Шизоид

Sep 14, 2008 15:22



Шизоид

Цитируем по книге:

И.В. Боев, О.А. Ахвердова и Н.Н. Волоскова. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 383 с.

Шизоидный тип

Шизотимики по классификации Э. Кречмера. Шизотимики  достаточно легко и долго могут терпеть общество, которое не всегда их устраивает. Они будут делать это во имя идеологических, деловых, морально-этических  интересов. С таким же успехом они могут неограниченно долго переносить ограниченный круг партнёров по общению или вообще их отсутствие, что практически невозможно для циклотимиков или истеротимиков.

Окружающие всегда достаточно точно определяют шизотимиков, подмечая слабую интенсивность их эмоциональных переживаний по сравнению с представителями средней полосы нормы, и большую ограниченность этих переживаний по времени по сравнению с другими сверстниками, и чисто рациональный оттенок сопереживания.

Основные психологические свойства, взаимосочетание которых составляет структуру шизотимической подростковой акцентуации, - это  прежде всего эмоциональная уравновешенность, достигающая степени эмоциональной «прохладности», рациональность, прагматизм.

Практически никогда шизотимики не демонстрируют бурных ярких эмоциональных переживаний. Им больше присуща рациональная прагматическая работа мышления, интеллекта.  В этом их определённое преимущество, потому что в сложных жизненных ситуациях, в которые попадают их близкие, друзья, сопереживания  шизотимиков заключаются не в собственно эмоциональных проявлениях, а в реальных конкретных предложениях по поиску выхода из сложившейся драматической или тривиальной ситуации. Они чаще предлагают прагматические решения, направленные на ослабление фрустрационной напряжённости, уменьшение остроты, значимости жизненной ситуации, сглаживание её драматизма.

Когда истеротимики рыдают и плачут, искренне сопереживая пострадавшим, патетически восклицают или задают риторические, эмоционально насыщенные вопросы «что делать?!» и «как быть?!», со слезами на глазах предлагая себя в качестве жертвы  во имя спасения пострадавшего, шизотимики оказывают реальную помощь без суеты, без внешних аффектаций, без экзальтированности.

В процессе приобретения опыта социального общения шизотимики научаются демонстрировать необходимую для окружающих привычную эмоциональную составляющую сопереживаний, интеллектуально осознавая, что окружающим, как это ни странно для сознания шизотимиков, важна именно эмоциональная часть сопереживаний. Другими словами, они научаются вести себя так, как этого хотели бы окружающие.

Шизотимики легко могут демонстрировать широкий круг эмоциональных реакций, в том числе и экспрессивных, если того требуют их личные интересы или необходимость показать себя в более выгодном свете в том обществе, в котором оказались. Однако после длительного общения шизотимики нуждаются в эмоциональном отдыхе, и они могут провести часы и дни в одиночестве или в ограниченном кругу лиц. Если предоставляется возможность выбора, то домашних животных и природу они предпочитают даже узкому кругу лиц.

Именно в этом проявляется крайний вариант психологической нормы шизотимических акцентуантов. Они нуждаются в периодах уединения, чтобы могут привести в порядок свои мысли, определить тактику и стратегию жизненного пути, наконец, систему своих взаимоотношений в том обществе, в котором они вращались эпизодически или в том, где протекает основная часть их жизни.

Физические, моторные и пантомимические особенности поведения акцентуантов шизоидного типа отличаются достаточной пластичностью и гармоничностью, хотя частенько случаются и некоторые антропометрические диспропорции, не нарушающие, однако, физической привлекательности шизотимиков. По ограниченности репертуара пантомимических и моторных реакций шизотимики ближе к эпилептотимикам в реальной социальной среде.

Необычайно интересен мир увлечений шизотимиков. Чаще всего они награждены от природы способностями к точным наукам, к абстрактному, интеллектуальному постижению мира и на этом поприще достигают заметных успехов. Их высокие аналитические способности позволяют постигать магию и тайную силу цифр. Многие из них становятся блестящими физиками, математиками, программистами, заметно превышающими средний уровень представителей перечисленных специальностей. Если шизотимики увлекаются гуманитарными науками, то опять-таки их аналитические способности, способности к голографическому восприятию мира позволяют добиться заметных успехов. Шизотимиков чаще интересует содержательная часть, нравственный, этический и эстетический смысл увлечений. Шизотимики от природы являются эстетами, независимо от привитой культуры, интеллекта и мировоззрения. Шизотимика из отдалённого сельского района и шумного города-курорта объединяет этическое отношение к окружающему миру и системе человеческих отношений. Шизотимики всегда немножко идеалисты, что не мешает им, однако, поставить свои увлечения себе на службу. У них всегда можно отметить достаточно гармоничное соотношение между глубиной увлечений и реализацией их на практике, в собственной жизни.

Именно поэтому быт шизотимиков добротен, прочен, практичен, но без признаков излишеств, сибаритства. В их быту интеллектуальные и духовные ценности всегда стоят выше вещественных, материальных. И в человеческих отношениях для шизотимиков духовное, интеллектуальное родство выше материального, что, тем не менее, не мешает им создать добротный быт для себя и близких, зачастую выше общепринятых стандартов.

