Этот пост завершит историю автомобилестроения до 1930 года на примере красавцев, которые можно увидеть в Греческом автомобильном музее в Афинах. Причем автомобиль для этого выбран очень достойный - Крайслер Империал 80-й серии. Автомобиль, который достойно представил компанию в верхнем сегменте машин luxury класса. Автомобиль, с которым Крайслер стал полноправным членом «большой тройки». Автомобиль, который составил достойную конкуренцию Каддилаку компании Дженерал Моторз и Линкольну компании Форд - самым-самым лимузинам страны, которая почти целый век задавала моду в автомобилестроении.
Chrysler Imperial Series 80, 7-местный лимузин. Выпущен в 1928 году.
Двигатель - рядный 8-цилиндровый, объемом 6,324 литра.
Мощность - 125 л.с. при 3200 об/мин. Максимальная скорость - 139 км/ч.
Кроме всего прочего занимательного в этом автомобиле, лично мне очень понравился бампер - двухполосный с клыком посередине.
Мои фотки про эту машину заканчиваются, далее - официальные крайслеровские. Проследим на их примере за эволюцией производства и продажи американских автомобилей.
Сначала - про эволюцию автомобильной рекламы. Производство лимузинов с громким именем Imperial началось в 1926 году. Рекламные макеты этого года - пока еще черно-белые, но уже с изображением автомобиля
Спустя год, в 1927-м, машина уже в цвете, причем не в обычном для того времени «плоском» ракурсе сбоку, а в объемном, сверху. Опять же для того времени - просто 3-дэ :)
Еще спустя год, в 1928-м - уже не столько машина, а картинки сладкой жизни, воздействующие на эмоции: яхты, гольф, девушки в бассейне (забавно женщину нарисовали, вернее, ноги от нее, которые в бассейне))). Типа «купи машину - и все это у тебя будет». Или, ближе к переводу слогана, «правильный выбор Тех, Кто Знает о Совершенстве»
В 1929 году реклама возвращается к реальности, вернее, старается соединить эту реальность в виде автомобиля с элементами той самой сладкой жизни в виде идеи-мечты:
На этом обзор эволюции автомобильной рекламы на примере Крайслера Империала 1-го поколения заканчиваю, потому как производство этого автомобиля в 1930-м было завершено. Завершено, потому что с 1931-го по 1933-й было запущено 2-е поколение Империала. Далее - эволюция не рекламы, а самого автомобиля.
Итак, второе поколение. Изменений, в принципе, немного - устанавливаются другие моторы, коробка-автомат, и вводятся ряд новшеств - автоматическая регулировка отопления, «безопасные» стекла (которые не разлетаются на осколки при разбиении), связь с водителем и парочка разных других фишек. Внешность меняется мало:
У Крайслера был один «недостаток» - его машины, а потом - узнавание, признание и популярность появились позже Джи-Эм и Форда. Чтобы нагнать упущенное, Крайслер стал работать по принципам «внедрять новинки быстрее конкурентов» и «быть лучше технически». Поэтому дальше про технические инновации я писать не буду, потому что слишком уж много всего придется перечислять, а внимание акцентирую лишь на внешности и дизайне.
С 1934 года Крайслер кардинально меняет дизайн своих машин, и первым для серийного производства вводит обтекаемые формы, которые называет AirFlow. Аэродиномическая труба, коэффициент сопротивления воздуха, все дела. Новые веяния коснулись и премиум-сегмента. Поэтому Империал III поколения (1934-1936 годы), имхо, один из интереснейших экспонатов из всех империалов. Какие формы! А как украшены задние крылья!
Я даже не представляю, насколько охренели американцы от новых, невиданных обтекаемых форм поколения AirFlow! Охренели, видимо, очень сильно, потому что Крайслер медленно, но верно возвращает облик автомобилей к привычной большинству автолюбителей реальности. Четвертое поколение Империалов (1937-1939 годы) выглядит так:
В годы Второй мировой внимание всего мира переключается с роскоши на элементарное выживание, и вместо гражданских автомобилей производится военная техника. Мы этот период истории пропустим и перейдем сразу к 6-му поколению империалов (1949-1954 гг), а этому шестому поколению уделим более пристальное внимание. 1950 год, начало производства, и дизайн еще типично-довоенный:
1953 год. Внешний вид «машины для обеспеченных» становится чуть легче, воздушнее:
В 1955 году Империал становится самостоятельной автомобильной маркой. По прежнему машины делает Крайслер, но имя они носят уже самостоятельное. В этом году Империал - это что-то мерседесоподобное:
А уже на следующий, 1956-й год, после получения самостоятельно имени Империал начинает выглядеть совсем по-другому. Потому что американцев в это время охватывает лихорадка самолетно-ракетного направления в дизайне автомобилей:
В 1957-м Империал, кроме собственного имени, получает и собственную платформу (до этого времени автомобили строились на общей платформе с другими Крайслерами). Ракетно-самолетный дизайн остается и развивается, лимузин начинает выглядеть просто как мечта Элвиса Пресли :)
На рекламе Империала 1959-го года видно, как эволюционируют хвостовые плавники задней части автомобиля:
А эволюцию передней части - фар, бампера и радиаторной решетки, которая роднит американский лимо с каким-нибудь хищным монстром, демонстрирует реклама Империала 1960-го года:
С 1961-го Внешний облик Империала начинает медленно, но неумолимо изменяться:
Самолетно-ракетный дизайн постепенно становится историей (на фото - реклама Империала 1962 года)...
И уже на рекламе Империала 1963 года видно, что топ-машина от Крайслера начинает быть вроде и квадратной, но одновременно с этим - какой-то легкой и изящной:
Как же Империал того времени элегантен! (реклама 1965 года):
1967 год - на мой взгляд, кульминация квадратно-летяще-стремительного дизайна Империала. Какие формы!!!
С конца 60-х - начала 70-х годов у Империала появляется новая, очень крутая фишка в дизайне: фары, когда не активны, прикрыты декоративными накладками так, что радиаторная решетка кажется шириной во всю ширину автомобиля. 1969-й год:
1970-й год. Перед машины с невидимыми фарами становится квадратнее и солиднее.
Ну и наконец Империал начинает выглядеть как классический лимузин в моем понимании. Фары по прежнему не видны, но то, что они есть - заметно. 1974 год:
Написал «как классический лимузин» и задумался - почему? Из-за решетки радиатора. Именно так я рисовал лимузины на уроках в школе в начальных классах :) (на фото ниже - Империал 1975 года)
Вот и все, на этом славная история самого престижного Крайслера заканчивается. Начиная с 80-х Империал начинает вырождаться во что-то неудобоваримое:
Последняя лебединая песня начала 90-х:
И на этом, похоже, окончательно всё. В 2006-м, правда, вышел в свет концепт современного Империала, но, по моему мнению, очень хорошо, что он так и остался концептом. Зачем позорить славное имя Империала?
Вид сзади особенно доставляет. Страх-то какой!
В общем, такая вот история автодизайна на примере лимузина одной из трех компаний, формировавшей правила и каноны автомобилестроения Америки. Начиная с автомобиля, который мне посчастливилось видеть своими глазами в Греческом автомобильном музее.
Все-таки в прошлом веке американцы были молодцы!