Братья и сестры, как помочь вашим детям жить дружно (Фабер, Мазлиш)

Mar 31, 2019 17:42

Читала пару лет назад эту книгу, что-то отложилось, но так как я не записывала, то почти ничего не помню уже. Решила проглядеть и выписать главное. Очень классная книга, все четко и по делу, с алгоритмами. Все как мне нравится. Ну и куча примеров. Рекомендую к прочтению всем родителям с несколькими детьми.



Глава 1
Братья и сестры - в прошлом и настоящем

Записывайте ссоры ваших детей, чтобы потом их обдумать. Надо научить детей тем навыкам, которые понадобятся в личных отношениях во взрослой жизни.

Глава 2
Пока не исчезнут негативные чувства

Мы разрешаем детям высказывать свои чувства, но не причинять друг другу боль. Наша задача - научить их проявлять гнев не причиняя боли.

1. Вместо того, чтобы отрицать негативные чувства по отношению к брату или сестре, признайте их. Выразите чувства словами. (Тебе кажется, что он делает это нарочно)
2. Предложите детям фантазию, которой нет в реальности. Выскажите то, чего может желать ребенок. (Ты хотела бы, чтобы она спрашивала твоего разрешения)
3. Помогите детям направить свои враждебные чувства на символические объекты (покажи на кукле, разрисуй картинку, напиши письмо)
4. Прекратите недопустимое поведение. Покажите как проявлять негативные чувства не нападая друг на друга (скажи, что тебе не нравится)

Братья и сестры должны знать, что их чувства по отношению друг к другу подтверждены словами, которые выражают эти чувства или пожеланиями или символическим или творческим поступком.

Детям необходимо, чтобы кто-то остановил их недопустимое поведение и показал, как можно проявить гнев приемлемым образом.

Глава 3.
Опасности сравнения

1. Избегайте одобрительных сравнений (ты не делаешь х, как младший брат), а просто опишите, что видите.
2. Избегайте неодобрительных сравнений, а опишите проблему

Когда дети вслух гордятся своими успехами, надо проявить чуткость к остальным детям и оставить похвалу и радость до момента, когда вы наедине. Можно сказать "наверное ты очень гордишься собой!" Или "ты много старался, и у тебя получилось!"

Не поддавайтесь соблазну сравнивать. Опишите то, что видите, чувствуете или что нужно делать.

Глава 4
Равенство унижает

1. Вместо того, чтобы стремиться к равному распределению сосредоточьтесь на индивидуальных потребностях каждого из детей.
2. Вместо того, чтобы говорить об одинаковой любви, покажите ребенку, что любите его по особому.
3. При равном распределении времени кто-то чувствует себя обделенным. Уделяйте детям время соответственно потребностям (у сестры день рождения, это очень важное событие, мы должны это обсудить, а когда закончим, я очень внимательно тебя выслушаю)

К детям не нужно относиться одинаково, но к каждому по-своему.

Глава 5
Братья и сестры - и их роли

Не уделяйте время агрессору. Вместо этого уделяйте время пострадавшему.

Больше никаких агрессоров и жертв. Вместо того, чтобы воспринимать ребенка как агрессора ему нужно помочь воспринять себя как цивилизованного человека. Вместо того чтобы воспринимать ребенка как жертву родители должны научить его постоять за себя.

Никому не позволяйте навязывать ребенку роль.

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на проблемах детей, сконцентрируйтесь на их способностях.

Детей с проблемами не следует воспринимать как проблемных детей. Надо чтобы их подавленность понимали, чтобы их достижения пусть несовершенные ценили, чтобы им помогали найти решение.

