Соционика и сондианская ересь

Aug 21, 2012 01:27


Цитируем по выпуску рассылки на абонемент май 2011-1

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом семестре мы занимаемся темой «Межличностный интеллект» и читаем глава за главой рукопись книги «Миндаль, арахис и фундук. Применение теста Сонди в психологическом консультировании».

© Бермант-Полякова О.В., 2011

МИНДАЛЬ, АРАХИС И ФУНДУК

Применение теста Сонди в психологическом консультировании

Глава 17

Ломбардский орех

«Фундук - плоды лещины крупной, или ломбардского ореха», сообщает словарь. В ста граммах фундука более 700 килокалорий энергии. В соционике, да будет позволено мне вольное сравнение, как в фундуке, огромный энергетический потенциал, который, увы, рассеивается понапрасну из-за отсутствия внятной методологии. Давайте прочтём хорошую соционическую книгу «с карандашом», и закрепим умение видеть в каждом действии человека аккорд влечений.

Цитируем по книге: Отто Крегер, Дженет Тьюсон. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. - М: АСТ, 1995. - 544 с.



Отто Крегер, - основатель консультационной фирмы в Фэйрфаксе, штат Виргиния, работающей исключительно с индикатором типов Майерс‑Бриггс. Он - бывший лютеранский священник, который более двадцати лет проработал в области психологии и организационного развития, читал лекции о типоведении и работал с сотнями корпораций, такими, как AT&T, Xerox, IBM, Marine Midland Bank, Ford, Exxon, а также Всемирный банк. Джанет М. Тьюсон обучила сотни человек профессиональной работе с типоведением.

Типоведение - методика, которая помогает относиться к особенностям каждого человека как к достоинствам, а не как к недостаткам и искренне уважать их.

(методологически это, как и сондиана, многоосевая психодиагностика)

Пока существуют люди, существуют и различия между ними. Пока что важно лишь, чтобы вы осознали: ваша симпатия к некоторым людям обусловлена предпочтениями вашей личности.

(сейчас мы переназовём языком сондианы феноменологию, которую описывают авторы, «что». В дебри типа амплуа, работающее влечение, нулевое влечение, амбивалентность, «как», они не углубляются. «Зачем» изучать психодиагностику, у авторов и в сондиане совпадает)

Сходство или различие? Кто вам больше нравится: те, кто на вас похож, или те, кто от вас отличается? Большинство из нас сначала привлекают личности, не похожие на нас самих,

(мы реализуем через них, в идентификации с ними, работу собственных нулевых, молчащих влечений)

но через какое‑то время

(когда заработало собственное прежде молчавшее влечение, сменилась психодинамика и весь «расклад» стал другим, нежели на момент знакомства)

мы понимаем, что эти различия создают определённые проблемы.

Может случиться и так, что через какое‑то время утихнет первоначальная симпатия

(отзвучит аккорд p+m+, создающий иллюзию симбиоза в паре)

и вы потребуете, чтобы различия были устранены: «Приспособься или уходи».

(приспособиться, чтобы стать парой с учётом реальности k+m+, уходи это k0m0, обнулить ситуацию, начать с начала. «Дай мне побыть одному, не приставай ко мне» это часть динамики бытия парой, аккорд k-m- в партнёре)

А если у вас нет возможности предъявить такое требование, вы можете просто отдалиться от человека.

(непонятно, что имеет в виду, ведь отношения это не тюрьма, при желании можно уйти самому, волевым решением, озвучив аккорд s+m0)

Любопытно: мы полагаем, что нам нравятся различия, но на самом деле немногие из нас допускают их в своём окружении.

(это взаимодополнительные и близнецовые отношения в сондиане, и «на самом деле» всё сложнее. Взаимодополнительным может быть «что», выбор влечения, а вот структура, что он-человек амплуа и она-человек амплуа, будут тождественны. Или он-амбивлентный по нескольким осям и она-амбивалентная по нескольким осям, структурно одинаковы партнёры)

Согласно теории Юнга, наши предпочтения формируются очень рано и в течение жизни больше не меняются.

(согласно Сонди, они врождённые и передаются от родителей детям, генетики как науки в 1930-е годы, когда Сонди писал монографию, ещё не было. Он наблюдал сильные и слабые врождённые влечения, сейчас мы говорили бы про доминанту и рецессив. Есть сильные, «волевые от природы» люди, с доминантным s+ и есть люди со слабым, «безвольным от природы», как бы рецессивным s0, если аналогию с генетикой проводить)

И чем больше мы применяем предпочитаемый инструмент в жизни - намеренно или случайно, - тем больше мы полагаемся на него, тем сильнее и увереннее себя чувствуем.

