В этом месте самое время обратиться к первоисточнику.
«Этот институциональный дрейф (авторы имеют в виду борьбу между королевской властью и парламентом в Англии - мое прим.) создал точку перелома, когда его траектория пересеклась с другим процессом - масштабным расширением трансатлантической торговли...В результате возник новый класс торговцев и
(
Read more... )
И экспортировала Россия в основном то, что не требовало искусного труда или сложных технологий. Добиваясь конкурентного преимущества благодаря изобилию природных ресурсов и дешевизне рабочей силы. Культуры экономической конкуренции в технологичных сферах у России всегда было очень мало. Есть культура достижения необходимых результатов не считаясь с бюджетными расходами. А культуры снижения издержек сложных высокотехнологичных производств и отношений с потребителем - нет. А без этой культуры очень тяжело строить экономические и политические институты, призванные стимулировать конкурентоспособную обрабатывающую промышленность.
Reply
Я не считаю интриганство искусством. Я и розыгрыши не люблю, что по отношению к себе, что по отношению к другим. Разве что первого апреля. Я вообще довольно скучная, веселость и способность развлекать других (за исключением маленьких детей) никогда не были моими сильными сторонами :( Впрочем, я и сама развлекаться не люблю, как-то мне это совсем неинтересно. И, видимо, именно в силу такого своего характера, унаследованного, судя по вашей характеристике, от вековой русской традиции, достаточно быстро поняла, что виртуозность кого бы то ни было в манипуляциях, провокациях и лживости я, увы, не оценю. Что до грубой силы, то вы категорически неправы: блестящих дипломатов в России всегда хватало, а вот хваленые европейцы всегда с большим удовольствием к ней прибегали, когда считали (чаще всего ошибочно), что они намно-ого сильнее того, на кого хотят напасть. Или, быть может, в обоих америках европейцы проявили чудеса дипломатии вместо грубой силы? В Африке? Жестокости и грубости всех остальных народов России еще учиться и учиться, но я в нее верю, она способная.
Reply
А дипломатия и сила у мощных в военном отношении государств обычно идут рука об руку.
Reply
//А дипломатия и сила у мощных в военном отношении государств обычно идут рука об руку//
Ну вот и хорошо. Закончит Россия армию перевооружать, глядишь, и с дипломатией всё наладится.
Reply
Роза, я помню, что вы тяготеете к социализму и обычно подталкиваете своих читателей к тому, чтобы они задумались о социализме как альтернативе капиталистическому мироустройству. Лично меня затея строить социализм совершенно не раздражает. Если захотят люди его строить - пусть строят на здоровье. Тем более, что есть масса способов делать это, не сползая в тоталитаризм и жесткий идеологический диктат, а просто потихоньку увеличивать степень социальной защищенности населения и стимулировать богатых людей к более скромному и социально ответственному поведению. Но на данный момент россияне строить социализм не хотят. Во-первых, у них еще свежа память об овирах и обкомах. А во-вторых, они еще не утратили надежды на материальное процветание в рамках капитализма. И еще неизвестно, как жизнь дальше повернется. Может быть, распробуют россияне настоящий успешный капитализм и он им понравится. А может, не сложится у них с капитализмом, и они разочаруются, и обратят взгляды к социализму. А может быть, случится что-то третье. Например, расцвет искусственного разума приведет к совершенно новому общественному устройству, при котором тема эксплуатации человека человеком отпадет сама собой. У меня в этом вопросе нет ни однозначных предпочтений, ни однозначных прогнозов. Реальная жизнь устроена довольно запутанно, и никогда наверняка не знаешь, что для страны или для отдельного человека лучше. Единственное, в чем я твердо убежден - это в том, что без развития науки и технологической основы экономики у России при любом раскладе нет привлекательного будущего
Reply
Откуда вы знаете, чего хотят, а чего не хотят россияне? Не так давно по СМИ прошла новость об очередном соцопросе, который показывает устойчивый рост симпатий людей и к социализму, и к СССР. И если власти ничего не поменяют в социальном дискурсе, этот рост станет в какой-то момент лавинообразным.
