[Международная деятельность, политические взгляды, награды, личная жизнь] Международная деятельность С момента выхода на пенсию Туту активно занимался вопросами, касающимися демократии, свободы и прав человека. В 2006 он запустил глобальную кампанию за то, чтобы все дети регистрировались при рождении, поскольку незарегистрированный ребёнок официально не существует и уязвим для торговцев людьми и во время стихийных бедствий.
В 2009 Туту помог создать на Соломоновых островах Комиссию правды и примирения, по образцу южноафриканской.
Туту неоднократно критиковал внутреннюю политику КНР, в т. ч. в отношении Тибета. Когда далай-лама собрался приехать в ЮАР для участия в 80-м юбилее Туту в 2011, он не смог получить визу. По его словам, заявка на визу не пришла вовремя, несмотря на то, что была отправлена в Преторию за несколько недель. В 2009 Пекин предупредил, чтобы Далай-ламу не пускали в страну.
Туту поддержал движение за независимость Западного Папуа, критикуя содействие ООН его захвату Индонезией. Туту заявил: «На протяжении многих лет народ Южной Африки страдал под игом угнетения и апартеида. Многие люди продолжают терпеть жестокие притеснения и попрание их человеческого. В числе таких людей - жители Западного Папуа».
Зимбабве
Туту громко критиковал нарушения прав человека в Зимбабве, а также проводимую правительством ЮАР «тихую дипломатию» по отношению к Зимбабве. В 2007 он сказал, что «тихая дипломатия», проводимая Сообществом развития Юга Африки(Southern Africa Development Community, SADC), «совершенно не работает». Он призвал Великобританию и Запад оказать давление на САДК, в т. ч. на ЮАР, которая председательствовала на переговорах между партией Мугабе ЗАНУ-ПФ и оппозиционным Движением за демократические перемены Цвангираи (Movement for Democratic Change), установить четкие сроки для принятия мер и последствия, которые наступят в случае невыполнения. В прошлом Туту часто критиковал Мугабе, и он однажды назвал самодержавного лидера «карикатурной фигурой африканского диктатора». В 2008 он призвал международное сообщество вмешаться в Зимбабве, даже с применением силы, если это необходимо. Со своей стороны, Мугабе назвал Туту «сердитый, вредный и озлобленных маленький епископ».
Туту неоднократно заявлял, что все лидеры Африки должны осудить Зимбабве. «Это отвратительная клякса в нашей тетради. Неужели мы действительно заботимся о правах человека? Беспокоит ли нас, что на людей из плоти и крови, наши братьев-африканцев, смотрят как на отбросы, едва ли не хуже, чем это было при бешеных расистах? « После президентских выборов в Зимбабве в 04.2008 Туту выразил надежду, что Мугабе уйдет в отставку, когда первоначально сообщили, что Мугабе проиграл выборы. Туту вновь заявил о своей поддержке демократического процесса и надеется, что Мугабе будет прислушиваться к голосу народа.
Туту говорил про Мугабе: «Это человек, которым мы очень гордились. Он проделал фантастическую работу, а теперь сильно опозорил себя, потому что у него было прекрасное наследие. Если бы он ушел в отставку лет десять назад, он сохранил бы репутацию весьма уважаемого человека. И я все повторяю, что мы должны уважать его за то, что он делал раньше, а то, что он делает сейчас - позор для него».
Туту опасается, что если результаты выборов будут проигнорированы, то в Зимбабве вспыхнут беспорядки. Он предположил, что для обеспечения стабильности в регион должны быть направлены миротворческие силы.
Евреи, Израиль и Палестина
Туту признал значительную роль евреев в борьбе против апартеида в Южной Африке и поддержал озабоченность своей безопасностью, выступая против террористов-смертников. Он также активно борется за то, чтобы на Израиль оказывалось экономическое давление с целью заставить его уйти с палестинских территорий.
