Вспомнился довольно смешной тренд, который одолевал меня и кое-кого из моих приятелей лет этак двадцать назад: искать примеры случаев, когда искусство имитирует жизнь, имитирующую искусство, которое в свою очередь имитирует жизнь. У нас была компания любителей "погрустить о разном непонятном", было нам тогда лет по пятнадцать, мы пребывали on the top of rebelliuos stage of life, авторитетов не ведали, подстраиваться под окружавшую нас действительность не желали, да и вообще были готовы перевернуть окружавший нас мир, чтобы затем перестроить его в том порядке, который нам казался правильным. Короче, это было самое подходящее время для подобных разговоров. Жаль только, что я тогда ничего не знал про японскую культуру вообще и театральную гравюру в частности, а то "я бы им всем там показал" :)))
Вот, например, "глаза напротив", что вынесены в качестве заглавной картинки к этому посту. Формально это может называться "фрагмент театральной гравюры с изображением Итимуры Удзаэмона XIII в роли Бэнтэн Кодзо: Кикуносукэ на листе работы художника, которого звали Тоёхара Кунитика". Уже в одной этой фразе содержится пример того, как одно имитирует другое. У нас есть изображение реально существовавшего актера, игравшего роль, в образе которой он нарисован, на реально существовавшей театральной сцене. Сам образ вымышленный, но
известно несколько историй, согласно которым персонаж был придуман под впечатлением от реального человека. На мой вкус, будет очень изящно, если взять на вооружение мемуарную историю про то, как Итимура Удзаэмон XIII (впоследствие - великий Оноуэ Кикугоро: V) увидел гравюру с самим собой в вымышленном образе, придуманном Тоёкуни III.
Вот какой бесполезный с практической точки зрения, но увлекательный огород можно нагородить при таком положении вещей:
Тоёкуни III (реально существовавший гравюрный художник-дизайнер) придумал и нарисовал Итимуру Удзаэмона XIII (реально существовавшего актера Кабуки) в дважды вымышленном образе (на гравюре, скорее всего, был нарисован актер в роли персонажа, которого никогда в не существовало в реальных представлениях). По воле случая актер (реальность) увидел получившийся у художника дизайн (дважды вымысел) и настолько впечатлился, что ему захотелось воплотить увиденный вымысел в реальность. Он отправился к драматургу Кабуки Каватакэ Мокуами (реально существовавшему) и попросил того придумать сюжет, в котором мог бы появиться столь полюбившийся реальному актеру дважды вымышленный персонаж, что драматургом и было осуществлено. При этом новая вымышленная история имеет в своем основании реальные события, связанные с пятью осакскими уличными бандитами, известными как Пятеро из Нанивы. Кто в этой истории кого породил? Жизнь искусство, или наоборот? Двадцать лет назад это было бы очень важно. Сейчас это никакого значения не имеет, важно лишь, что 楽しかったです。
P.S.: А если добавить сюда еще и то обстоятельство, что сам по себе гравюрный лист вовсе не "работы художника", но дизайн, к которому кисть дизайнера (это более точное слово по отношению к тем, кто придумывал эти печатные картинки) никогда не прикасалась?