У кого-то, быть может, еще свежа память об овирах и обкомах, а у меня, скажем, такой памяти просто нет: мне не довелось столкнуться с этими почтенными организациями. У меня нет никакого негативного опыта от жизни в СССР, я пытаюсь вспомнить - и не могу. Всё, что было не слишком приятного, относится к уровню жизни, к отдельным попадавшимся мне людям, но никак не к взаимодействию с какими-то его публичными институтами. А по уровню жизни - так это смотря с чем сравнивать: если сравнивать с Европой, он был, бесспорно, ниже, а вот если сравнивать с текущим уровнем жизни аналогичного социального слоя в России, или с уровнем жизни большинства населения стран Азии, Африки и даже тогдашнего Китая, то он был либо никак не ниже, либо заметно выше. Но это не вопрос социализма, вот в чем фокус! - хотя капиталистические подпевалы именно так представляют дело. Но они просто врут и заводят рака за камень, сознательно подменяя теплое мягким.
Я написала целую заметку о том, что успешный капитализм возможен только и исключительно в странах колониальной метрополии, которой России никогда не стать, а вы упорно твердите о каком-то успешном капитализме. Не будет здесь никакого успешного капитализма, мне это очевидно давным-давно, просто было на уровне ощущений и не было нужды как-то это формулировать вербально. И никакие институты тут ничем не помогут, всё это просто вредные иллюзии или хитрый обман. У меня и в целом-то не слишком оптимистичный взгляд на весь мир, причем очень давно, еще с тех пор, как я стала по нему много ездить - и тоже чисто на уровне ощущений.
Reply
Если уж проводить водораздел между успешными и неуспешными странами, то мне кажется, что он скорее проходит между странами, живущими высококвалифицированным трудом - и странами, живущими эксплуатацией природных ресурсов и дешевой рабочей силы собственного населения.
Вот, Орда, к примеру: и захватывала, и эксплуатировала, и долго тужилась чужими руками и чужим богатством построить великую цивилизацию. Но не оставила после себя не только великой цивилизации, но вообще почти ничего не оставила, кроме культурных и организационных традиций, от которых половина планеты уже несколько веков пытается избавиться, не очень успешно. И которые чрезвычайно этой половине планеты мешают в экономическом и социальном развитии.
Но я вовсе не настаиваю на том, что именно классический капитализм дает России наилучшие шансы для процветания. Россия - страна общинная, многовековой культуры частной капиталистической инициативы не имеющая. Российская культура плюрализм переваривает плохо и тяготеет к поискам консенсуса. А кто в консенсус не вписывается, того загоняют под лавку. Не уверен, можно ли с такими культурными традициями успешный классический капитализм построить в стиле
laisses-faire. С такими традициями гораздо лучше идут масштабные централизованные национальные проекты. А laisses-faire при таких традициях имеет склонность вырождаться в кидалово и мочилово, завершающееся поисками сильной руки. А когда сильная рука дает послабления и больше свободы, тут же как грибы начинают плодиться заговорщики. И что со всей этой красотой делать, не вполне понятно. Разве что технологии развивать)
Reply
А разве нет?
//Если уж проводить водораздел между успешными и неуспешными странами, то мне кажется, что он скорее проходит между странами, живущими высококвалифицированным трудом - и странами, живущими эксплуатацией природных ресурсов и дешевой рабочей силы собственного населения.//
Вы просто пересказали своими словами основную мысль книги :)
Я не думаю, что корень проблем лежит в Орде. Впрочем, я слишком мало знаю о том периоде - как, думаю, и большинство историков по причине отсутствия сколь-нибудь достоверных и обширных числом источников.
//Российская культура плюрализм переваривает плохо и тяготеет к поискам консенсуса.//
Вы как-то причудливо понимаете эти термины. "Плюрализм - это политический термин, означающий существование множественных, различных точек зрения на проблемы страны и общества." Консенсус - "способ разрешения конфликтов при принятии решений". То есть, на основе плюрализма обсудили проблему, дав всем высказаться, а потом приняли компромиссное решение - одно другого никак не исключает. Да, иногда невозможно прийти к консенсусу - но это частный случай.
