в защиту однополых браков в 2004у, за год до того, как конституционный суд ЮАР постановил, что отрицание права геев на брак является дискриминационным и нарушает конституцию страны.

В том же 2008 Бусак публично бросил вызов южноафриканскому руководству, напомнив, зачем они объединили все расы для создания нерасовой Южной Африке. Бусак предположил, что АНК покатился вниз по наклонной плоскости этнических предпочтений и «вернул ненавистную систему расовой классификации». Он призвал к переоценке «позитивного действия», описывая его осуществление в Западном Кейпе как «совершенно непростительное».


В 12.2008 он вышел из АНК и вступил в новую партию - Конгресс народов (КН) (Congress of the People, COPE). В ответ АНК сделал достоянием гласности меморандум, написанный Бусаком, в котором он обсуждал - кем он может стать, чтобы помочь организации. Он остановился на представителе ЮАР в ООН. В 02.2009 он возглавил список кандидатов КН от Западного Кейпа на провинциальных и общенациональных выборах 2009. В 11.2009 Бусак вышел из КН.

Тогда же Бусак высказывал свою точку зрения по поводу кризиса в Зимбабве, призвав пострадавших граждан встать в оппозицию к Мугабе и его авторитарный правящей партии. Он также осудил Мбеки, провалившего свою роль официального посредника от имени Сообщества развития Юга Африки, и призвал его прислушаться к мнению церквей в пользу миротворческих сил.


Бусак написал книгу о своей 30-летней деятельности «Бег с лошадьми: размышления случайного политика» (Running with Horses: Reflections of an Accidental Politician), опубликованную в к. 03.2009. Бусак сказал, что в книге он объяснил, почему запрет филиалов ОДФ означает невозможность учесть деньги. (?) Бусак отказался давать показания в суде в 1999. Он утверждает, что это молчание было одной из главных причин для его осуждения.

Думаю, что после Бусака логично рассказать про Науде. То, что капский цветной Бусак был противником апартхейда, вполне понятно. Но когда таким же противником стал рафинированный бур Науде - это уже отклонение от нормы... в лучшую сторону, как вы понимаете. ;-) Ибо нелегко бороться против несправедливости, которую творят над твоим народом, но вдвойне и втройне трудно бороться против несправедливости, которую творит твой народ.
Бейерс Науде
[Бейерс Науде] Beyers Naudé

Кристиаан Фредерик Бейерс Науде (Christiaan Frederick Beyers Naudé) (10.05.1915-07.09.2004) - южноафриканский священник богослов и известный африканер - борец против апартхейда. Он был известен как Бейерс Науде или попросту оом (дядя) Бей.


История семьи и молодые годы
Бейерс был 1 из 8 детей Йозуа (?) Франсуа Науде (Jozua François Naudé) и Адрианы Иоанны Зондах ван Хуйстеен (Adriana Johanna Zondagh, van Huyssteen в девичестве). Он родился в Родерпорте (Roodepoort) в Трансваале (ныне Гаутенг). Основателем их семьи был беженец-гугенот Жак Науде, прибывший в Капскую колонию в 1718. Эта французская фамилия сохранила оригинальное написание. Бейерс Науде был назван в честь генерала Бейерса (Christiaan Frederick Beyers), под началом которого во время англо-бурской войны служил бойцом и неофициальным пастором его отец.

Й. Науде, священник-африканер, «был убежден, что британцы никогда не уйдут». Он был центральной фигурой культурном возрождении африканеров, способствуя распространению африкаанса и помогая делать первые переводы Библии на этот язык. Также он помог основать «Брудербонд» (Broederbond) и стал его первым председателем.

В 1921 семья Науде переехала в город Грааф-Рейнет в Капской провинции, в район Карру. Бейерс посещал среднюю школу Hoërskool и закончил её в 1931. Потом, следуя семейной традиции, Бейерс он изучал теологию в Университете Стелленбоша, центре африканерской мысли. Там он жил в мужском общежитии. В 1939 он окончил университет и получил степень магистра в языкознании и теологии. Лекции по социологии ему читал будущий премьер и архитектор апартхейда Фервурд. Но для Науде более важным оказалось влияние богослова Бена Кеета (Ben Keet), который заложил основу для будущего инакомыслия Бейерса.