В 1988 Американский еврейский комитет (АЕК) отметил, что Туту резко критиковал военные и других связи между Израилем и ЮАР времён апартхейда, и процитировал его слова, что сионизм имеет «очень много сходства с расизмом» на том основании, что он «выделяет людей по этническим или иным признакам, которые от них не зависят». Хотя АЕК критиковал некоторые взгляды Туту, он опроверг «коварные слухи», что тот делал антисемитские заявления.
Туту сравнил отношение Израиля к палестинцам с жизнью чернокожих южноафриканцев в условиях апартхейда. Он обратил это сравнение во время визита в Иерусалим на Рождество в 1989: «Я - черный южноафриканец. Если поменять названия, то описание того, что происходящего в Газе и на Западном берегу реки Иордан похоже на описание событий в Южной Африке». Аналогично он высказался в 2002, говоря об «унижении палестинцев на контрольно-пропускных пунктах и блокпостах, когда палестинцы страдают так же как страдали мы, когда молодые белые офицеры полиции запрещали нам передвигаться».
Туту проповедовал прощение во время посещения музей «Яд Вашем» в 1989, говоря: «Наш Господь сказал бы, что в конечном итоге к добру приводит дух прощения, но не забвения. Этот дух говорит: "Боже, это случилось с нами. Мы молимся за тех, кто сделал это; помоги нам простить их и помочь нам, чтобы мы, в свою очередь, не причиняли страданий другим". Некоторые сочли это заявление оскорбительным. Раввин Марвин Хир (Marvin Hier) (?) из Центра Симона Визенталя назвав его «незаслуженным оскорблением евреев и жертв нацизма во всем мире». в ходе визита в Израиль расисты оскорбляли Туту, написав «Черная нацистская свинья» на стенах собора св. Георгия в Восточном Иерусалиме, где он остановился.
В 2002 во время публичной лекции в поддержку экономического давления на Израиль Туту сказал: «Мое сердце болит. Почему наша память так коротка? Неужели наши еврейские братья и сёстры забыли свои унижения? Неужели они так быстро забыли испытанные ими коллективные наказания и снос домов? Неужели они отвернулись от своих глубоких и благородных религиозных традиций? Неужели они забыли, что Бог заботится об угнетенных?» Он утверждал, что Израиль никогда не сможет жить в безопасности за счет угнетения других народов, и заявил: «В этой стране [США] люди боятся сказать, что это неправильно, потому что им мешает очень мощное еврейское лобби. Ну и что? Помилуйте, это Божий мир! Мы живем в нравственной вселенной. Режим апартхейда был очень мощным, но сегодня он уже не существует». Последнее утверждение подверглось критике со стороны некоторых еврейских организаций, в том числе Антидиффамационной лиги. Когда Туту отредактировал и перепечатал часть своей речи в 2005, он заменил слова «еврейское лобби» на «произраильское лобби».
В 2003 Туту получил международную адвокатскую премию мира от Школы права Кардозо (Cardozo School of Law), филиала Иешива-университета, что вызвало разрозненные протесты студентов и осуждение со стороны представителей Центра Симона Визенталя и Антидиффамационной лиги.
В 2003 Туту принял на себя роль главы Сабильского (Sabeel) интернационала, международной христианской теологической освободительной организации, которая представляет интересы палестинской христианской общины и активно лоббирует среди христиан мира экономическое давление на Израиль.
В 2006 газета «Джерузалем пост» описал его взгляды так: «друг Израиля и еврейского народа, хотя и заблуждающийся». Сионистская организация Америки привела кампанию в знак протеста против выступления Туту в североамериканских кампусах.
В 2007 президент Университета Сент-Томас в Миннесоте отменил запланированную речь Туту на том основании, что его присутствие может оскорбить некоторых членов местной еврейской общины. Многие преподаватели выступили против этого решения, некоторые назвали Туту жертвой клеветнической кампании. Группа «Еврейский голос за мир» по электронной почте призвала руководство университета пересмотреть свое решение и пригласить Туту выступить на территории кампуса. Туту отказался от повторного приглашения, выступив в другом университете.