Вся книга, о которой я написала выше, есть одно сплошное отрицание доктрины laisses-faire , хотя написана сугубо "буржуазными" авторами. Которые очень наглядно показывают, что данная доктрина приводит к кидалову и мочилову везде, а не только в России с ее якобы общинной культурой, которой уже давно нет и в помине, за исключением, быть может, отдаленных деревень. А может, ее и не было никогда в том виде, в каком ее трактуют люди, не имеющие ни малейшего понятия о реальной жизни народа.
Reply
Россия была и остается глубоко общинной страной. В России никто не смеет и слова сказать наперекор своей тусовке, своей субкультуре. Отовсюду слышится одно лишь хоровое пение: либеральное, патриотическое, олигархическое, государственно-чиновничье. Самостоятельных голосов практически не слышно.
При этом каждая тусовка мечтает задавать тон в социуме, а всех несогласных подвергнуть кастра... люстрации.
Reply
Reply
А в США не покушаются на чужую свободу слова и вообще мало спорят, а вместо этого просто тихо поддерживают своих кандидатов и политиков. Относясь к чужой свободе слова как к порой малоприятному, но неизбежному неудобству. Поскольку США - страна многокультурная и многоконфессиональная. В США есть другой феномен - политкорректность, имеющая причиной именно эту многокультурность и многоконфессиональность. В России этого пока почти нет, хотя первые ростки уже появляются.
А "прессовать", нарушая чужую свободу слова в США, мне кажется, давно перестали. "Прессовали", пока была угроза распространения коммунизма и мощная финансовая поддержка левых сил со стороны СССР. А сейчас необходимости "прессовать" нет. Люди заняты зарабатыванием денег и повышением уровня своего благосостояния, и ко всему остальному равнодушны. У метро порой стоят стайки борцов с империализмом и против экспуатации. И никто на них не обращает внимание: сумасшедшие какие-то, ну их. Люди на работу спешат, а они с глупостями лезут :)
Reply
Да вы просто наших охранителей цитируете, они точно так же говорили про либералов во времена Болотной: сумасшедшие какие-то мутят воду, люди вокруг работают, деньги зарабатывают, а они им всякие глупости несут про кровавый режим... Охранители такие охранители: здешние здешний режим охраняют, вы там - тамошний :))
Говорили вы, может, и об общинности, но сказали то, что сказали: "В России никто не смеет и слова сказать наперекор своей тусовке, своей субкультуре. Отовсюду слышится одно лишь хоровое пение: либеральное, патриотическое, олигархическое, государственно-чиновничье. Самостоятельных голосов практически не слышно." Я вам на это привела примеры, что самостоятельно и независимо мыслящих людей, не желающих всей душой примыкать к тому или иному клану, никогда и нигде не жалуют: ни в общинной России, ни в свободных США. Что до борьбы с коммунизмом, так Джордано Бруно вроде не был коммунистом, равно как и другие товарищи, которых подвергали травле и гонениями, стоило им сморозить что-нибудь против дискурса, проводимого той или иной силовой группировкой: монарха ли со двором, церкви, цеха и т.д. Да зачем далеко ходить, на Савченко поглядите: в одночасье из хероя превратилась в агента ФСБ, а почему? - да потому что не вписывается в текущие мейнстримовские каноны, имеет наглость говорить то, что людЯм не нравится. Впрочем, может это потому, что Украина - тоже глубоко общинная страна?
Reply
А в России с независимыми мнениями и вообще с концептуальным лидерством довольно глухо. А если кто-то начинает говорить нечто независимое, его сразу в чьи-нибудь наймиты записывают. Поскольку людЯм непонятно, с чего бы это частное лицо вдруг решило развивать свою собственную независимую точку зрения :)
Reply
Reply
Reply
Но доля людей, соприкоснувшихся с тюрьмой, во многих странах довольно велика. В США, например. А Австралия, к примеру, в Британской империи вообще была традиционным местом для каторжных работ. Но нам же на этом основании не приходит в голову говорить, что в США или Австралии нет культуры как таковой. Или что в Германии нет культуры, поскольку там еще жива память о концлагерях и Гестапо. Культура везде есть. И она везде пропитана историей, из которой не выкинешь ни светлых страниц, ни темных.
Reply
Leave a comment