8 - 13 августа
Визит в ЛЗУ «Светлая» - предвыездная паника - отдых продолжается - светлинский пляж - Оушен Драйв - берег кораблекрушений - тайфун Халонг - сборы
С утра пораньше, в начале рабочего дня, мы отправились в контору «Тернейлеса». Переговоры по закупке бензина увенчались успехом. Была достигнута договорённость даже о том, чтобы заправиться в Адими, куда из Пластуна судно снабжения могло прихватить пару двухсотлитровых бочек для нашей экспедиции. Причём, к нашему облегчению, по цене выходило даже дешевле, чем если бы мы поехали заправляться в Амгу. По поводу транспортировки морем наших автомобилей вместе с экспедиционным имуществом, всё решилось даже чересчур оперативно. Буквально через три часа из Светлой на Адими снималось СП, которое было готово принять на борт наш груз.
Примчавшись на всех парах на нашу базу, и сообщив о том, что корабль уже отходит через три часа, мы вызвали ажиотаж, сменяющийся паникой и отчаянием. Не успеваем! Кто-то пошёл по магазинам, в школе не убрано, не собраны вещи. Но самое главное - Андрей разобрал свою машину и быстро починить и собрать просто б не успел. Пришлось отказываться от поездки и оставаться в Светлой ждать следующего рейса. Который мог состояться и через трое суток, и через две недели - никому не были известны точные сроки.
Так или иначе, впереди было ещё несколько дней вынужденного бездействия. Время занимали рыбалкой, выезжали на шашлыки, занимались мелкими бытовыми проблемами. От появившейся массы свободного времени я увлёкся чтением, но пока случайно не обнаружил интересные книги в школьной библиотеке, прочитал научный труд по минералогии от корки до корки, который мы брали с собой в качестве справочника.
Наряду с речкой, любимым местом препровождения в Светлой для меня стал пляж. Наверное, во многом благодаря пляжу и появилось название реки, а затем и посёлка. Среди окружающих тёмно-бурых и чёрных базальтовых и андезитовых скалистых обрывов, здешний пляж и соседние мысы состоят из светлых риолитов. Возможно, первые исследователи и поселенцы, прибывшие по морю, потому и назвали это место «Светлая», увидев белую полоску пляжа.
Конечно, вблизи всё выглядит не совсем так, как представляется издалека. По светлинскому пляжу нельзя побегать босиком, у кромки прибоя, взбивая брызги ногами. Он весь состоит из валунов, размером с баскетбольный мяч. На нём не поставишь палатку и не поиграешь в волейбол. Это далёкий суровый север, не чета южным Шепалово и Триозёрью. Даже если ты закалён и желаешь искупаться в холодных водах Татарского пролива, в воду просто так не зайдёшь. У самой воды и на мелководье валуны покрыты коричневой слизью. Если смельчак решит зайти в воду, его ноги соскользнут в щель между валунами, а волна окончательно лишит равновесия, опрокинув на камни. Поэтому, в Светлой никто не купается. Местные ездят отдыхать на море на Баклан (кл. Бакланий к северу от Светлой), или в урочище Бобково, к югу от Светлой. Впрочем, загорающих на пляже местных девушек можно повстречать и здесь.
К пляжу можно выехать либо в устье реки, либо у подножья сопки с северной оконечности. В других местах вдоль пляжа не прогуляешься даже пешком. Заборы дворов выходят почти к самым камням, оставляя узкую полоску травы с разбросанным в ней всяким мусором, приносимым штормами. Поэтому прогулки можно совершать прямо по камням, у кромки воды, обходя ржавые остовы выброшенных на берег кораблей. Такой вот Оушен Драйв по светлински.
Во всех далёких таёжных посёлках наблюдается одна и та же картина - отходившие своё автомобили без колёс, поставленные на деревянные чурки. Их можно видеть где угодно - в огородах, во дворах, вдоль улиц и на пустырях. Светлая - не исключение. Мне даже пришла в голову дурацкая мысль - можно было бы поставить корпус отходившего своё автобуса на здешней «набережной», провести туда свет из соседнего дома, поставить обогреватель. И вот - готовое кафе с пафосным названием «Оушен Драйв». По крайней мере, оно очень органично вписалось бы в ландшафт.
