Азовское море, первое знакомство.

Oct 19, 2020 23:04


В этом году все планы летнего отдыха пошли насмарку. Конечно, фотовылазка на Рейнеке удалась, но основное время отдыха пришлось у меня на сентябрь. Чтобы не пропадать билетам, купленным заранее, отправился я через всю страну в Москву, погостить у сестры. Но так как долго в большом городе жить не могу, то решил я попутно смотаться на какое-нибудь из близлежащих к Москве морей. На Балтику, и, тем более на Белое в сентябре ехать было уже поздновато, а на Чёрном я уже был три раза.

Поэтому было решено слетать на Азовское море. До поездки я его представлял следующим образом:

1. Это как бы недоморе. Лиман Черного моря, хотя и очень большой.

2. Самое мелкое море в мире. Своего рода - большая Ханка.

3. Соответственно, мутная и подпреснёная вода, низкие заболоченные берега.

4. Отдыхать туда ездят только из близлежащих регионов, или те, кто не умеет плавать, или с маленькими детьми - ведь это же лягушатник, а не море.

5. И ещё там много пиратов. Так как за морем там расположено, своего рода, европейское Сомали.

Итак, с этими стереотипами я взлетел из Шереметьево и взял курс на Симферополь. Как раз на подлёте к Крыму, самолёт летит над Азовским морем, которое с 10300 м было видно практически всё.



01. Над Керченским проливом. Вдали - Украина.



Примерно чуток после обеда по местному времени, я получил багаж и был готов выдвинуться на Азов. Так как я житель тихоокеанских берегов, море для меня должно быть похоже на море, а не на озеро. С высокими скалистыми берегами, безбрежной ширью и волнами. Поэтому я решил отправиться на самый возвышенный участок побережья, в-общем, не типичный для берегов самого мелкого моря в мире, на Караларское побережье, или Генеральские пляжи. Береговые обрывы здесь местами достигают метров 20-30, а холмы неподалёку от побережья превышают 100 м над уровнем моря. Для маленького моря, окружённого равнинами - неплохо.



02. Степной Крым.

Ещё в самолёте решил не заморачиваться с автобусами, а доехать до близлежащего к «Генералам» посёлка на такси. С запада это Золотое, с востока - Курортное. Но когда я сказал таксистам, что мне до Золотого, те даже не знали, что такое есть в Крыму. Говорю - возле Керчи. Те сразу - ого, такую даль!!! В-общем, пришлось подсесть к другим пассажирам и доехать до Феодосии за 1500. Но такая же история случилась и в Феодосии. Никто не знал, где это Золотое. Нашёлся один, но сказал, что дорога туда в крайне убитом состоянии. Ну, кто бы сомневался! Сторговались за 2000.

Да, раскошелился, но зато на закате солнца я не только успел закупиться продуктами в Золотом, но и прошёл несколько километров на восток вдоль побережья, и до темноты расположился на маленьком пляже.



03. Закат над Казантипским полуостровом и Казантипским заливом, вид с окрестностей м. Чаганы.

Правда, пляж оказался слишком узким, и утром я перешёл на другой, пошире и подальше по побережью. Ну и сразу для ориентировки помещу вырезку из топокарты (1:200 000) Караларского природного парка:



04. Караларское побережье расположено на севере Керченского п-ова, между селами Золотое и Курортное. Во врезке район моего посещения, на следующей иллюстрации. Хотя на карте подписано КаралаВская, все говорят КаралаРская.



05. Первые пляжи после с. Золотое, на врезке выше показан этот район в красном прямоугольнике.

Ещё из неофициальных названий этого участка берега Азовского моря фигурирует берег 1000 бухт, или берег 1000 пляжей. На три десятка километров между мысами Чаганы и Богатубе, приходится столько маленьких пляжей, что сосчитать их очень сложно. И названия у них, конечно, больше народные, сочинённые самими туристами. Лишь самые крупные имеют «солидные» устоявшиеся названия.

Первое, чем меня ну не то чтобы поразило, а удивило, или «прикололо» Азовское море - это ракушечные пляжи. Конечно, и на нашем Японском море местами на пляжах много створок двустворчатых моллюсков, а есть и сложенные чисто створками устриц. Но они небольшие. А здесь были реально большие пляжи из голимой ракушки. Только створки раковин, и ничего больше.



