14 августа
Неразбериха - ожидание на причале - встреча со старыми друзьями - теплоход «В. Голузенко» - переход из Светлой в Адими - база «Тернейлеса» - Адими и бухта Золотая
С раннего утра на нашей базе царила предвыездная суета. Хотя, по большому счёту, всё было собрано ещё в предыдущий день, но всё время находились какие-то мелочи. До подхода теплохода оставалось ещё несколько часов, и я отправился по магазинам, купить в дорогу какой-нибудь перекус. Каково же было моё изумление, когда вернувшись на базу я никого там не застал! Впоследствии оказалось, что Василий Андреевич с Эдуардом Ивановичем, люди очень ответственные, решили подъехать в порт пораньше, на всякий случай. А так как у нас было два автомобиля, и выезжали они не одновременно, экипаж каждого считал, что я нахожусь в другой машине. Застав пустующую школу, я кинулся в порт, до которого было без малого 4 километра. В районе Фунтов меня подобрал Андрей. В порту обнаружилось моё отсутствие, и он вернулся за мной.
Потом мы ещё долго слонялись по причалу. Река несла вдоль берега мутные воды, полные всякого лесного мусора. Но, к нашему удовольствию, волнение в море поутихло, что предвещало спокойный переход.
Наконец, из-за мыса показался теплоход. Мы схватились за рюкзаки и застыли в ожидании. Стоянка здесь была недолгой. На берег сошло пару десятков человек, вместо них по трапу поднялась наша команда и несколько человек из Светлой. Тут же убрали трап, отдали швартовы и теплоход вышел в море.
Мир тесен - в этом я ещё раз убедился, встретив на борту своих старых друзей. Андрей, мой одноклассник и друг детства, направлялся в командировку в Адими на несколько дней. Олег, с которым мы ходили в маршруты в верховьях Бикина 14 лет назад, направлялся на вахту, на лесоучасток в верховьях Самарги. Так что те 5 с половиной часов перехода из Светлой в Адими пролетели незаметно, в беседах, расспросах и рассказах.
Теплоход «Владимир Голузенко» был построен 30 сентября 1977 года. Длина 38 м, водоизмещение 248 т, осадка 2,18 м. Перевозит чуть более 100 человек. Места в салоне сидячие. Имеется, правда, каюта с несколькими койками, но они, конечно, всегда заняты. Владелец теплохода ОАО «Тернейлес». Судно уже много лет совершает по нескольку рейсов в месяц по маршруту Пластун - Светлая - Адими (район Самарги) и обратно, завозя людей на вахту и забирая на межвахтовый отдых. Навигация осуществляется круглогодично. При хорошей погоде и благоприятной ледовой обстановке путь в 365 км из Пластуна в Адими занимает около 22 часов. В салоне работает телевизор, имеется небольшое помещение со столиком и чайником, где можно заварить сублимированную лапшу и вскипятить чай.
Между Светлой и мысом Бакланий теплоход проходит недалеко от берега. Здесь я хорошо смог рассмотреть Светлинский водопад со стороны моря. После обильных дождей он смотрелся весьма живописно. Белые пряди сплетались и расплетались, ниспадая с базальтового обрыва. Белая полоска водопада была видна издалека на фоне тёмных скал и сочной зелени.
Неподалёку от Сковородки, в районе устья Ахами, был виден подобный водопад, но меньших размеров. На траверзе бухты Крепостная впереди по курсу, из-за горизонта показался большой гористый остров. Так выглядят отсюда сопки в районе мыса Золотой, отделённые от основного массива Сихотэ-Алиня низкими и плоскими долинами рек Жёлтая и Тохтинка. По мере приближения корабля, из-за горизонта выплывают более низкие сопки и остров превращается просто в выступ береговой линии. После устья Венюковки, напротив Самаргинского взморья корабль отдаляется от берега на 10 километров.
Сопки по левому борту смещаются не спеша и величаво. Особенно красиво смотрятся три обособленные вершины к югу от устья Единки - Плоская, Ягодная и Каменка.
Наконец, стал различим маяк на мысе Золотом.
Впереди показалась база Тернейлеса. «Владимир Голузенко» сбавил ход и мягко причалил к берегу. Уже наступил вечер. Нужно было позаботиться о ночлеге. Из порта наверх, к конторе, отходила вахтовка с рабочими, мы доехали с ними. Административно-бытовой корпус в Самаргинском ЛЗУ располагается на пологом южном склоне сопки, заросшим пихтой, кедром и елью, в нескольких сотнях метров от порта.