А ландшафт здесь весьма своеобразный. Берег в районе Светлой без преувеличения можно назвать «берегом кораблекрушений» или «берегом погибших кораблей». Напротив мыса Сосунова на скалистой отмели лежит полуразбитый корпус большого корабля. Неподалёку от устья, далеко на пляж выброшены два морских буксира. И венчает этот список теплоход Булункан, дедвейтом более шести тысяч тонн и длиной 104 метра. Он находится в северной части пляжа. Корма корабля находится вблизи уреза воды, но бак закинут гигантской штормовой волной на несколько метров, в тыловую часть пляжа. В декабре 2001 корабль, гружёный древесиной попал в сильнейший шторм и был выброшен на берег. Лес с Булункана сгрузили. Но операция по снятию с камней оказалась настолько трудоёмкой и дорогой, что Арктическое морское пароходство, которому принадлежал теплоход, отказалось от прав не него. В соответствии с действующим законодательством, владельцем судна станет тот, кто снимет его с мели. Желающие профинансировать это весьма дорогостоящее мероприятие не нашлись и корабль остался ржаветь на берегу.
Заход в устье реки, где расположен портпункт, сложен для больших кораблей. Во-первых, нужно точно рассчитать время прилива и осадку судна, чтобы не пробить дно или застрять на баре реки. Во-вторых, точно попасть в узкий створ и погасить скорость, так как причальная стенка начинается сразу за устьем. Для выхода в море также требуются навыки и слаженная работа рулевых корабля и буксира. Большой длинный корабль должен развернуться на 180 градусов прямо в реке, когда корма цепляет причальную стенку, а нос скользит в опасной близости от мелей левого берега. В один из вечеров, я во время очередной прогулки как раз и наблюдал это действо. Замена у причальной стенки загруженного «Приморсклеспрома» на порожний «Авангард» заняла от силы 50 минут - всё было проведено по-мастерски.
Тем временем, прогнозы погоды были неутешительны, наше пребывание в Светлой сильно затягивалось. На Приморье из Китая надвигался тайфун Халонг. Разумеется, на время прохождения тайфуна по акватории Японского моря, выход небольших судов из гавани был невозможен.
Утром 11-го августа пошёл дождь. К вечеру он усилился и задул сильный ветер. Ночью и весь следующий день ветер с дождём не прекращались. Вечером, со двора школы, расположенной в двух километрах от моря, сквозь шум листвы и треск веток, был слышен гул, создаваемый тяжёлыми волнами и катающимися в прибое валунами. Не представляю, как живётся жителям крайней улицы посёлка, когда буйствует стихия. Огромные волны почти достигают забора и сараев. Зимой там всё покрыто смёрзшейся шугой и брызгами.
Утром 13-го августа непогода начала стихать. Ручей Пресный, протекающий вдоль пляжа, вышел из берегов и превратил улицу в настоящую реку.
Пляж было не узнать. Он весь покрылся выброшенной волнами ламинарией. То, что продаётся в супермаркетах расфасованным по пакетам за приличную цену, здесь валялось десятками тонн. Я набрал в пакет несколько листов, чтобы на ужин сделать салат. Понемногу стали подходить и местные жители с пакетами и мешками. Ламинарию здесь заготавливают впрок. Либо сушат, либо сразу делают салаты и закатывают в стеклянные трёхлитровые банки в растительном масле, с лучком, лаврушкой и перцем-горошком.
Днём из порта пришло обнадёживающее известие. Завтра на север, в Адими, шло СП, которое брало на борт наши машины с вещами и водителями. Кроме того, в этот же день через Светлую будет проходить ведомственный теплоход «Владимир Голузенко», завозящий на вахту работников «Тернейлеса». В Светлинском ЛЗУ мы вместе с покупкой бензина уже успели оплатить проезд и переброску машин, оставалось только собраться и навести за собой порядок в школе.