06.



07. Ракушечный пляж. За мысом бух. Ксана.

Ходить по ним босиком оказалось не так уж и больно. И к ногам не прилипают как песок. Интересно то, что они легче песка и камней, поэтому волнами их всегда перемещает по верху, набивая целые горы створок в тыловую часть пляжа.

Обнадёженный таким количеством моллюсков, я с нетерпением ждал момента занырнуть и наловить себе местных морепродуктов на пропитание. Но увы, ни одного живого моллюска я не нашёл. Везде простиралось песчаное дно, местами голое, местами с пустыми створками. Лишь напротив скалистых мысов, на подводных камнях, обнаружились колонии мидий. Их было много, но таких мелких, что чистка занимала много времени. Тем не менее, так как всё равно заняться было особо нечем, я каждый день готовил себе их в лимонном соке, под белое вино, купленное в Золотом.



08. Утро на пляже №5.

Караларское побережье, особенно западная часть, прилегающая к м. Чаганы - наиболее приглубый район Азовского моря, то есть максимальные глубины моря, его ложе, расположены наиболее близко к побережью. Десятиметровая изобата проходит здесь буквально в километре от берега. А максимальная глубина моря, расположенная в его центре, составляет 13,5 м. Мне очень хотелось нырнуть на десятку. Ведь это же крутяк - вот так просто занырнуть не на шельфе, и даже не на материковом склоне, а прямо на абиссали, достать до морского ложа! Только на Азовском море такое возможно.



09.

Поплыл я на километр от берега. В нескольких сотнях метров решил нырнуть. Дна с поверхности не было видно, но оно быстро показалось, стоило только сделать несколько гребков в его направлении. Вода при взгляде с берега выглядела прозрачной, но, всё-таки, море мутновато. При следующем нырке врезался головой в большую медузу. Ничего критичного, но в воде, не отличающейся прозрачностью, любое столкновение или неожиданность сильно нервируют. А тут ещё судороги начали хватать - в полупресной воде держаться на поверхности, массируя ногу, не очень то приятно, вода плохо держит. В-общем, не удалось мне достичь морского ложа, ограничился нырком метров на 5 до «материкового склона» и поплыл к берегу.



10.



11.

За вычетом минуса, заключающегося в недостаточной прозрачности, море обладает неоспоримым плюсом - в нём очень тёплая вода. Был я там в середине сентября. Температура воды составляла +25. По сравнению с Чёрным (у ЮБК) выше всего на градус, но если бы я поехал в мае-июне, то разница была бы более ощутимой. Азов вследствие закрытости и мелководности прогревается быстрее.



12.

Погода всё время пребывания была отличной. Все дни солнечно, температура днём +25+30. Но жара как в августе уже не ощущалась. Ощущалось лишь сухое тепло, а не зной как из духовки, которым славится степной Крым летом. Правда ночи были уже не то что прохладными, но когда задувал ветерок, хотелось либо быстрее одеть футболку, либо окунуться в море по шею. Вода реально грела по сравнению с воздухом. Если в июле-августе я спал голым поверх спальника, и то, обливаясь потом; в середине сентября, было комфортно спать уже укрывшись спальником.



13.

Пляж, пятый по счёту от м. Чаганы, где я расположился, был удобен тем, что принадлежал лишь мне одному. Его размеры не позволяли разместить здесь много шумных соседей. С другой стороны, из-за его узости, передо мной стояла дилемма - либо намокнуть во время штормового нагона, либо забраться под обрыв и всё время бояться по поводу возможного камнепада. Так я и передвигал палатку по пляжу, пока не заморочился и скурпулёзно не изучил каждую трещинку на обрыве, выбирая наиболее безопасное место. Конечно, в абсолютной безопасности я всё равно себя не чувствовал, но на азовских ночных ветрах и шумном накате, было приятно думать, что здесь под обрывом в нише, никакой ветер палатку не сорвёт и никакая волна не достанет.



14. Палатка.

