Радикалы характера и сондианская ересь

Aug 21, 2012 01:38


Цитируем по выпуску рассылки на абонемент январь 2011-4

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом семестре мы занимаемся темой «Межличностный интеллект» и читаем глава за главой рукопись книги «Миндаль, арахис и фундук. Применение теста Сонди в психологическом консультировании».

© Бермант-Полякова О.В., 2011

МИНДАЛЬ, АРАХИС И ФУНДУК

Применение теста Сонди в психологическом консультировании

Глава 4 Чем психолог отличается от пророка и гадалки



Пророк прорицает, гадалка гадает, психолог - просчитывает наиболее вероятное поведение, опираясь на свои знания. Прорицать это предсказывать, провидя будущее для всех, гадать это предсказывать, провидя будущее для одного. Психолог не знает будущего, ясновидящий - это другая профессия. Он определяет наиболее вероятный вариант развития событий, и помогают ему в этом наблюдательность, догадливость, проницательность и знание о превращениях порывов друг в друга - сондиана.

Благодаря друзьям мне в руки попала чудесная книжка, В.В. Пономаренко, «Практическая характерология», квинтэссенция житейского опыта и знания современников. Писал талантливый психолог, обрисовал наглядно, зримо, описал броско и доходчиво. Одно огорчает, методологическая база под сокровищницу наблюдений, столь внимательно подмеченных, подведена у б о г а я.

Цитируем по книге:
Пономаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов»). - Изд-е 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 252 с.

«Со стр. 19 Поведенческие стереотипы - это устойчивые формы поведения, обусловленные природными возможностями человека, позволяющие использовать их (эти самые возможности) оптимально, т.е. с наибольшей эффективностью. Индивидуальны набор и сочетание усвоенных и реализуемых нами стереотипов.
Со стр. 22 Договоримся под характером человека понимать индивидуальный стиль его поведения в социальной среде, формирующийся за счёт избирательного усвоения и реализации поведенческих стереотипов.

Со стр. 35 Нам следует с самого начала освободиться от ложных стереотипов и уяснить, что характер - общевидовое явление. Различия в поведении разнополых, молящихся разным богам, имеющих разный цвет кожи, разрез глаз и пр. людей обусловлены лишь формальными - автор настаивает на этом! - особенностями стереотипов поведения, бытующих в мировых культурах и субкультурах. По-разному, например, происходит богослужение. Но склонность (или не склонность) сопереживать божественному, волноваться, входя в храм, испытывать глубокие религиозные чувства не зависит от перечисленных выше и иных популяционных различий.
Со стр. 27 Реальный характер - это коктейль. Смесь, микстура из тенденций, определяющих различную стилистику поведения.Правильнее, на взгляд автора, рассматривать их как самостоятельные группы качеств в структуре реального характера, однородных по происхождению, т.к. в основе которых лежат одни и те же внутренние условия. Иными словами, это качества, происходящие «из одного корня». А потому и название этим группам следует давать соответствующее - радикалы (от латинского radix - корень).
Таким образом, наиболее продуктивным подходом к психологическому исследованию (диагностике) характера индивидуума будет: а) определение входящих в него радикалов, б) описание характера как единого целого, как результата взаимодействия и взаимного влияния радикалов.
Надеюсь, принцип понятен. Теперь перейдём ближе к технологии. Чтобы дегустатор мог определить наличие и процентное содержание того или иного ингредиента в коктейле, он должен хорошо знать свойства этого ингредиента (в первую очередь - его вкус) в чистом виде. Точно так же дело обстоит и с радикалами. Прежде чем приступать к исследованию реального характера (т.е. характера конкретного живого человека), нужно изучить существующие типичные «чистые» радикалы: эмотивный, эпилептоидный, истероидный, тревожный, шизоидный, паранойяльный, гипертимный».

Конец цитаты.

Простите, «коктейль» это то же самое, что «салат селёдка под шубой», где психологу предлагается продегустировать, чего переложили, какого слоя «толще» в характере. Прогностическая ценность от созерцания рас-пластованности человека по слоям-радикалам характера нулевая. Психодинамика, реализация влечений в разных сферах, выборы партнёров остались тёмной водой во облацех в богатой деталями статичной картине. Поэтому книгу Пономаренко мы прочтём, фактографию изучим, а методологию под описанные находки дадим иную, сондианскую, где восемь безотчётных порывов, аккорды влечений, сферы проживания влечений и ПРИНЦИП предсказания поведения человека: ИЩИТЕ ДЕФИЦИТ, и вы предскажете, какой шаг будет следующим. Потому что психодинамика всегда работает, и молчащее влечение рано или поздно заговорит.

Описания характеров в виде конспекта книги есть в открытом доступе в интернете, по тэгу 96_szondi вам откроются ссылки:

h+e+hy+ http :// rorschach -club.livejournal.com/121300.html Эмотивный
s+e-k+ http :// rorschach -club.livejournal.com/121496.html Эпилептоидный
hy+d+ http :// rorschach -club.livejournal.com/121744.html Истероидный
hy-d- http :// rorschach -club.livejournal.com/122063.html Тревожный
k-m- http :// rorschach -club.livejournal.com/122334.html Шизоидный
s+p+ http :// rorschach -club.livejournal.com/122492.html Паранояльный
d+m+ http :// rorschach -club.livejournal.com/122688.html Гипертимный

Здесь в платной рассылке я прокомментирую те же тексты конспекта по книге с позиций сондианской ереси. <…>

64 szondian heterodoxy

Previous post Next post
Up