Глава 6
Когда дети дерутся

Бесполезные реакции на детскую драку:
-прекратите немедленно
-кто это начал?
-как не стыдно? Каждый раз когда я вас вижу, вы деретесь.
-мне не важно, как началось, я хочу, чтобы вы прекратили
-у меня из-за вас голова болит
-ты слишком взрослый для таких игрушек
-почему вы не умеете делиться? Вам будет веселее, если вы станете играть вместе.
-я забираю игрушки, а вы отправляйтесь по своим комнатам

Как справиться с драчунами

Первый уровень: нормальное поведение
1. Не обращайте внимание. Думайте о предстоящем отпуске
2. Скажите себе, что детям нужно учиться самостоятельно разрешать конфликты

Второй уровень: ситуация накаляется, вмешательство взрослых может быть полезно. Этапы разрешения конфликта:
1. Признайте право детей испытать гнев по отношению друг к другу. Одно это уже может их успокоить.
2. Уважительно выслушайте каждого из детей. Сформулируйте точку зрения каждого ребенка
3. Покажите, что понимаете сложность проблемы. Опишите проблему с уважением (это сложная ситуация: двое детей и только один щенок)
4. Выкажите уверенность в том, что они способны найти взаимно приемлемое решение
5. Выйдите из комнаты. Можно ненавязчиво предложить простое решение перед уходом (может вы захотите играть по-очереди/вместе). Если конфликт продолжается: если вы не договоритесь, то я сама решу за вас, и решение вам может не понравиться.

Третий уровень: ситуация становится потенциально опасной
1. Все выясните. Если вы не уверены, драка это или игра, то спросите. Драка считается игрой только с взаимного согласия.
2. Дети должны знать (играть можно с взаимного согласия)
3. Уважайте чувства детей (на мой взгляд слишком жестоко играете, найдите другое занятие)

Четвертый уровень: ситуация опасна, вмешательство взрослых необходимо. Когда драка угрожает стать слишком серьёзной
1. Опишите
2. Установите границы (это очень опасно, нам всем нужно успокоиться)
3. Разделите драчунов (каждый в свою комнату)

Как помочь детям разобраться со сложным конфликтом:
1. Нужно собрать все заинтересованные стороны и объяснить цель беседы
2. Нужно объяснить правила всем
3. Нужно записать чувства и тревоги других детей. Прочтите записи вслух, чтобы убедиться, что поняли правильно
4. Дайте детям время высказаться
5. Пусть все предложат как можно больше вариантов решения проблемы. Запишите их не оценивая. Пусть начнут дети
6. Примите те решения, которые всех устраивают
7. Исполняйте принятые решения

Как поддержать ребенка просителя (дай мне свою блузку/мелки), не принимая ничьей стороны
1. Сформулируйте задачу каждого
2. Установите правила (домашняя работа имеет больший приоритет)
3. Оставьте возможность для дальнейших переговоров
4. Выйдите из комнаты

Как можно стимулировать детей делиться без принуждения
1. Привлеките детей к процессу раздела чего-то
2. Указывайте на преимущества возможности делиться
3. Дайте детям время все обдумать (она скажет, когда будет готова делиться)
4. Хвалите детей, когда они делятся друг с другом по собственной инициативе
5. Показывайте пример (а теперь я дам тебе укусить от моего печенья)

Пока дети не ссорятся, не вмешивайтесь!

Опасно делать одного ребенка доверенным лицом и обсуждать с ним проблемы брата. Проводя время с одним ребенком не следует говорить о другом. С некоторыми детьми невозможно справиться, как бы ни старались родители.

Новые способы улучшения отношений между братьями и сестрами

-Каждый ребенок должен несколько раз в неделю оставаться с вами наедине
-Общаясь с одним ребенком, не говорите о другом
-Не лишайте внимания и заботы любимчика, чтобы сосредоточиться на том, кому достаётся меньше внимания
-Не навязывайте детям конкретное положение (старший, младший)
-Не зацикливайтесь на общности: для некоторых детей утомительно проводить много времени с братом/сестрой
-Каждый ребенок должен знать, что обладает качествами, которые восхищают братьев и сестер
-Устраивайте семейные собрания: мы садимся за стол и говорим обо всем

Конспект, Книги

Previous post Next post
Up