Танцевать и танцевать - это разные вещи

Dec 07, 2012 00:24



Величественный классический театр Но: появился в четырнадцатом веке в качестве формы искусства воинского сословия и в период Эдо он продолжал оставаться театром самурайской правящей элиты. Кабуки же напротив был искусством для простолюдинов, и потому его отличает более выраженная пышность и цветастость. Оба этих театра уходят корнями в народные традиции, но они разные по своей природе. Но: характеризуется мягкими движениями, которые носят название  舞 - маи, в то время как для Кабуки характерна пластика, именуемая 踊り - одори. В общеупотребительном языке глаголы  舞う - мау и 踊る - одору имеют одинаковое значение - "танцевать", и их иногда путают. Однако в мире традиционных исполнительских искусств они обозначают совершенно разные вещи.
Но: происходит от ранних народных театральных традиций саругаку и дэнгаку, в которых есть много движений, позаимствованных из движений, свойственных для сельскохозяйственных работ. Таких, например, как выращивание риса.

image Click to view


除草下駄 - дзёдзо:гэта - башмаки для прополки. Они являются подвидом той обуви, о которой ниже идет речь у Накамура-сэнсэя.

Во время рисовой посадки крестьянину нужно ходить по залитому водой полю. Если бы он делал это голыми ногами, то они бы увязали в грязи. По этой причине крестьяне носили деревянные башмаки 田下駄 - тагэта, или же нечто вроде сандалий на широкой подошве, называющиеся がんじき - гандзики. Чтобы в них двигаться крестьянину приходится пользоваться движениями, которые очень похожи на すり足 - сури аси - скользящую походку в Но:...

image Click to view


Критик и театральный режиссер Такэти Тэтсудзи считал эти движения предтечей сури аси в Но:, однако они могут быть и предтечей вообще всей пластики маи, так как для нее сури аси характерны. В маи танцующий никогда не отрывает ноги от пола. Иными словами, танцору маи следует двигаться плавно и тяжело, низко удерживая свой центр тяжести, чтобы его тело всегда находилось в соприкосновении с землей. Как правило, танцы в Но: состоят из кругов, совершаемых скользящим шагом.

image Click to view


Одори же напротив - подразумевает движения энергичные, с использованием бурной и гротескной жестикуляции. Даже при том, что там нет зрелищных прыжков и растяжек, как в балете, исполнитель одори постоянно отрывает ноги от земли. Танцор двигает ногами в ритм, и его движения чем-то напоминают движения во время работы древнего металлурга, качающего ногами педаль ножных мехов.
Старые песни ремесленников - хорошие кандидаты на роль предтеч некоторых характеристик танцев в Кабуки. Идзумо Окуни создавала свои танцы во времена, когда на побережье Японского моря в районе, который ныне является префектурами Тоттори и Симанэ, был обнаружен содержащий железо песок. Изнурительная работа по добыче железа посредством промывки песка представляется невозможной без сопровождения этого занятия песнями, и ритмичных выкриков бессмысленных фраз, типа えにゃ これ どっこいしょ!- эня корэ доккойсё! 

Но:, японская история, Накамура Матадзо: II, Кабуки

Previous post Next post
Up