В 1939 Науде был посвящён в сан и стал самым молодым членом «Брудербонда». 03.08.1940 Науде женился на Ильзе Хедвиг Ведер (Ilse Hedwig Weder), дочери моравского миссионера. У пары родились трое сыновей и дочь. В течение 20 лет он служил в различных общинах, проповедуя религиозное оправдания апартхейда. Он возглавлял синод Трансвааля. Последним местом работы была богатая церковь в Претории, которую посещали несколько министров. Он начал сомневаться в его оправданности после посещения межрасовых богослужений в 1950.

Борьба против апартхейда
После резни в Шарпевиле в 1960, когда полиция убила 69 черных демонстрантов, протестовавших против закона о пропусках, который ограничивал их свободу передвижения и трудоустройства. Глубоко разочарованный, он начал интенсивное изучение Библии и пришел к выводу, что апартеид несправедлив и не имеет оправдания в Священном писании. Науде перестал поддерживать политическое учение своей церкви. Он в течение 30 лет боролся за примирение между расами и равные права, что привело к потрясениям в ГРЦ.

В ответ на события в Шарпевиле Всемирный совет церквей (ВСЦ) направил в Йоханнесбург делегацию из 8 основных мировых реформатских организаций для встречи с местным духовенством. Науде, тогда глава церковного округа в Южном Трасваале, помог организовать консультации между ВСЦ и 80 делегатами от южноафриканских церквей в пригороде Йоханнесбурга Коттесло (Cottesloe). Принятая по итогам переговоров резолюция отвергала возможность исключать людей из церкви из-за расовой принадлежности и подтвердила право всех людей владеть землей и высказывать своё мнение о властях. Науде был единственным среди делегатов от своей церкви, который упорно отвергал любые богословские обоснования апартхейда после того, как премьер Фервурд вынудил делегацию ГРЦ отказаться от переговоров. Позже ГРЦ покинула ВСЦ.

В 08.1963 Науде основал Христианский институт Южной Африки (Christian Institute of Southern Africa) - экуменическую организацию, с целью которой было содействие примирению на основе межрасового диалога, научные исследования и публикации. ГРЦ заставила Науде сделать выбор между саном священника и руководством Институтом. Тогда он ушёл из церкви, оставил свою общину и в 1963 вышел из «Брудербонда». В результате он потерял свой статус священника ГРЦ. В своей последней проповеди он заметил пастве: «Мы должны быть больше лояльны Богу, чем человеку». Стоически вынося огромное давление со стороны африканерской политической и церковной элиты, он сказал жене: «Мы должны приготовиться к 10 годам в пустыне». Туту позже сказал: «Бейерс стал прокаженным в африканерской общине».
В том же году Науде обвинили в том, что в прессе появились конфиденциальные сведения о Брудербонде, но профессор Витватерсрандского университета Нового Завета Альберт С. Гейзер (Albert S. Geyser) позже признался, что обнародовал их он. Науде лишь передал документы Гейзеру, чтобы оценить степень влияния «Брудербонда» на церковь, и тот отдал их журналисту «Sunday Times» без ведома Науде. В 1967 Науде и Гейзер выиграл дело о клевете против консервативного профессора из Претории Адриаана Понта (Adriaan Pont), назвавшего их коммунистами.

Науде и Институт боролись за рост взаимопонимания между церквями. В 1970 Науде был 1 из немногих белых южноафриканских христианских лидеров, «который открыто призывал к пониманию решения ВСЦ» оказать финансовую поддержку освободительным движениям в ЮАР. Отвергая обвинения во вмешательстве левого крыла ВСЦ, он заявил: «Если кровь течет по улицам Южной Африки, то не потому, что ВСЦ что-то сделал, а потому что церкви Южной Африки ничего не сделали», - сказал Науде. После этого смелого заявления последовал парламентский запрос по поводу деятельности Института и нескольких других христианских групп. В ответ в 1972 государство образовало комиссию Шлебуша (Schlebusch Commission) для расследования деятельности антирасистских христианских организаций. Когда Науде отказался давать показания, он был осужден и заключен в тюрьму. После проведённой в камере ночи священник ГРЦ заплатил штраф.

Во время поездки в Германию и Великобританию в 1972 Науде проповедовал в Вестминстерском аббатстве, став «первым бурским богословом, заслужившим такую честь». В 1973 государство изъяло у него паспорт, но в 1974 временно вернуло, чтобы он мог поехать в Университете Нотр-Дам (University of Notre Dame) в Чикаго, чтобы получить премию Рейнхольда Нибура за справедливость и мир (Reinhold Niebuhr Award for justice and peace).

