Я не стану анализировать ее с точки зрения исторической, специальной, научной - этого хватает в сети, я проверила: достаточно набрать указанное словосочетание, и материала будет достаточно. Я напишу о своих впечатлениях, потому что больше такого никто точно не напишет.
Итак, младшая школа состояла из трех классов,
и брали в нее с семи полных лет. По идее, как и нынче, там должны были учить считать до 100, читать и писать, рисовать и петь, ну и прочее общее развитие. Я научилась читать в пять лет (помню до деталей свою первую "толстую" книжку - "Бемби", по-моему, она просто великолепна), до школы знала счет до 10 и умела писать печатными буквами, однако же не скажу, что на уроках изнывала от безделья. Когда другие дети учили буквы, я что-нибудь читала (с разрешения учителя), да и не так уж и долог был этот период. Не знаю, мне было интересно учиться писать, даже такие пустяки как "мама мыла раму" и "миру-мир". Учителя меня любили все и всегда, что неудивительно: кто из учителей не полюбит отличницу-незубрилу с примерным поведением, которой все дается играючи - и при этом она незаносчива и легка в общении. И вот еще что интересно: читая "Чучело" или рассказы других об их школьном опыте, я все время удивляюсь тому, что мне, оказывается, всю дорогу потрясающе везло: у нас в школе не было ни одного учителя, унижающего детей или ненавидящего их и свою работу. Они были разные, некоторые были с характером, другие со странностями, иные хорошо и увлеченно преподавали свой предмет, другие больше отбывали (меньшинство) - но среди них не было людей злых. Или идеологически замороченных. Вообще, у меня складывается впечатление, что такие люди, ушибленные идеологией, встречались разве что в столицах, ну и, может, в крупных городах - у нас же на солнечном юге все были совершенно нормальные, ничто человеческое им было не чуждо, а человеческое, напротив, - близко. Их не корежила необходимость преподавания основ марксизма-ленинизма, политэкономии социализма - как же я сейчас благодарна Режиму за эти науки, - они подходили к ним спокойно, как равноценной составной знаний о мире, не лучше и не хуже всех прочих.
Так же и дети в классе: у нас и в помине не было такого, чтобы кто-то кого-то гнобил, хотя и новенькие к нам приходили, и двоечники были - причем последние не по убеждениям или хулиганской сущности, а вот просто реально глупые. Но нет, их никто специально не унижал, не надсмехался и слабостью их не пользовался. Конечно, были внутриклассные группки - а как не быть, если 40 душ в классе. Но это были группы либо по месту проживания: нет, все жили рядом, в пешей доступности, но все-равно улицы-то были разные :) , либо по интересам. Социальное расслоение было, но мизерное: у кого отцы ездили за границу в Совавто, у тех были жвачки, пакеты, штаны и ручки. Впрочем, Режим довольно успешно боролся с оголтелым вещизмом, стараясь, хотя и все менее успешно, прививать и другие ценности. Но я забегаю вперед, потому что в младшей школе все это было еще не так актуально:мы были обычными детьми с детскими интересами: куклы, конфеты (особой мечтой был зефир и латвийская "Коровка"), мультфильмы (советские мультфильмы - моя любовь на всю жизнь. Возможно, если бы я в детстве смотрела голливудскую продукцию, я бы и к ней привыкла, но после "Винни Пуха", "Золотой антилопы" и проч. она у меня совершенно не пошла), мандарины в Новый год, елка, мама, поездки к бабушке на каникулы.
Дальше была средняя школа: с 4 по 8 класс.