Туту был назначен главой миссии ООН по установлению фактов, направленной в секторе Газа, в город Бейт-Ханун. Там в 11.2006 после недельного вторжения израильских войск, направленных на пресечение ракетных обстрелов Израиля из города, погибли 19 гражданских лиц. Туту планировал отправиться на палестинские территории для «оценки положения с жертвами, учета потребностей оставшихся в живых и рекомендации по защите гражданского населения от дальнейших израильских нападений». Израильские официальные лица выразили обеспокоенность, что доклад будет настроены против Израиля. Туту отменил поездку в сер. 12.2006, заявив, что Израиль после более чем недели переговоров отказался предоставить ему разрешение на въезд. Однако Туту и британский учёный Кристин Чинкин были намерены попасть в сектор Газа через Египет и подать отчет в 09.2008 на сессии Совета по правам человека. Во время работы миссии Туту назвал блокаду Газы мерзостью и сравнил поведение Израиля с военной хунтой в Бирме.
Во время войны в Газе в 2008-09 Туту назвал израильское наступление «военным преступлением».
На спорной Конференция ООН по борьбе с расизмом в Дурбане в 04.2009 американский адвокат Алан Дершовиц назвал Туту «расистом и фанатиком».
В 08.2011 Туту встретился с израильскими студентами и заявил, что «бойкоты не помогают решить проблемы». Он также признал право Израиля на существование.
В 2011 некоторые члены Американской психиатрической ассоциации отказались от участия в ежегодной встрече, протестуя против избрания Туту спикером в связи с якобы антисемитскими заявлениями епископа. Один доктор даже вышел из организации.
Председатель «Старейшин»
18.07.2007 в Йоханнесбурге Мандела, Граса Машел и Туту созвал «Старейшин» (The Elders) - группу мировых лидеров, чтобы использовать их мудрость, доброту и лидерские качества для совместного решения сложнейших мировых проблем. Мандела объявил о создании организации в своей речи на свой 89-й день рождения. Туту - председатель организации. Также в её основании участвовали Кофи Аннан, Гру Харлем Брундтланд, Джимми Картер, лауреаты Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус и Аун Сан Су Чжи (она - символически) и ещё ряд товарищей.
«Эта группа может говорить свободно и смело, работая как публично, так и за кулисами в зависимости от того, что нужно делать», - прокомментировал Мандела. «Мы будем работать вместе, чтобы поддержать мужество там, где есть страх, достичь согласия там, где есть конфликт, и вселить надежду там, где есть отчаяние». Старейшины будут независимо финансироваться группой учредителей.
В 2002 Туту призвал к реформе Англиканской церкви. Он привержен экуменизму и высоко оценивает усилия христианских церквей по развитию диалога.
Туту читает Библию каждый день. Он рекомендует людям читали ее как собрание книг, а не единый законодательный документ: «Есть определенные части, с которые вы не должны соглашаться. В Библии признаётся рабство. Апостол Павел говорил, что женщины вообще не должны говорить в церкви, и нашлись люди, которые воспользовались этими словами, чтобы сказать, что женщины не должны быть рукоположены. Есть много вещей, которые вы не должны принимать».
Туту призывал мировых лидеров содействовать свободной торговле с бедными странами и направить налоги на закупку лекарств против СПИДа. Туту заявил, что глобальная «война с террором» не может быть выиграна, пока люди живут в ужасных условиях.
Тут на всемирном экономическом форуме в 2009
Он критиковал США и Англию за войну в Ираке и обращение с заключёнными в тюрьме в Гуантанамо. Туту назвал содержание под стражей без суда в этой тюрьме «совершенно неприемлемым» и сравнил такие аресты с происходящими во время апартхейда. Он также подчеркнул, что, когда Южная Африка использовала эти методы, она была осуждена; однако когда такие сильные державы, как Великобритания и США, прибегают к подобному насилию, мир молчаливо соглашается с такими методами, даже если они нарушают основные права человека. Туту отметил, что Великобритания и США прибегают к таким же аргументам, как и ЮАР в период апартхейда. «Это постыдная вещь. Невозможно найти достаточно сильные слова, чтобы осудить поведение Великобритании, США и некоторых их союзников». Туту также возмутился неудачной попыткой Блэра задерживать подозреваемых в терроризме в Великобритании на срок до 90 дней без предъявления обвинений. «Для южноафриканцев 90 дней - ужасное дежа-вю. В Южной Африке в старые недобрые времена был закон о содержании под стражей в течение 90 дней. При апартхейде, как и в Гуантанамо, людей задерживали на крайне длительный период, а затем отпустили».
