Театр времен Нерона и Сенеки

Oct 15, 2012 23:10

На этот спектакль я пошла (и повела дочку под угрозой отлучения от интернета. Хотя она не имеет ничего против театра, но в ситуации выбора предпочтет кино или сеть. Увы, таковы нынешние тинейджеры, и у меня язык не поворачивается пенять им за это, потому что неизвестно, что бы выбрала я сама, имея двадцать лет назад под боком интернет со всеми его безграничными возможностями) - так вот, я выбрала спектакль под влиянием его имени. При том что театр люблю, я совсем не театрал: хожу на спектакли редко, за новинками, трендами, фестивалями и премиями не слежу, никого не знаю. Армена Джигарханяна я знаю, помню и отношусь к нему с большой симпатией. Конечно, прежде всего из-за его работ в кино - но у меня всегда было убеждение, что талантливый конь не испортит никакой борозды. Так и вышло.


Спектакль захватил незаметно и сразу. Конечно, сам Джигарханян уже очень немолодой человек, - но то немногое, что он произносил по своей роли Сенеки, - то звучало очень достойно. Что еще мне понравилось: при том что никаких нарочитых эффектов для "осовременивания" спектакля не применялось, звучал он именно свежо, современно, актуально  - не просто как "предания старины глубокой", но как сцены из жизни очень близких, очень знакомых людей - это   всё благодаря нероньим приемчикам игр с публикой   :)
Основная тяжесть спектакля - конечно он, Нерон. Причем во всех смыслах тяжесть. Собственно, весь спектакль - это в основном его монолог с редкими короткими вставками диалогов: с Сенекой, с сенатором-конем, с мальчиком для битья... Конечно, кто-то увидит в спектакле прежде всего классически эпическую тему "абсолютная власть развращает абсолютно", и зал охотно аплодировал аллюзиям с днем сегодняшним. Но для меня важнее было другое: процесс разрушения человеческой психики в условиях постоянно враждебного окружения. Да, Нерон был палач, он был деспот, он был распущенный и жестокий - но при всем том он сам - жертва. Жертва тех условий, в которые был поставлен чуть ли не с пеленок: постоянной лихорадочной и безжалостной борьбы за власть: не ты - значит тебя. Причем центром этой борьбы был человек, который по уму-то должен, наоборот, умиротворять - его мать. Впрочем, сумасшедших мамашек во все времена хватает.
После спектакля почитала про него в Вики - крайне интересно. История вообще вся крайне интересна, интереснее нее только география :)
Спектакль зал принял очень тепло - и заслуженно. Деточка так увлеклась аплодисментами, что отхлопала ладоши.

Вот такой босяцкий отзыв. Я, конечно, умею писать гораздо академичнее и красивее, но не уверена, что оно будет здесь уместнее. Все-таки хоть и журнал, но живой же...

люди, психология, картинки с выставки, исторические записки

Previous post Next post
Up