База в Адими заслуживает всяческих похвал. Первыми словами студентов было:
- А здесь точно лесом занимаются? Может быть золотом или алмазами?
Действительно, в самом далёком уголке края не ожидаешь увидеть современное здание, опрятное снаружи, чистое и благоустроенное внутри. Когда разрешился вопрос с проживанием и нас пригласили внутрь, было даже немного неловко, словно мы попали с корабля на бал. Перво-наперво, на входе нужно было переобуться в домашние тапочки, а уличную обувь оставить в гардеробе. В связи с перевахтой, свободных комнат не было и нас подселили по разным комнатам на первом этаже. В комнате имеется стол, три кровати, холодильник, телевизор, сан.узел оборудован душевой кабинкой. В-общем, всё для комфортного отдыха.
По пути в столовую поднимаешься на второй этаж и проходишь через зимний сад и галерею. В зимнем саду стоят мягкие кожаные диваны в окружении больших тропических растений. На стенах развешаны большие панорамные виды побережья, тайги и перевалов. Столовая тоже уютная и практически ничем не отличается от городских сетевых кафе. Здесь можно купить кондитерские изделия в упаковке, соки, жвачку, газеты, сигареты. Студенты с голодными глазами бросились сметать со стеллажей тарелки с едой и ставить себе на разнос. Ужин был вкусен и весьма недорог.
В прекрасном расположении духа выйдя из столовой, все дружно решили правдами и неправдами поселиться здесь. Сожаление от расставания с базой в светлинской школе быстро улеглось, как только мы оказались в Адими. Но Василий Андреевич быстро спустил нас на землю. Ездить отсюда на маршруты в верховья Самарги было бы слишком накладно. Да и приютить нас могли не более чем на пару-тройку дней. Всё-таки база ведомственная и количество мест здесь ограничено.
Двухэтажный административно-бытовой корпус находится на самой верхней полке. Полками, ниже по склону, располагаются ряды небольших деревянных бараков. Туалет здесь располагается на улице, а помыться можно в бане. Вдоль «улиц» деревянных бараков оборудованы места для курения со скамейками, как в парке. Здесь тоже цивильно, но уже не так, как на самом верху. В верхний АБК селят всех, но за нарушения правил проживания выселяют в бараки полкой пониже, так нам сказали женщины на «ресепшене». Мы решили, что если набедокурить в бараках, то будут «спускать» жить ещё пониже, пока не окажешься на причале. Где, уже в случае последнего нарушения, тебя просто посадят на теплоход и выпроводят восвояси. Женщины поулыбались, но разубеждать не стали.
До наступления темноты было ещё много времени, и я по своей привычке, как всегда в новой местности, решил обследовать ближайшие окрестности базы. Когда-то здесь, в устье реки Адими (ныне Жёлтая) располагалось крупное село. В 1930-х здесь ещё жили старообрядцы. После войны село разрослось. Здесь было отделение банка, сберкасса, школа, кирпичный завод, рыбоконсервный комбинат, пристань. Но при Хрущёве прошла кампания по закрытию и расселению неперспективных сёл и посёлков, и Адими исчезло с карт.
Теперь здесь база ОАО «Тернейлес». Без преувеличения можно сказать, что это логистический центр всего крайнего северо-востока Приморья. Через портпункт Адими, помимо грузов, предназначенных собственно для Тернейлеса, идёт снабжение топливом и материалами северных посёлков, связанных с Адими автодорогами и зимниками - Перетычихи, Единки, Самарги и Агзу. Кроме того, местные жители, при наличии мест, могут выбраться на материк на т/х «В. Голузенко».
Портпункт Адими представляет собой прямоугольную гавань размерами 140 на 45 м с причальными стенками. К востоку к гавани прилегает большой бетонированный лесосклад, берега которого укреплены скальником и железобетонными волногасителями.
В трёхстах метрах к западу находится устье реки Жёлтой с тихой заводью, расположенной за галечниковым пляжем. Вода в реке действительно жёлтая, скорее даже кирпично-коричневая, хотя и прозрачная. При впадении в море, речные воды разбавляются морскими. Морская вода в устье светло-жёлтая, что хорошо видно, когда волны просвечиваются солнцем.
Бухта, в которую впадает Жёлтая называется Золотая. К северу от бух. Штормовая в устье Кемы - это самая крупная бухта. Ширина на входе между мысами Зелёный и Бакланий составляет 3,2 км, площадь акватории - 1,6 кв. км. Конечно, бухта очень открытая и не считается хорошим укрытием для кораблей.
Тем не менее, в бухте Золотой находится якорная стоянка, где корабли на рейде дожидаются погрузки.