С самого начала Науде и Институт подвергались преследованиям. Когда его пригласили на встречу с молодыми прихожанами ГРЦ, церковные чиновники выгнали его из здания. Тайная полиция совершила налёт на его дом и офис Института. Науде выступал и против апартхейда, и против растущего насилия со стороны чёрных, но постепенно институт стал более радикальным и начал сотрудничать с «Движением чёрного самосознания» - сторонниками «теологи освобождения», которых возглавлял Стив Бико. Они отвергали как белый расизм, так и либеральный патернализм. Многие сотрудники Института были «запрещены» или у них изъяли паспорта. В конце концов в 1977 государство вынудило закрыт Христианский институт.

С 10.1977 до 1984 Науде был «запрещённым лицом» - это форма домашнего ареста с жесткими ограничениями на его передвижение и контакты. Например, он не может быть в 1 комнате с более чем 1 человеком. Других лидеров Христианского института, в т. ч. Брайана Брауна (Brian Brown), Седрика Мэйсона (Cedric Mayson) и Питера Рэндалла (Peter Randall), постигла та же участь, Хотя Науде и находился под постоянным наблюдением полиции, ему удавалось тайно помогать борцам против апартхейда передвигаться и покидать ЮАР, ремонтируя и предоставляя им старые транспортные средства. Позже он шутил, что это был «мой небольшой вклад в справедливую борьбу». Его связным из АНК был Сидней Муфамади (Sydney Mufamadi), который после 1994 стал министром.

В 1980 Науде и 3 других богослова из ГРЦ порвал с этой структурой и были приняты в клир Голландской реформатской церкви в Африке ( Dutch Reformed Church in Africa) - черной организации, основанной белой ГРЦ.

После снятия «запрета» в 1985 он стал преемником Туту на посту генсека Южноафриканского совета церквей. В этом качестве он призывал освободить политзаключенных (в частности, Манделы) и начать переговоры с АНК. В 1987 режима запретил общественные призывы к освобождению задержанных. Но Науде настаивал, чтобы христиане продолжали публично молиться о заключенных, несмотря на то, что правительство угрожало тюремным заключением. Когда закончился срок полномочий генсека, Науде продолжал работать в организациях, выступавших против апартхейда и за развитие.

Деятельность в период после апартхейда
После 1990 Науде иногда открыто читал свои сочинения на мероприятиях АНК. В том же году АНК пригласил его стать африканером - членом их делегации на переговорах с правительством националистов. (От такой толерантности и политкорректности у меня едет крыша. - Р.) в Хроте Схюр (Groote Schuur).Несмотря на многолетнее сотрудничество с АНК, Науде так и не вступил в партию. Некоторые предполагали, что это, наряду с его преклонным возрастом и плохим состоянием здоровья в течение нескольких последних лет его жизни, заставило его отойти от политики. Другие считали, что Науде всегда был крайне независимым и не мечтал о карьере. Несмотря на свою связь с АНК, он также поддерживал контакты с Движением чёрного самосознания Black Consciousness Movement и Панафриканским конгрессом.

В 2000 была подписана Декларация обязательств белых южноафриканцев (?) (Declaration of Commitment by White South Africans) - официальный документ, который признавал, что апартхейд был злом для черных южноафриканцев.

После Науде смерти в возрасте 89 лет Мандела восхищался им его как «истинным гуманистом и истинным сыном Африки». На официальных государственных похоронах Науде 18.09.2004 присутствовал президент Мбеки, другие высокопоставленные лица, а также высшие функционеры лица АНК. Пепел Науде был разбросаны в тауншипе Александра недалеко от Йоханнесбурге. (От такой толерантности и политкорректности у меня едет крыша. - Р.)

У Науде остались жена, четверо детей и 2 правнука.

Несмотря на то, что его преследовали свои же сородичи, Науде «никогда не выражал видимой неприязни к своим бывшим противникам. Он сказал: «Я африканер. Я никогда не считал себя кем-то другим, и я очень рад, что смог сделать свой небольшой вклад в общее дело».

Достижения и награды
За свою жизнь Науде получил много наград, из которых наибольший интерес представляет Премия Роберта Кеннеди за права человека (Robert F. Kennedy Human Rights Award). Он получил её в 1985 вместе с Бусаком и В. Манделой.

В 1993 он был номинирован на Нобелевскую премию мира американской квакерской организацией. Ещё он получил 14 почетных докторских степеней.

