Николай Краевич: Луч Благодати

Jan 24, 2014 22:44


Имя Николая Краевича (1758-1790) в наши дни почти неизвестно, хотя в XVIII веке этот русский мистик пользовался большим уважением современников, в том числе таких великих духовных просветителей России, как Новиков, Лопухин и Лабзин. Краевича нередко сравнивали с Якобом Беме, зная об очень высоком уровне его духовного развития. Мистик оказал заметное влияние на развитии розенкрейцерства в России. Отдавая дань его заслугам, мы хотели бы рассмотреть его небольшое, но очень ценное наследие.

Краевич был устремлен к Истине всем своим существом. Искреннее стремление, жажда Духа и молитвенное состояние, наполнявшее его жизнь непрестанно, сделали его достойным духовных даров. «Божественная алхимия», о которой говорил Краевич, реально осуществлялась в нем и делала его духовный путь живой действительностью. Мистический опыт, записанный Краевичем в последние годы жизни, был собран Лопухиным и под названием «Луч Благодати, или Писания Н. А. К.» издан на французском языке. Книга, в первоначальном издании которой не значилось авторства, место и года издания, содержит 11 коротких писем к Лопухину, три описания духовного опыта автора («Созерцания») и беседы, записанные его учеником Д.

Какой Источник даровал Краевичу его видение? Кто открыл ему те тайны, к которым он был допущен? Какая сила вела его?

В третьем письме указанного сборника Краевич описывает мистический опыт, произошедший с ним и открывший ему многие истины. Ищущий знания, он обращается к Богу с просьбой «обличить в дерзости и заблуждении» и указать на верный путь. По просьбе этой он был допущен к странного вида ограде, за которой, подпрыгивая, он хотя и мог что-то увидеть, но не разбирал, что именно. Тогда он услышал громкий голос, зовущий его и произносящий:

«Аз есмь дверь»

Последовав за ним, автор увидел перед собою дверь - очень низкую, но широкую такую,

«…что все бы люди мира могли бы пройти вдруг, буде бы токмо не мешала величина их, и буде бы могли себя испразднить от тучности духовной и быть нищими духом, дабы взлетать туда могли»

Войти в эту дверь было невозможно: она была слишком низкой для человеческого роста. Не зная, что делать, Краевич увидел крыло, «на котором в картинах был изображен весь процесс крестной жизни Иисуса Христа. Последним изображением было распятие на кресте».


Вспомним слова Евангелия от Матфея: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). Слова об узком пути и тесных вратах к Богу означают не то, что в эти врата могут войти лишь немногие, но что желающие войти в них должны измениться. В описанном мистическом опыте кроется ответ, как войти в дверь, ведущую к Истине. Но как его понимать? Краевич, увидев эту дверь и явленную ему подсказку, восклицает: «из яслей путь проложен сюда!» Но почему он говорит о яслях, если только что ему был явлено распятие?...

Все мы, желающие выбраться из диалектического мира иллюзий, следуем за голосом, гласящим - «Аз есмь дверь». И мы стоим перед этой «маленькой дверью», перед воротами, которые слишком узки для нашего "Я", для нас, самой своей природой обреченных на смерть. Мы сможем вступить в Небесное Царствие лишь преображенные Светом. Ясли, о которых говорит Краевич - это символ рождения новой, одухотворенной души, грядущей на смену душе природной. Но перед тем, как она сможет явиться, наша смертная душа, наша личность должна пройти крестный путь, то есть быть распятой. Умереть во имя воскресения - так, как об этом повествует Святое Евангелие об Иисусе Христе.

«Помни сие и ни о чем столько не прилежи, как чтоб быть в духе, душе и теле совершенно без я. Потом помни, что ясли и крест две суть монеты, коими покупается царствие Божие»

Только на этом крестном пути, подготавливающем новое рождение, мы можем стать достойными пройти сквозь ворота, ведущие в Свет.

«...должно и нам новое рождение свое начать в яслях и из яслей, дабы не перерости меры дверей и не ошибиться дорогую в нашем шествовании к святому месту, где ждет нас Иисус со мздою за труды»


Осознавая это, мы понимаем, что истинно «из яслей путь проложен Туда». Это путь смерти природного существа во имя рождения Духа-Души. Это путь во Святая Святых, «се токмо есть одно и последнее состояние, т.е. смирение и самоотвержение, в коем и из коего на крылах веры и любви безопасно возлетают малоизбранные (не многие избранные) из числа многозванных к центру Любви-света, ... где помазаются они в священники и цари».

Две монеты - крещение и распятие. Автор обращает внимание, что часто люди обманываются, избирая монеты фальшивые - те, где изображен образ не Христа, а их собственный. Ведь даже духовидцы обманывались, уводимые с пути земными силами, и потому их труды, по словам Краевича, «человечиною пахнут», то есть имеют слишком большой личностный, а не духовный отпечаток. Важно опасаться видений и откровений, происходящих не от Бога, но от потустороннего мира, «зеркальной сферы» и ее служителей: «Из сего-то и высоко- и тонко-ложнаго света и мудрости произойти имеют лжепророки, лжеапостолы, лжехристолкователи и даже мученики и чудотворы…»

На пути к Богу человек должен быть осторожен, стараясь различать, «испытывать голоса» и различать, откуда они - от природных сущностей или от Господа. Ведь, как пишет Краевич, «натура столь обманчива и хитра, что может сама сделать себе своего Христа». Натурой, т.е. природой, Краевич называл наш видимый павший мир, препятствующий освобождению.

Духовный путь самого Краевича тоже не был легким. «Купель моя, кажется, довольно горяча, но да будет воля Крестящаго!» Крещение - это внутреннее обновление, непростой и болезненный процесс, ведущий к великой Цели. Ясно видя ее перед собой и ощущая ее живую реальность, Краевич говорит, что видящий его внутреннее состояние пролил бы слезы от радости.

На надгробии умершего в 32 года брата Николая были вырезаны строки:

Лежащий здесь искал отвергнуться себя,
      Стремился ко Христу, жизь крестную любя,
      По тесному пути ведом любви рукою,
      Чрез крест во свет пришел - к небесному покою.

Через крест во Свет - таков путь возвращения к Господу всей жизни. Голгофа ветхой личности готовит вифлеемский вертеп новорожденной Душе. Ветхий Адам вступает в огненную Купель преображения, купель, уготованную для каждого из нас. Крестный путь выводит души из нашего обреченного мира в чертог неугасимого Света.
Да будет всем нам дано пройти по нему, не оступившись.

познание мира

Previous post Next post
Up