Права геев
В дискуссии о взглядах англикан по поводу гомосексуализма он выступил против христианской дискриминации гомосексуалистов, но поддержал мнение, что священники-гомосексуалисты должны оставаться холостыми.
Комментируя реакцию на избрание в США в 2003 епископом Джина Робинсона, открыто называвшего себя геем, Туту сказал: «В нашей церкви в Южной Африке, это имеет значения. На данный момент, мы считаем, что они должны соблюдать обет безбрачия, и мы не понимаем, из-за чего этот шум». Туту опечален тем, что церковь тратит время на споры по поводу сексуальной ориентации, «в то время как мы сталкиваемся с многочисленными проблемами, представляющими реальную опасность - такими, как бедность, ВИЧ/СПИД, войны и конфликты».
Туту усилил критику консервативного отношения к гомосексуализму в своей церкви, приравнивая гомофобию к расизму. Он заявил, что «глубоко обеспокоен тем, что перед лицом страшных проблем, стоящих перед Африкой, мы концентрируемся на вопросе "что и с кем делать в постели"». В 2007 Туту обвинил церковь в том, что она одержима гомосексуализм, и заявил: «Если Бог, как они утверждают, гомофоб, я бы не стал поклоняться такому Богу».
Он заявил, что гомофобия является «преступлением против человечности» и «ничуть не менее несправедливой», чем апартхейд. «Мы боролись против апартхейда в Южной Африке при поддержке людей во всем мире, потому что черных обвиняли и заставляли страдать за то, что они никак не могли изменить - за цвет кожи. То же самое и с сексуальной ориентацией. Это данность».
Права женщин
08.03.2009 Туту присоединился к кампании «Африка за права женщин» (сайт http://www.africa4womensrights.org), начатой рядом африканских организаций по защите прав человека и прав женщин. Её целью было дать женщинам возможность реализовывать свои права человека, а также положить конец насилию и дискриминации в отношении женщин. Организаторы хотели заставить африканские государства ратифицировать международные и региональные конвенции по защите прав женщин и безоговорочно их соблюдать.
В 1994 Туту заявил, что он одобряет искусственную контрацепцию и что аборты приемлемы в таких ситуациях, как инцест и изнасилование.
Иммиграционные законы США
Туту резко критиковал введение в Аризоне закона об уголовной ответственности за нелегальную иммиграцию, требующего от иммигрантов постоянно носить с собой документы. Он заявил, что «опечален перспективой молодой латиноамериканской иммигрантки в Аризоне, которая собралась в продуктовый магазин и забыла захватить паспорт и иммиграционные документы. Я не могу спокойно слышать о том, что вскоре сам факт посещения ею магазина станет преступлением в государстве, где она живёт. Возможно, полицейский услышит, что она говорит с акцентом, и возьмёт её под стражу по подозрению в нелегальной иммиграции, в то время как дома её дети ждут свой ужин». Он призвал аризонских законодателей следовать глубокому уважению к правам человека, которыми пользуются сами американцы.
(Странно, что он не вспомнил о расистском требовании к неграм в ЮАР - постоянно носить при себе пропуск.- Р.)
Туту выступает в Университете Западного Кейпа
(Туту вообще ведёт бурную общественную деятельность, которая не особенно интересна.- Р.)
Геном
В рамках исследования разнообразия человеческого генома человека Туту пожертвовал проекту свои клетки. Она была взята в качестве примера банту, говорящих на языках групп сото-тсвана и нгуни (публикация - 02.2010).
