Лист этот мы уже видели больше года назад, но тогда составить о нем более-менее полное представление возможности у нас еще не было.
Начнем по заведенной традиции с т.н. "выходных данных". Справа на листе у нас подпись художника и цензорские печати:
Подпись художника: 香蝶楼豊國画 - Ко:тё:ро: Тоёкуни га
Цензорские: 濱 - Хама - Хама Яхэй; 馬込 - Магомэ - Магомэ Кангэю: , а также инверсивная печать 改 - аратамэ, актуальная для периода с 8-го месяца 1850 по 1-й месяц 1851 г.г.
На левой стороне листа у нас находятся печати издателя и резчика:
Издатель: 本々, 中米板 - хомбон, Накаёнэ хан (24-081 - U234b)
печать резчика: 彫工多吉 - тё:ко: Такити
Пояснительные надписи с именами персонажей:
В прямоугольном картуше: 文屋康秀 - Бунъя Ясухидэ
В квадратном: 喜撰法師 - Кисэн-хо:си
Таким образом, мы имеем лист, на котором могут быть изображены два персонажа из вариации на тему классической танцевальной пьесы Кабуки 六歌仙容彩 - Роккасэн сугата-но иродори. Актеры, изображенные в этих ролях, без особых сложностей распознаются по нигао. В данном случае это будут: Савамура Тёдзюро V (Ясухидэ) и Итикава Кудзо II (Кисэн).
Целиком же (и в сохранности, близкой к идеальной) дизайн триптиха, к которому относится наш лист, выглядит вот так:
Как мы видим, это действительно те самые шесть великих поэтов древности, которые в Кабуки составляют мир персонажей "Роккасэн". Необычно здесь то, что все персонажи закреплены за разными актерами. Как правило, в этой танцевальной пьесе пять мужских ролей исполняются одним и тем же актером. Здесь же, если считать изображенное относящимся к какой-то конкретной постановке, роли должны распредилиться следующим образом (справа - налево): Итикава Дандзюро VII (в роли Отомо-но Куронуси), Итикава Эбидзо V (содзё Хэндзё), Иваи Кумэсабуро III (Оно-но Комати), Итимура Удзаэмон XII (Аривара-но Нарихира), Итикава Кудзо II (Кисэн-хоси) и Савамура Тёдзюро V (Бунъя Ясухидэ).
В этой комбинации мне сразу же бросается в глаза наличие нашего старого знакомого - актера и записного красавца по имени Итимура Удзаэмон XII. Если принимать изображенное на триптихе за иллюстрацию к имевшей место в реальности постановке, то она могла иметь место только в "Итимурадза". Удзаэмон XII был дзагасира, т.е. нечто вроде художественного руководителя и директора театра "Итимура". Эта наследственная должность подразумевала под собой невозможность актера играть в других театрах. Следовательно, речь у нас должна идти о постановке в этом театре пьесы со столь звездным составом, который попросту не мог оставить публику равнодушной - все представленные на триптихе актеры были без каких-либо оговорок звездами первой величины.
Однако, несмотря на это, найти пьесы на тему "Роккасэн" с таким составом и в интересующий нас период мне не удалось найти ни в "Итимурадза", ни где-либо еще. И все это наводит на мысль, что данный триптих не является иллюстрацией к имевшей место в действительности постановке.