Ещё из плюсов этого пляжа было то, что в любое время дня без проблем можно было найти тень в любом удобном месте. Берег обращён на север, а солнце с юга. То есть, здесь не нужны никакие тенты от солнца. На ЮБК они просто необходимы. На фотках видно, как тени перемещаются по пляжу, не исчезая в полдень. Солнечные лучи достают до палатки только на самом закате.



15. Пляж в полдень.



16.



17. На закате.

Варил я на костре. Газовая горелка хотя и была с собой, но в местных магазинах не было газовых баллонов «Следопыт» с резьбой. Вообще-то, дров в местной степи было достаточно. По ложбинам здесь растёт кустарник, сухие ветви которого я и таскал в свой лагерь. Горит он очень жарко, разгорается хорошо. Единственный недостаток - он очень колючий.



18. Прибрежная степь.

С водой было сложнее. Главный недостаток дикарского отдыха в Крыму - необходимость запасаться пресной водой. Из-за этого я и не стал уходить далеко на восток по Караларскому побережью. Воду я покупал в магазине в с. Золотое, попутно набирая и продукты. Эти берега подходят больше для «дикарей» с автомобилями. Можно много чего привезти с собой, либо запросто сгонять в ближайшее село. Поэтому, бухты, в которые возможен спуск автомобиля были заселены туристами, а куда спуститься было возможно только пешком, оставались пустынны.



19.

Например, бух. Белорусская. За всё время я не видел там ни одной палатки. Народ там был, но эти люди приходили с баз отдыха, из Золотого. Прогуляться, искупаться. А вот соседняя бух. Маслинка, куда тоже невозможно спуститься на авто, была плотно заставлена палаточными лагерями дикарей.



20. Бухта Маслинка на закате.



21. Маслинка днём.

В бухте отдыхают нудисты. Или, скорее, натуристы, отличающиеся от первых большей ортодоксальностью. То есть, не просто искупаться-позагорать голышом, а вообще, жить на природе неделями и месяцами не одевая никакой одежды.



22.



23.

Некоторые натуристки не ограничивались Маслинкой, а разбредались и по соседним пляжам ;) А вообще, в Крыму уже перестаёшь делить людей на нудистов и текстильщиков. Голые за пределами городских и сельских пляжей, на любом диком побережье - это в порядке вещей. Пойдя утречком в магазин в Золотое, в море, прям напротив базы отдыха «Красивое место», я увидел прелестное создание, которая каталась на SUPе стоя на коленях, голая по пояс. Снизу. В маечке... и всё.



24. Заваривал чай с местного шиповника.

Итак, подытожив, можно резюмировать следующее. Азовское море своеобразно. Хотя бы раз побывать на нём стоит. Море действительно мелкое. Мутное, но не настолько, чтобы нельзя было понырять. Особенно мне запомнилось ночное ныряние у берега, при свете месяца и планктона. Планктон светил очень сильно, а вода была тёплая, словно парное молоко. Неподалёку профырчал или протрубил местный дельфин - азовка. Море живёт своей жизнью.



25. Маслинка.

Ещё, несмотря на малые размеры, море очень шумное. Из-за малых глубин, волна крутая и короткая, чуть сильнее ветер - и уже катятся барашки. Постоянный шум волн сопровождал всё время пребывания там. Когда после Азовского моря я переехал на Чёрное, проведать свои старые места, то было очень странно и непривычно засыпать в палатке в тишине. В сентябре, ветра были преимущественно северных румбов, поэтому на северном берегу Крыма море шумело, а на южном было спокойно, едва плескаясь чуть заметной зыбью.

И да. Северный берег Крыма, по крайней мере в районе Генеральских пляжей - это глухомань по местным меркам. Никаких развлекаловок и туристической инфраструктуры. Всё очень скромно и тихо. Возможно, в районе п. Щёлкино более оживлённо, так как это крупнейший населённый пункт на Азовском побережье Крыма. А Золотое - это дыра. Впрочем, не всё то золото, что блестит. За убитыми в хлам дорогами, сельской глубинкой, кучами навоза и стадами коров, таится прекрасное побережье, где можно душевно отдохнуть от курортной суеты Южного Берега Крыма.

путевые заметки, Дикарский Крым, Море

Previous post Next post
Up