Шизоидная патология

Sep 14, 2008 15:25



Шизоидная патология

Цитируем по книге:

И.В. Боев, О.А. Ахвердова и Н.Н. Волоскова. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 383 с.

ПАЛ

Пограничная аномальная личность - шизоидный вариант

Сразу следует подчеркнуть, что эвристичность и интеллектуальный прагматизм у представителей ПАЛ сохраняется, но в значительной мере теряется прагматизм поведения. Происходит как бы растворение поведенческого рационализма в эмоциональном негативизме, в противоречивости переживаний. Их эмоциональная чёрствость становится заметной окружающим. Сверстники, не стесняясь, упрекают радикальных шизоидов в бездушии, в отсутствии эмпатии, в нежелании и неумении научиться приёмам поведения, демонстрирующим сочувствие.

Конституциональные шизоиды с трудом переносят общество сверстников, где требуется повышенная или даже средняя, обывательская коммуникативность (общительность) и эмоциональность. Конституциональные шизоиды в силу своей замкнутости и эмоциональной холодности предпочитают общение с узким кругом сверстников, который сами для себя назначают, но сверстники часто протестуют против «включения» своей кандидатуры в этот схематичный, вырванный из реальной жизни, умозрительный круг шизоидов. Именно поэтому конституциональные шизоиды часто остаются в одиночестве и воспринимаются в подростковой среде как «белые вороны».

Их физическая, моторная, пантомимическая диспластичность также сразу бросается в глаза окружающим. У конституциональных шизоидов заметна неравномерность развития верхних и нижних конечностей относительно друг друга и относительно туловища, неравномерность развития мышечной и жировой ткани на конечностях и туловище. Мимика больше однообразная, без тонкой нюансировки переживаний. Моторная неловкость, отсутствие точности и синхронности движений, особенно мелких движений, в значительной степени накладывает отпечаток на почерк шизоидов, который чаще характеризуется как «корявый», с постоянным изменением геометрии и наклона букв.

Для мимики шизоидов характерна неадекватность реакций (на похоронах - блуждающая полуулыбка, на именинах - гримаса отрешённости или печали), представляющая собой эквивалент амбивалентности. Наконец, пантомимика характеризуется неуклюжестью, отсутствием пластичности.  То при ходьбе ноги каким-то особым образом выбрасываются вперёд, то несколько вычурно развёрнуто туловище или подёргиваются плечи, или голова выступает впереди туловища. Иначе говоря, конституциональный шизоид визуально выделяется в толпе.

У конституциональных шизоидов ПАЛ также сохраняются всевозможные способности, в частности, к точным наукам. Они легко постигают абстрактный мир геометрии, физики, математики, радиоэлектроники, программирования, оставясь равнодушными к изяществу внешних форм пантеры или почти человеческой привлекательности дворняги.

Алгоритм мышления шизоидов соответствует алгоритму математических программ, искусства, несущего в себе абстрактное смысловое содержание. Они относительно легко постигают тайны различных древних мистерий, метафизическую природу восточных релизиозно-философских учений, глубинный смысл таких понятий, как медитация, трансцендентность, «сатори», инсайт и т.д. Для шизоидных представителей пограничной аномальной личности легче почувствовать глубинный смысл даосизма, дзен-буддизма, чем эмоциональный и/или душевный мир живущего рядом с ними близкого человека.

Нельзя не отметить, что шизоиды постигают абстрактные учения несколько механистично. Им трудно бывает объяснить смысл пережитого, содержание религиозно-мистических учений. Налёт механистичности дезавуирует (отрицает) смысл постижения и ничего не даёт для практической жизни шизоида. Последний не в состоянии перенести творческое начало учений в реальную жизнь. Для конституциональных шизоидов всё вышеперечисленное становится догмой, которая упрямо, механистически повторяется, создавая ореол одиозности вокруг подростка. Сверстники не видят смысла, практического выхода в увлечениях шизоидов,  что ещё больше отталкивает их.