(это поведенческая психология и научение, бихевиоризм американский, привитый на дерево европейской юнгианской теории. В сондиане дружеские и любовные чувства, сила привязанности, внутренняя тяга к тому или иному занятию, то есть эмоции и порывы самого человека, ответственны за судьбу, за то, какой будет жизнь, какие выборы будут сделаны. «Гипоталамические структуры» мозга, а не подкрепляющее и формирующее поведение влияние среды. Средовые влияния это всё же хаос, приоритеты расставляет и совершает поступок Я человека)

Это не означает, что мы никогда не сможем воспользоваться альтернативным инструментом. Наоборот, чем взрослее и опытнее мы становимся, тем больше глубины и разнообразия привносят в нашу жизнь эти альтернативы. Но они никогда не заменят нам наши истинные предпочтения.

(в сондиане методологически чётче прописано, как устроены альтернативные инструменты, имеются два разных знака, плюс и минус, у каждого влечения)

Ваш тип подобен фундаменту здания: на протяжении жизни он почти не подвергается изменениям. Другие части дома, в особенности его фасад, на который так часто смотрят люди, можно сравнить с вашим поведением, внешними проявлениями вашего типа. Со временем дом заметно изменяется - появляется новая комната, новый слой краски, новые цветы в саду, новая мебель и т. д. Теперь дом явственно отличается от того, каким его построили, но фундамент остаётся нетронутым.

(в сондиане это восемь бессознательных порывов, которые есть у каждого)

В каждом из нас есть немного экстраверсии и немного интроверсии (равно как и любой из оставшихся шести характеристик). Типоведение лишь определяет, какую из альтернатив вы предпочитаете использовать.

(в сондиане это «в плюс» или «в минус» работает влечение)

<…>

- подпишетесь под утверждением «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;

(имеется в виду лучше в реальности познакомиться, воспринять, чем додумать по описанию, в роршахиане это было бы противопоставление ответов только по форме F и ответов, где досочинено движение М. Сам Роршах не выделял в отдельный тип High Lambda Style. Это сделал Экснер, потому что число людей, воспринимающих только контур, опирающихся только на восприятие, конкретику, действительно очень велико. У Роршаха противопоставлены воспринимающие по цвету и по движению, эмоционально-реактивные и идейно-руководимые, первые действуют по ситуации и в сондиане были бы hy+d+, вторые действуют по расплану и в сондиане были бы s+p+. В сондианской ереси это были бы цельные люди. Амбитендентные люди (которые имеют тип переживания И по цвету, И по движению) назывались бы в сондианской ереси двойственными людьми. Воспринимающих только по форме можно было бы назвать «когнитивно простыми», «конкретными» - это ничего не даёт для понимания сути их проблем. Если вы посмотрите на работающее у них k+, вместо уже называнных выше четырёх влечений, то остаётся у вас чистый тип h+m+. Когда k+ по каким-то причинам обнуляется в k0, вы видите у high lambda style потребность в объятиях, любви, нежности, быть с кем-то, непереносимость одиночества, холод мира, и тогда занятия совершенствованием тела, телесное h+ и подсчёты, измерение веса и подсчёт килокалорий, даёт k+ симптомы анорексии или культуризма и обсессивного фитнеса. У Сонди нет таких болезней и в психиатрическом классификаторе болезней обнажённого тела нет, а больные есть. Вот, кстати, галлюцинации с жиром, это p+d- симптоматика, и оба влечения у больных анорексией переполнены, когда тест предъявляешь. Я трудотерапию назначаю, чтобы депрессивное влечение в «мире под рукой» разряжали часами, и тогда в действие вступает каинитское e- во всей красе. Бунт против родителей сразу ослабляет потребность считать до одержимости точно, k+p0 сменяется способностью «примерно столько» съесть k+-p+-. В соционике это «сенсорик становится интуитом» как всё в них, немотивированно, «потому что в каждом человеке есть всё»)

даже если вам говорят, что «поезд уже здесь», вы знаете - на самом‑то деле он будет «здесь» только тогда, когда вы сможете в него сесть (это аккорд k+p0 тотальный дефицит способности думать, я бы сказала, сейчас будем читать про его противоположность k0p+).

64 szondian heterodoxy

Previous post Next post
Up