В 2001 в Йоханнесбурге, где он прожил большую часть своей жизни в пригороде Гринсайд (Greenside), в его честь переименовали 1 из главных улиц, а также присвоили его имя парку (?) в центре города.

В 2004 Науде в ходе неформального опроса, проведенного на телевидении, занял 36-е место в списке 100 самых великих южноафриканцев.

По словам секретаря ВСЦ Георгеса Лемопоулоса (Georges Lemopoulos), Науде был «одним из истинных христианских пророков нашего времени». После восстания в Соуэто в 1976 он пророчески предсказал отток жителей из ЮАР после ликвидации апартхейда. Он предупреждал, что привилегированное положение белых невозможно терпеть. «Для многих из них будет невозможно жить в новом южноафриканского обществе, они будут подавлены физически, эмоционально и психологически. У них будет право остаться, но они сочтут атмосферу неприемлемой, и поэтому многие скажут: «Мы не можем приспособиться, мы должны уехать.

Науде учил людей истинной справедливости. Его глубоко укоренившиеся христианская вера подкрепляла все, что он делал, он был бесстрашен и недвусмысленно выступил против жестокости и несправедливости.

А вот и цитата из Корочанцева-Осипова:
«22 года Науде был священником Голландской реформатской церкви, членом «Бродербонда». Трудно было себе вообразить большего ревнителя «чистоты африканерства», чем он. Его отец, Домине Джошуа Науде, Я так понимаю, что «Домине» - это таки титул-обращение, а не имя. ;-)) - Р.) был капелланом в бурских отрядах, одним из тех, кто после 1902 продолжал сражаться с англичанами. Потом он стал одним из основателей «Бродербонда», его первым председателем.
Однако голос совести способен перекрыть в человеке, который дорожит своей честью, все соображения корысти и личного довольства, даже исправить недостатки предвзятого, дурного воспитания, говорит Бейерс Науде.; Так случилось и с ним. Сын националистически на строенного африканера увидел беду, которую несет Южной Африке апартеид, и восстал против него. В 1963 он вышел из «Бродербонда», направив личное письма его председателю Пиету Мейеру. В ноябре того же года Науде стал директором Христианского института, а 19.10.1977 это учреждение, сочтенное крамольным, было закрыто. Расисты сожгли в Кейптауне церковь, где Науде и его последователи разъясняли белым собратьям вред апартеида, разоблачали подноготную «Бродербонда». Наконец в 1982 власти, выйдя из себя, объявили его «запрещенным лицом». Тем не менее Науде переехал в африканский поселок, где часто выступает с антирасистскими проповедями».

Любопытно, что ни Бусак, ни Науде, в отличие от Туту, не ратовали за прекращение насилия.

Ну и логично будет рассказать до кучи ещё про 1 белого борца с расовой дискриминацией.

Йоханнес ван дер Кемп
[Йоханнес ван дер Кемп] (На этот раз основой послужила статья в русской Вики, а не в английской - она более полная! Любопытно, что ни на голландском, ни на африкаансе статей нет. ;-)

Йоханнес Теодорус ван дер Кемп (Johannes Theodorus van der Kemp) (17.05.1747-15.12.1811) - офицер, врач и философ, ставший миссионером в Южной Африке.

Йоханнес был вторым сыном Корнелиуса ван дер Кемпа, ведущего реформатского священника из Роттердама, и Анны-Марии ван Тейлинген (Anna Maria van Teylingen). Его старший брат был профессором богословия в Лейденском университете. Свое обучение Йоханнес начал в латинских школах в Роттердаме и Дордрехте. В 1767 он поступил в Лейденский университет, где изучал медицину, но когда его старший брат был назначен профессором церковной истории, он прервал свое обучение

Оставив университет, Йоханнес ван дер Кемп поступил на службу в драгунскую гвардию, стал вести светскую жизнь. Однако когда у него появилась незаконнорожденная дочь Иоанна (Антье) (Johanna, Antje), Аннета, он взял ее к себе в дом и занялся ее воспитанием. В 1778 он влюбился в молодую девушку Кристину (Стинье) Франк (Christina, Stijntje Frank) (ум. 1791), которая была низкого происхождения и работала пряхой. Он жил с ней в течение года, но потому получил за это выговор от принца Оранского. Когда ван дер Кемп объявил о своем намерении жениться на девушке, его заставили уйти из гвардии. 29.05.1779 он вступил в брак и покинул армию.