Сохраняется склонность к анализу, достаточная точность и чёткость прогнозирования социальных ситуаций и/или межличностных отношений. Это заставляет сверстников прислушиваться к мнению конституциональных шизоидов и высоко оценивать их способности. Однако подростковая среда категорически отвергает притязания конституциональных шизоидов на лидерство, если таковое наблюдается.  Роботизация поведения, нетерпимость к мнениям, чёрствость, отсутствие эмпатического отклика представляют собой непреодолимые препятствия на пути к месту лидера группы. Сверстники тяготятся более или менее длительным общением с конституциональными шизоидами. С ними достаточно сложно найти общий язык, ощутить эмоциональную теплоту, прийти к компромиссному решению, а главное, выполнять условия компромисса. Формализованность поведения ограничивает продуктивность общения, принятия совместных решений, действий.

Поведенческая противоречивость (как эквивалент амбитендентности), непредсказуемость поведения конституциональных шизоидов заставляют сверстников быть с ними всегда настороже. Их попытки лидировать в подростковой среде жёстко предупреждаются. Подобная ситуация способствует обращению конституциональных шизоидов к миру грёз, фантазий. Часто конституциональные шизоиды пытаются перенести в социальную реальность схему своих грёз и переживаний, но, сталкиваясь с мощным психологическим сопротивлением, отступают, вынужденно предпочитая смотреть на мир и оценивать других сквозь иллюзорную  призму собственных схем.

В быту, на работе у конституциональных шизоидов чаще царит хаос и неразбериха. Они не в состоянии обустроить свой быт, их представления о комфорте отличаются от общепринятой нормы или от представлений шизотимика. Они производят впечатление неустроенных людей. Конституциональные шизоиды чаще живут всепоглощающей, оторванной от действительности  исторической, социальной, философской идеей в ущерб своим бытовым условиям, за что справедливо слышат нарекания от близких.

Их хобби отличаются оторванностью от реальности, непрактичностью, а порой и нелепостью с точки зрения обыденного сознания. Когда же шизоидные представители ПАЛ объясняют смысл своего хобби, можно увидеть внутреннюю логику и высокую этическую или нравственную цель.

Часто конституциональные шизоиды увлекаются религиозными, мистическими и утопическими идеями, концепциями о переустройстве мира, усовершенствовании человека или человечества в целом, концепциями генной инженерии, целью которой является моральное, нравственное совершенствование человека. При этом они могут самостоятельно проводить сотни и тысячи бессмысленных экспериментов с насекомыми, животными. Они легко постигают компьютерный мир, а главное, мир виртуальной реальности, который зачастую становится их основным местом жизнедеятельности в ущерб реальным человеческим отношениям и ценностям.

Часто находя общий язык на интеллектуальном уровне или по интересам с кем-нибудь из сверстников, шизоиды тем не менее сохраняют эмоциональную изоляцию и сложность межчеловеческого общения. Они лишены привязанностей и партнёрской надёжности, но представители ПАЛ не тяготятся подобной ситуацией, они даже не до конца осознают сложившийся стереотип отношений.

Патогенно-стрессовая ситуация для шизоидов - это изменение социально-психологической ситуации до такой степени, что нарушается  сложившаяся схема их внутреннего мира и требует погружения в мир человеческих чувств, отношений, переживаний.  Шизоидные представители ПАЛ не могут «держать» социальный удар так, как например, шизоидные акцентуанты. Наблюдения подтверждают низкую толерантность (терпимость) шизоидов к социально-психологическим стрессовым ситуациям и любым экзогенным воздействиям в целом, недостаточность их адаптации, которая устойчива преимущественно в избранном социальном кругу (семейном, производственном).

* * *

ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ  И ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ УКАЗАНИЕ НА ТИПОГРАФСКОЕ ИЗДАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Пожалуйста, уважайте закон «Об авторском праве и смежных правах»  в редакции Федерального Закона от 20 июля 2004 года №72-ФЗ, который гласит следующее:

«Статья 19. Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1 ) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;».

Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics

http://www.rorschach.ru

8 Статьи о характерах

Previous post Next post
Up