***
Туту в 12.2010 Когда Туту исполнилось 79 лет, он постепенно начал отходить от общественной жизни. 23.05.2011 в Массачусетсе Туту сказал, что это его последнее крупное публичное выступление за пределами Южной Африки. Он обещал, что выполнит свои обязательства по 05.2011, а принимать новые уже не будет. «Вместо того, чтобы стареть изящно, дома с семьей - читать и писать, молиться и думать - я потратил слишком много времени в аэропортах и в гостиницах».
Награды (Их очень много, про всё писать - не выдержит бумага. Ни в СССР, ни в РФ его не награждали.- Р.)
16.10.1984 епископ Туту был удостоен Нобелевской премии мира. Нобелевский комитет аргументировал своё решение его «ролью объединяющей фигуры в кампании по решению проблемы апартхейда в Южной Африке». Это было воспринято как поддержка его и Южноафриканского совета церквей, который он возглавлял в то время.
В 1978 Туту получил статус научного сотрудника из Королевского колледжа в Лондоне. Также в его честь назвали ночной клуб студенческого объединения.
В 2008 губернатор Иллинойса Род Благоевич объявил 13 мая «Днём Десмонда Туту». Во время визита в Иллинойс Туту был удостоен Линкольновской премии лидерства (Lincoln Leadership Prize).
В 2009 в честь Десмонда и Лии Туту названы 2 сорта роз.
В 2001 Университетом Стелленбоша Туту был принят в Международное почётное общество золотого ключа (Golden Key International Honour Society).
Личная жизнь
02.07.1955 Туту женился на Номилазо Лие Шенксане (Nomalizo Leah Shenxane), учительнице, которого он встретил в колледже. У них было четверо детей: Тревор Тамсанка (Trevor Thamsanqa), Тереза Тандека (Theresa Thandeka), Наоми Нонтомби (Naomi Nontombi) и Мпхо Андреа (Mpho Andrea). Все они помещали школу «Уотерфорд Камхлаба» (Waterford Kamhlaba) в Свазиленде.
Тревор был арестован по делу о заложенном в аэропорту Ист-Лондона в 1989 взрывном устройстве. В 1991 он был признан виновным в нарушении Закона о гражданских авиации, поскольку сделала ложное сообщение о заложенной на борту самолета South African Airways (SAA). Вылет в Йоханнесбург был задержан более чем на 3 часа, убытки SAA составили 28 тыс. рандов. Тревор объявил о намерении обжаловать приговор, но не смог прибыть на слушания апелляции и утратил залог в 15 тыс. рандов. Он должен был начать отбывать наказание в 1993, но не смог сделать это. Наконец он был арестован в Йоханнесбурге в 08.1997 и был амнистирован Комиссией правды и примирения (Truth and Reconciliation Commission). Он был освобожден из тюрьмы Гудвуд в Кейптауне, где он начал отбывал 3,5 года тюремного заключения после того, как суд в Ист-Лондоне отказался освободить его под залог.
Наоми основала Фонд Туту для развития и помощи в Южной Африке, базирующийся в Коннектикуте. Она училась в Университете Кентукки и пошла по стопам своего отца, став правозащитником. Сейчас она - координатор программы для Института межрасовых отношений в Фиск-университет в Теннесси.
Мпхо также пошел по стопам отца и в 2004 была рукоположена в сан священника собственным отцом. Она также является основателем и исполнительным директором Института молитвы и паломничества Туту и председателем совета Глобального альянса по СПИДу.
В 1997 Туту был поставлен диагноз рака предстательной железы, он прошёл успешное лечение в США. Впоследствии он стал руководителем Южно-Африканского фонда рака простаты, созданного в 2007.
Туту - миниатюрный, кипучий и энергичный человек. На инаугурации Манделы он не выдержал и разразился криками радости. Известно, что он танцевал в ходе торжественных богослужений, и его проповеди были такими же восторженными, но скорее пророческими, чем эмоциональными. Он по-прежнему ежедневно молится и размышляет. В день инаугурации Манделы он причастился на африкаансе (?)