Ван дер Кемп возобновил изучение медицины, на этот раз в Эдинбурге, и через 2 года закончил его. Также он опубликовал написанные на латыни трактат по космологии «Парменид» (Parmenides). В 1782 он вернулся в Нидерланды и начал врачебную практику - вначале в городе Мидделбурге, затем в Дордрехте.

27.06.1791 его жена и дочь Антье утонули во время речной прогулки на лодке, когда налетел шквал, и только самому ван дер Кемпу удалось спастись. После этого эмоционального потрясения он обратился к религии - протестантизму реформатского толка, в котором его воспитывали.

Во время войн с революционной Францией ван дер Кемп поступил на службу в госпиталь. После захвата Нидерландов французскими войсками он стал главным врачом больницы в Цвийндрехт (Zwijndrecht) около Додрехта и занялся изучением восточных языков и литературы.

Миссионерская деятельность
В 1797 он узнал, что создано Лондонское миссионерское общество (ЛМО) (London Missionary Society), которое призывало добровольцев «встать под знамя распространения Слова Божьего среди язычников Африки». В 04.1798 ван дер Кемп ЛМО предложил свои услуги и помог создать голландский филиал общества. Его пригласили в Лондон, где в 11.1798 посвятили в сан, и он начал подыскивать сотрудников для ЛМО. В 12.1798 вместе с ещё 2 посланцами ЛМО он отплыл из Лондона в Капскую колонию, куда прибыл 31.03.1799.

Он основал первую миссионерскую типографию, где в 1799 отпечатал первую в Южной Африке брошюру - 8-страничное обращение ЛМО к жителям Капской колонии в переводе на голландский.

После работы в краале Гайки (?) (Gaika's Kraal) около Кинг-Уильямс-Тауна он отправился за пределы восточной границы колонии, чтобы основать первую миссию среди коса, управляемых вождём Нгкикой (Ngqika). В 09.1799 он достиг резиденции праввождя. Нгкика, заинтересованный в хороших отношениях с Капской колонией, разрешил ван дер Кемпу остаться у него на некоторое время. Ван дер Кемп стал знакомится со страной коса, путешествовал и усердно изучал их язык. Коса дали ему имя «Джанкханна» (Jank' hanna) («лысый»). Ван дер Кемп приложил все свои усилия для того, чтобы предотвратить примирение Нгкики со своим дядей Ндламбе. Он убедил Нгкику, что его будущее в союзе с Великобританией. Ван дер Кемп искренне считал благом для африканцев распространение европейской цивилизации и христианства. Однако вскоре началась война с коса, и ему пришлось вернуться.

С 1801 он работал только в колонии, главным образом среди согнанных с земли готтентотов. В 1803 в Бетелсдорпе (Bethelsdorp) он основал миссию для кочевников-готтентотов, но встретил яростное сопротивление со стороны местных фермеров, которые обвинили его в укрывательстве преступников. Со своей стороны ван дер Кемп выдвинул против фермеров целый список обвинений. Он обратился к властям с требованием расследовать случаи жестокого обращения со слугами-готтентотами, но начавшееся расследование проводилось преимущественно чиновниками-голландцами, симпатизировавшими фермерам. В результате все случаи жестокого обращения были признаны недоказанными. Ван дер Кемпа беспокоило экономическое положение готтентотов, и он выступал за их уравнивание в правах с белыми.

07.04.1806 он женился - отчасти из принципа - на Саре (Салли) Янс (Sara Janse), освобожденной 45-летней рабыне-мальгашке. Это вызвало большое недовольство среди жителей колонии, и ван дер Кемп даже был вынужден временно покинуть Бетелсдорп по распоряжению правительства. Салли родила 3 сыновей и дочь.

Имея опыт работы в области европейской и классической филологии, он стал первым исследователем языков коса и готтентотских. Он составил первую грамматику и словарь языка коса.

В 1811 губернатор отозвал его в Кейптауне, где ван дер Кемп умер. Незадолго до смерти он стал руководителем миссии ЛМО.

Сара Миллин (Sarah Millin), 1 из самых популярных англоязычных южноафриканских писателей, посвятила ван дер Кемпу книгу «Горящий человек» (The Burning Man). Андре Бринк описал его жизнь в Бетелсдорпе в романе «Богомол» (Praying Mantis).

ЮАР, !южноафриканское, христианство, цыгане

Previous post Next post
Up