Для всех шизотимиков независимо от уровня их интеллекта и культуры характерны признаки эвристического мышления, которое проявляется в способности выделять, находить латентные признаки предметов, явлений, ситуаций. Независимо от того, каковы способности и задатки шизотимика и какова их реальная реализация в роли автослесаря, живописца или химика-лаборанта, их отличает эвристичность подхода к различным ситуациям. Разумность и практичность поведения шизотимиков позволяют им быть целеустремлёнными, целенаправленными, педантичными в достижении цели и выполнении повседневной работы.  Их отличают от сверстников целенаправленность и педантизм, природное стремление к справедливости, некоторая формальность отношений с окружающими, часто с оттенком прямолинейности и даже бескомпромиссности.

Обладая достаточно высоким жизненным тонусом и соответственно высокой работоспособностью, ответственностью, чувством долга, шизотимики легче, чем их сверстники, продвигаются по социальной лестнице и достаточно прочно закрепляются на завоёванных социальных ступенях. Отсутствие излишней эмоциональности, болтливости позволяет им избежать многих недоразумений и конфликтов в межличностном взаимодействии. Сверстники, взрослея, всё больше и больше ценят их способность рационально, а не эмоционально решать жизненные проблемы, а природное чувство справедливости и надёжности в товарищеских отношениях зачастую выдвигает шизотимиков в ряды лидеров. Интересен тот факт, что шизотимики стремятся быть справедливыми, сохранять честность в товарищеских и партнёрских отношениях даже в ущерб своим собственным интересам.

Достаточно часто шизотимики ставят идею выше сиюминутных желаний и личных амбиций. Сверстники отдают должное их умению прогнозировать и строить многоходовые комбинации как в межличностных отношениях, так и в достижении конечной цели.

Именно из-за перечисленных качеств у шизотимиков возникают сложности в общении с эпилептотимиками, которые постоянно стремятся  изменить партнёрские и товарищеские отношения в свою пользу и извлечь личную выгоду. Именно бескомпромиссность и прямолинейность шизотимиков часто является препятствием для реализации эгоистических планов эпилептотимиков, к радости большинства сверстников.

Схематичность поведения, стремление следовать циркулярам, писаным и неписаным законам позволяют шизотимикам изобретательно находить варианты принятия решений и действий, преодолевая бюрократизм инструкций. Они способны преодолеть любое ограничение, оставаясь в рамках правового поля. Подобные способности обеспечивают им привилегированное положение в случае формирования асоциального стереотипа поведения.

Употребление алкоголя часто оказывает растормаживающее влияние на шизотимиков, провоцируя асоциальные стереотипы поведения, часто неадекватные и вычурные, которые могут шокировать сверстников или отталкивать их. В другом случае поведение оценивается как оригинальное и экзотическое.

Последствия даже однократного употребления наркотиков, в частности опиатов, пугают шизотимиков. Вызванные наркотиками состояния дереализации и деперсонализации, ощущения психосоматического дискомфорта, тревожности, страх перед враждебностью окружающего мира, проявляются в спонтанной агрессии и подозрительности. Подобная необычность переживаний шизотимиков и их поведения, вызванная употреблением алкоголя и наркотиков и последующим изменением их поведения, настораживает сверстников и даже отталкивает их.

Встав на асоциальный путь, шизотимики отдают на алтарь криминальной субкультуры свои эвристические способности, свои возможности к многоходовому прогнозированию, прагматичность, которые не могут не представлять социальную ценность для элиты преступного мира. Достаточно легко входя в высшие слои преступного подросткового мира, шизотимики  демонстрируют хорошую приспособляемость и толерантность (терпимость) к негативным социально-стрессовым условиям жизни. Их природная справедливость, честность и надёжность в партнёрских преступных отношениях высоко ценятся представителями криминальной субкультуры.

Способность шизотимиков «держать» социальные удары позволяет им добиваться и удерживать позиции лидеров преступного подросткового мира. Шизотимики постепенно становятся мастерами интриги, жестокими, холодными и бескомпромиссными в достижении цели. Они легко вычисляют скрытых лидеров закулисной межличностной интриги. Благодаря прагматичному и эвристическому интеллекту, умению педантично и целенаправленно навязывать свою волю окружающим, постоянно приводя рациональные аргументы, соответствующие принципу «понятий», шизотимики устраняют и/или нейтрализуют личных конкурентов в преступном мире чужими руками.

* * *

ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ  И ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ УКАЗАНИЕ НА ТИПОГРАФСКОЕ ИЗДАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Пожалуйста, уважайте закон «Об авторском праве и смежных правах»  в редакции Федерального Закона от 20 июля 2004 года №72-ФЗ, который гласит следующее:

«Статья 19. Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1 ) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;».

Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics

http://www.rorschach.ru

8 Статьи о характерах

Previous post Next post
Up